Учебно-технологическая игра как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Она созвучна природе ребенка.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют укреплению здоровья, всестороннему, гармоническому развитию школьников, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.
Игра, как особый способ взаимодействия человека с миром рассматривалась еще выдающимися мыслителями прошлого - Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Руссо, Г.Гегелем и др. Современные ученые и психологи-К.Д. Ушинский, В.И.Даль, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др. исследовали психологию игры и ее влияние на развитие личности.
В настоящее время игра все шире используется во всех областях педагогической практики как один из путей интенсификации процесса обучения. Все исследователи сходятся на том, что игра способствует активизации учебной и познавательной деятельности учащихся; носит многофункциональный характер.
Вовлечение учащихся в игровую деятельность в процессе профессиональной подготовки и трудового обучения способствует формированию адаптивных качеств личности к реальному производству; систематизации теоретических знаний, развитию практических умений, навыков и профессионально важных личностных качеств человека.
У учащихся специальной коррекционной школы VIII вида снижен интерес к учебной деятельности, слабая познавательная направленность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, что создает дополнительные трудности при усвоении учебного материала.
Дидактические игры имеют обязательные элементы: игровой замысел решения дидактической задачи, игровое действие и правила.
Игровой замысел и игровое действие делают игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.
Все эти возможности игры оказывают большую помощь учителю трудового обучения в организации учебного процесса у умственно отсталых детей. С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные ими навыки и адаптировать их к жизненным условиям и условиям производства.
Наша задача состоит в том, чтобы каждому из учеников дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности. Очень важным стимулом является элемент соревнования.
Рассматривая игру как вариативную форму организации обучения, можно выделить два типа дидактических игр: имитационные и не имитационные.
Схема № 1.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ |
Имитационные | Не имитационные |
Сюжетно-ролевые игры Ситуационно-ролевые игры Деловые игры Учебно-технологические игры | Коммуникативно-мыслительные игры (большие и малые) |
Важную роль в трудовом обучении умственно отсталых детей играют учебно - технологические игры. Результаты анализа структуры, функций и содержания этих игр показали, что они концентрируют в себе как организационные и технологические факторы, так и качественные и количественные показатели.
Под учебно-технологической игрой в коррекционной школе следует понимать групповую учебную игру, в которой в качестве содержания выступает технология обработки изделия (узла), имеющая в своем составе условные роли и правила, которые накладывают определенные ограничения на способы игровой деятельности на уровне разнообразных по содержанию и степени сложности учебно-трудовых действий, с помощью которых достигается учебная цель.
Проектирование учебно-технологических игр.
Основными отличительными особенностями учебно-технологической игры (в дальнейшем УТИ) являются:
- логическая связь содержания, технологии организации и проведения игры с реальным технологическим процессом обработки определенного узла;
- большое разнообразие деятельности учащихся в режиме погружения в технологию отдельного изделия (узла), но с различных позиций: назначение, связь с оборудованием, безопасными условиями труда и др., что способствует повышению интереса к учению, формированию положительной мотивации;
-обязательное наличие элементов творчества и творческой активности; -наглядность и оценивание продуктивности результатов учебной игровой деятельности.
Принципы проектирования УТИ
1. Политехнический принцип (выступает системообразующим фактором содержания и структуры игры).
2. Принцип межпредметных и внутрипредметных связей содержания трудового обучения.
3. Принцип связи содержания учебно-технологической игры с реальным технологическим процессом обработки определенного вида изделия (узла).
4. Принцип профессиональной направленности (профильность трудового обучения)
Система дидактических целей занятия в форме УТИ.
Первый уровень:
формирование системы технико-технологических знаний, умений, навыков;
развитие творческой и познавательной активности;
реализация связи теоретического обучения с практикой.
Второй уровень:
систематизация творческих знаний;
систематизация практических умений и навыков;
формирование политехнических знаний;
формирование технологической грамотности;
формирование мотивов трудового самосовершенствования;
развитие творческого мышления;
развитие умений и навыков коллективной деятельности;
формирование умений реализации теоретических знаний в практической деятельности;
развитие практических умений и навыков;
развитие адаптивных возможностей учащихся к реальному технологическому процессу;
совершенствование трудовых умений и навыков;
закрепление теоретических знаний.
Одним из требований к любой дидактической игре является то, что в достаточно ограниченный промежуток времени такая форма организации учебного процесса должна охватить большой объем теоретического материала. Это может быть достигнуто, с одной стороны, посредством тщательного отбора содержания и эмоциональным воздействием игровой ситуации на учащихся с другой стороны. Вместе с этим требованием эффективность учебно-технологической игры зависит от уровня сближения и адекватности отражения в игровой ситуации особенностей протекания технологического процесса. При этом должны быть наглядно представлены пути и возможности переноса теоретического знания в практические умения.
Таким образом, одним из дидактических условий эффективности учебно-технологической игры является положение о том, что в ее содержание необходимо включать оптимальные для данной формы организации обучения базисные знания и умения, а также направлять их в сферу осмысленной трудовой деятельности.
К структурным компонентам учебно-технологической игры относятся следующие:
цели (общие: образовательные, воспитательные, развивающие;
частные: цели усвоения конкретных предметных знаний);
мотив (цели игры, система стимулов, самоанализ и взаимоанализ);
предметное содержание (сценарий действий, процедур, операций, ситуационных заданий);
правила игры;
средства (учебные пособия, оборудование, сырьевые материалы, инструкционно - технологическая документация, дидактические материалы и др.);
результат (карты активности участников игры, критерии и системы оценок ).
Основные положения разработки учебно-технологических игр
научность;
имитационно-игровое моделирование предметного содержания усваиваемой трудовой деятельности;
проблемность содержания;
сочетание индивидуальных, парных, групповых и коллективных (фронтальных) форм учебной работы учащихся;
иерархия сложности используемых учебно-технологических игр (в зависимости от трудности решения усложняющихся общественно-технологических задач).
Схема № 2
Обобщенная модель учебно-технологической игры.
Учебно-технологическая игра Технология игры | | Технология учебно-трудовых действий учащихся |
| | |
1. Ознакомление с особенностями организации и поведения игры, постановка целей и правил | | 1. Осознание целей, правил и последовательности учебно-трудовых действий. |
| | |
2. Постановка проблемы педагогом. | | 2. Оценка степени сложности проблемы, мысленные операции по установлению внутри- и межпредметных связей. |
| | |
3. Распределение заданий, выдача необходимых средств (индивидуальных и групповых) | | 3. Индивидуальное и командное решение проблемы выполнения учебно-трудовых операций. |
| | |
4. Анализ, оценка степени решимости- проблемы и полноты ее раскрытия педагогом (арбитрами) | | 4. Демонстрация учащимися знаний и умений по решению проблемы (в группе и индивидуально) |
| | |
5. Подведение итогов игры педагогом (арбитрами),формирование новых целей. | | 5. Осознание результативности своих учебно-трудовых действий и внутренних целей |
Схема № 3
Обобщенная схема отражения технологического процесса в учебно-технологической игре
Технологический процесс | Учебная деятельность | Учебно-технологическая Игра |
1 | 2 | 3 |
Цели технологического процесса | Цели учебного процесса | Цели учебно- Технологической игры |
Средства реализации видов трудовой деятельности | Учебное содержание | Содержание учебно-технологической Игры |
Виды трудовой деятельности | Виды учебной деятельности | Виды трудовой и Учебной деятельности, реализуемые в игре |
Операционные действия | | Операционные действия |
Пооперационный контроль | Контроль и диагностика учебной деятельности | Контроль игрового Процесса |
Продукт трудовой деятельности (ее материальное воплощение) | Продукт учебной деятельности (знания, умения, навыки) | Продукт игровой деятельности (знания, умения, навыки и материальное воплощение трудовой деятельности) |
Таким образом, учебно-технологическая игра, лежит в основе организации трудового обучения умственно отсталых детей и имеет ярко выраженное коррекционное значение.
У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии характерен негативизм, неуверенность в себе, закомплексованность, сильные переживания. Учебно-технологическая игра наилучшим образом позволяет учителю использовать компенсаторные возможности каждого ребёнка, опираясь на резервные возможности его высшей нервной деятельности: всесторонне развивать учащихся по ходу учебного процесса, формировать умение работать самостоятельно, планировать свою работу и давать критическую оценку качеству изделия, уметь руководствоваться словесными инструкциями. Трудовые процессы в хорошо организованной игровой деятельности оказывают исключительное влияние на коррекцию дефектов умственного и физического развития.
При проектировании урока в форме учебно-технологической игры мы учитываем условия благополучного развития детей. Формируем команды с учётом индивидуальных особенностей каждого члена команды, организовываем режим работы и отдыха, чередуем разнообразные методы обучения, используем технические средства, учебные пособия и наглядность.
Игра соответствует знаниям, которыми располагают учащиеся. Интерес к играм, к решению какой-либо проблемы, требующих напряжения мысли, проявляется не у всех сразу и поэтому предлагать игры детям с особыми образовательными потребностями надо постепенно, не оказывая давления. Соблюдаем принцип от простого к сложному и наоборот, что тренирует мыслительные функции, позволяет воспринимать учебный материал с разных сторон, лучше фиксировать его в памяти. Для более эффективной итоговой игры поэлементно вводим такие виды учебной работы как: работа с тестами (теоретическими и практическими), работа с технологическими картами, составление и разгадывание словограмм и пр.
Учебно-технологическая игра обладает универсальными возможностями. Использование её при обучении позволяет учителю в той или иной мере подготовить детей к социальной реабилитации и социальной адаптации.
Игра может быть связана со смехом и весельем. Дарвин упоминал, что часто дети смеются, когда играют. Игра – это хорошее настроение. А хорошее настроение – это сброс напряжения, удовольствие и радость, которых так не хватает нашим детям.
Ростовская школа-интернат №42
Мошкина Т. Н.