СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематическое планирование для групповых занятий по русскому языку для 2-4 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе можно ознакомится с учебно-тематическим планированием для ведения групповых занятий (факультативы) по русскому языку для  подготовки к олимпиадам( 2-4 классы).

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование для групповых занятий по русскому языку для 2-4 классов»

Групповые занятия как одна из форм подготовки одаренных детей к различным конкурсам( из опыта работы)

В настоящее время является чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, так как любому обществу нужны одаренные люди, потому что именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере.

Какого ребенка можно считать одаренным? Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Многие ученые указывают на генетическую обусловленность одаренности. Среда, воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. Одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Исследования ученых показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит от школы, поэтому задача школы – «увидеть» и «развить» его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Поэтому так важно вывести ребенка на дорогу поиска в науке, в жизни; помочь раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

Одно из направлений работы нашей школы – работа с одаренными детьми. Я попыталась построить свою систему работы с одаренными детьми по русскому языку.

Свой выбор я остановила на подготовке и участии одаренных детей в олимпиадах, конкурсах, викторинах. Но чтобы подготовить учащихся к различным конкурсам по русскому языку, я решила вести групповые занятия. Почему именно групповые занятия? Работая в малых группах, максимально реализуется дифференциация обучения, индивидуальный подход, применяются разные методы работы: наблюдение, исследование, работа со словарями. Групповые занятия воспитывают внимание и самостоятельность мышления, орфографическую зоркость и интерес к языку. Каждое занятие – это поиск, исследование, сопоставление, доказательства, постоянное преодоление трудностей, а именно преодоление трудностей развивает интерес.

Для ведения групповых занятий по русскому языку во 2 – 4 классах я разработала свою авторскую рабочую программу, которая рассчитана на три года. Данная рабочая программа предполагает целенаправленную систематическую работу с одаренными детьми, чтобы подготовить их к различным конкурсам по русскому языку. Она охватывает все разделы русского языка. А построена по концентрическому принципу: ознакомление и углубление изучаемого материала.

Учебно - тематическое планирование из этой рабочей программы приведено далее.

Учебно- тематическое планирование для 2 класса

Тема раздела

№ заня-тия

Тема занятия

Основное содержание

1. Введение (1 час)

1.

1. Знакомство со страной Языкознание. Входная диагностика.

Знакомство со страной Языкознание и ее жителями.

2. Фонетика и графика

(10 часов)

2.

1. В мире звуков…

Знакомство со звуками речи и отличием их от других звуков.

3.

2. Удивительные звуки.

Классификация звуков речи. Фонетические сказки о звуках. Выполнение упражнений , основанных на классификации звуков речи.

4.

3. Шипящие звуки.

Особенности данных звуков. Употребление гласных И,У, А после шипящих. Выполнение заданий.

5.

4. Алфавит.

Роль алфавита. Решение задач, связанных со знанием алфавита.

6.

5. Зашифрованные слова. Анаграммы. Криптограммы.

Знакомство с анаграммами и криптограммами и приемами их разгадывания. Разгадывание анаграмм и криптограмм.

7.

6. Зашифрованные слова.Ребусы.

Знакомство с ребусами и правилами их расшифровки. Обучение разгадыванию ребусов.

8.

7. Зашифрованные слова. Ребусы.

Разгадывание ребусов. Составление ребусов самими учащимися.

9.

8. Слогоделение.

Деление слова на слоги. Перенос слова. Решение задач, основанных на слогоделении.

10.

9. Волшебник Ударение.

Ударение и его роль. Решение задач.

11.

10. Проверь себя. Обобщение по разделу «Фонетика»

Выполнение упражнений по изученному разделу.

3. Лексика и фразеология (8 часов)

12.

1. Что такое слово?

Понятие о слове и его значении.

13.

2. Слово одно, а значений несколько.

Знакомство с однозначными и многозначными словами. Работа с толковым словарем.

14.

3. Слова – двойники.

Понятие о словах –двойниках

( омонимы). Нахождение омонимов и их толкование.

15.

4. Слова – друзья.

Понятие о словах – друзьях

( синонимы). Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов.

16.

5. Слова – спорщики.

Понятие о словах – спорщиках. (антонимы). Игра «Подбери пару».

17.

6. Фразеологизмы.

Понятие о фразеологизмах Значение фразеологизмов.

18.

7. Фразеологизмы.

Нахождение фразеологизмов. Игра «Собери фразеологизм».

19.

8. Проверь себя. Обобщение по разделу «Лексика и фразеология»

Выполнение упражнений по разделу.

4. Состав слова

(8 часов)

20.

1. Из чего состоит слово?

Знакомство с частями речи (общее понятие).

21.

2. Окончание.

Понятие об окончании. Нахождение окончания в словах.

22.

3. Без чего не может существовать слово?

Корень как главная часть слова. Выделение корня в словах. Понятие об однокоренных словах. Составление гнезд однокоренных слов.

23.

4. Суффикс - строительный материал для новых слов.

Значение суффиксов. Роль суффиксов в русском языке. Образование новых слов с помощью суффиксов.

24.

4. Приставка - строительный материал для новых слов.

Значение приставок. Образование новых слов с помощью приставок.

25.

5. Разбор по составу.

Алгоритм разбора слов по составу. Обучение разбору слов по составу.

26.

6.Словообразователь-ные задачи.

Игра «Собери словечко». Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

27.

8. Проверь себя. Обобщение по разделу «Состав слова»

Выполнение упражнений по разделу.

5. Морфология

(5 часов)

28.

1. Дружная семейка.

Общее понятие о частях речи. Составление схемы «Дружная семейка». Игра «Подскажи словечко»

29.

2. Имя существительное.

Понятие об имени существительном. Род, число, склонение имен существительных.

30.

3. Имя прилагательное.

Понятие об имени прилагательном. Для чего нужны прилагательные? Род, число, падеж прилагательных.

31.

4. Глагол.

Понятие о глаголе. Употребление глаголов в речи. Нахождение глаголов в тексте.

32.

5. Проверь себя. Обобщение по разделу «Морфология»

Выполнение заданий и упражнений по изученному разделу.

6. Заключение (2 часа)

33.

1. Итоговая диагностика.

Проверка ЗУН учащихся за год.

34.

2. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Анализ заданий итоговой диагностики. Викторина по изученному за год.





Учебно-тематическое планирование для 3 класса

Тема раздела

Тема занятия

Основное содержание

1. Введение ( 1 час)

1.

Мир русского языка.

Беседа «Мои знания о стране Языкознание». Входная диагностика.

2. Фонетика и графика (8 часов)


2.

Классификация звуков речи.

Повторение изученного о теме во 2 классе. Составление схемы. Выполнение заданий , основанных на знании классификации.

3.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Повторение особенностей этих букв. Решение олимпиадных задач по данной теме.

4.

Парные согласные.

Особенности данных согласных в фонетике.

5.

Мягкий знак – буква-помощница.

Три роли мягкого знака. Игра «Помоги братцу найти своё место».Задания и упражнения по теме.

6.

Фонетический разбор слова.

Знакомство с алгоритмом фонетического разбора слова. Обучение фонетическому разбору.

7.

Зашифрованные слова. Шарады.

Понятие о шарадах. Обучение разгадыванию шарад.

8.

Зашифрованные слова. Метаграммы. Логогрифы.

Понятие о метаграммах и логогрифах. Разгадывание данных зашифрованных слов.

9.

Обобщение по разделу «Фонетика и графика»

Решение олимпиадных задач по изученному разделу.

3. Лексика и фразеология

(9 часов)

10.

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слов.

Повторение изученного по теме во 2 классе. Понятие о прямом и переносном значении слов. Нахождение слов с переносным значением слов.

11.

Синонимы. Синонимичный ряд.

Повторение изученного во 2 классе. Введение понятия «синоним» Знакомство с синонимичным рядом. Редактирование текста.

12.

Антонимы.

Введение понятия «антоним». Употребление антонимов. Игра «Подбери пару».

13.

Фразеологизмы.

Повторение изученного во 2 классе. Игра «Собери фразеологизмы». Нахождение фразеологизмов в тексте и их объяснение.

14.

Фразеологизмы –синонимы.

Нахождение фразеологизмов – синонимов в тексте. Упражнения в подборе фразеологизмов –синонимов.

15.

Фразеологизмы –антонимы.

Нахождение фразеологизмов –антонимов .Упражнения в подборе фразеологизмов – антонимов.

16.

По страницам русской истории, античной мифологии и библейских преданий.

Беседа «Откуда появились фразеологизмы». Знакомство с историей возникновения некоторых фразеологизмов из русской истории, античной мифологии и библейских преданий.

17.

Устаревшие и новые слова.

Знакомство с понятием «устаревшие» слова. Нахождение устаревших слов в тексте и объяснение их значения. Сопоставление устаревших и новых слов.

18.

Обобщение по разделу «Лексика и фразеология»

Решение олимпиадных заданий по изученному материалу.

4. Словообразова-ние и состав слова

( 7 часов)

19.

Создатели слов.

Повторение изученного « Что я знаю о частях слова?»

20.

Для чего нужно окончание?

Роль окончания. Формы слов. Выбор нужной формы слова.

21.

Корень – значимая часть слова.

Корень-главная часть слова. Составление гнезд однокоренных слов.

22.

Как растут слова?

Знакомство с основными способами образования слов. Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор.

23.

Сложные слова.

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов. Нахождение и составление сложных слов.

24.

Словообразовательные задачи.

Игра «Собери слово», «Отгадай слово». Решение олимпиадных заданий.

25.

Обобщение по разделу

« Состав слова».

Решение олимпиадных заданий по изученному материалу.

5. Морфология

( 8 часов)

26.

Дружная семейка.

Общее о частях речи . Самостоятельные и служебные части речи. Игра « Дружная семейка»

27.

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи(повторение изученного во 2 классе). Имена существительные, имеющие только форму един.числа или только множ.числа. Несклоняемые имена существительные, определение рода несклоняемых существительных. Тренировочные упражнения.

28.

Имя прилагательное .

Имя прилагательное как часть речи. Краткая форма прилагательных.

29.

Глагол.

Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам, числам и временам. Редактирование текста с неверным употреблением глагола. Различие глаголов «есть-кушать, одеть-надеть».

30.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Нахождение местоимений в тексте в косвенных падежах.

31.

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Классификация числительных по значению и по составу. Нахождение числительных.

32.

Омонимичные части речи.

Понятие об омонимичных частях речи. Определение части речи в омонимичных парах. Составление предложений для различения части речи.

33.


Служебные части речи.

Общее понятие о служебных частях речи. Знакомство с наиболее употребительными союзами и частицами.

Заключение (1час)

34.

Итоговое занятие «По страницам изученного»

Итоговая диагностика по изученному материалу.



Учебно-тематическое планирование для 4 класса

Тема раздела

№ п\п

Тема занятия

Основное содержание

1. Введение.

1.

Мир русского языка.

Беседа о разделах науки. Входная диагностика.

2. Фонетика

(4 часа)

2.

Правила фонетики.

Повторение правил фонетики, изученных во 2-3 классах. Решение олимпиадных и конкурсных задач.

3.

Фонетические задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на правилах фонетики.


4.

Фонетические задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на правилах фонетики.


Орфоэпия

(2 часа)

5.

Как правильно звучит слово.

Что изучает раздел науки. Слова, которые чаще всего произносятся неверно.

6.

Орфоэпические задачи.

Решение задач, основанных на знании орфоэпических норм.

3. Морфемика

(4 часа)



7.

Правила морфемики.

Обобщение знаний о морфемике, изученных во 2-3 классах. Решение олимпиадных и конкурсных задач.

8.

Морфемные задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании морфемики.

9.

Морфемные задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании морфемики.

10.

Обобщение по разделам «Фонетика. Орфоэпия.Морфемика»

Решение олимпиадных заданий по изученному материалу.

4. Лексика и фразеология

(4 часа)

11.

Лексические понятия. Фразеологические обороты.

Повторение основных лексических единиц. Обобщение знаний о фразеологизмах. Решение олимпиадных и конкурсных заданий, основанных на лексических понятиях.

12.

Лексические задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании лексических понятий. Редактирование текста.

13.

Фразеологические задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, связанных с фразеологизмами.

14.

Фразеологические задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, связанных с фразеологизмами.

5. Морфология

(4 часа)

15.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обобщение знаний о частях речи и их морфологических признаках.

16.

Морфологические задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании частей речи.

17.

Морфологические задачи.

Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании частей речи.

18.

Обобщение по разделам «Лексика. Фразеология. Морфология.»

Решение олимпиадных заданий по изученному материалу.

6. Орфорграфия

(3 часа)

19.

Где прячутся ошибки?

Виды орфограмм. Знакомство с некоторыми орфограммами.

20.

Орфографические задачи.

Решение орфографических задач.

21.

Орфографические задачи

Решение орфографических задач.

7. Синтаксис

(5 часа)

22.

Словосочетание.

Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний. Выделение из предложения словосочетаний.

23.

Главные и второстепенные члены предложения.

Понятие о второстепенных членах предложении (определение, дополнение, обстоятельство). Разбор предложения по членам. Составление предложения по заданной схеме.

24.

Однородные члены предложения.

Нахождение предложений с однородными второстепенными членами. Составление схем предложений с однородными членами.

25.

Простое и сложное предложение.

Понятие о сложном предложении. Отличие его от простого. Определение вида предложения. Составление сложного предложения по заданной схеме.

26.

Синтаксический разбор предложения.

Алгоритм синтаксического разбора. Разбор простых и сложных предложений.

8. Пунктуация.

27.

Что изучает пунктуация.

Понятие о разделе. Знаки препинания в середине и на конце предложения

28.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Постановка знаков препинания при однородных членах с различными союзами. Составление предложений к схемам с однородными предложениями.

29.

Знаки препинания в сложных предложениях.

Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и без союзов.

30.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Понятие о предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

31.

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Понятие о диалоге. Постановка знаков препинания в диалогической речи.


32.

Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Решение олимпиадных заданий по изученному материалу.

Заключение

(2 часа)

33.

По следам изученного…

Итоговая диагностика по изученному материалу.

34.

Занимательная грамматика.


В результате проведенной мною работы, я пришла к следующим выводам:

1. Групповые занятия для подготовки одаренных детей во внеурочное время – одна из форм развития познавательных способностей учащихся.

2.Занятия должны проводиться систематически и последовательно, что является залогом успеха.

3. Дети с особым интересом и вниманием относятся к выполнению упражнений в занимательной форме.

4. Использовать на занятиях активные методы обучения, в основе которых заложено побуждение учащихся к практической и мыслительной деятельности.