Задание «Учебное задание по истории. 10-11 класс»
ФИО Пилипчук Светлана Ивановна
Место работы Ачинский район МКОУ "Преображенская СШ" ________________________________________________________________________
Тема или Название задачи: «Договор о ненаподении» __________________________________________________________________________
Формулировка познавательного умения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
2) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формулировать вопрос, требующий решения;
- определять цели деятельности, разрабатывать план решения проблемы с учетом; анализа имеющихся ресурсов;
- оценивать соответствие результатов целям;
- раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; формулировать и обосновывать выводы;
- извлекать и интерпретировать информацию;
- оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ — начала XXI в;
2) Знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ — начале XXI в;
3) формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.
4) Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги
5) Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России зарубежных стран ХХ — начала XXI в.
6) Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ — начала XXI в. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; 8) Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ — начала XXI в;
7) Умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской истории;
8) Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ — начале XXI в ; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории;
Внешняя политика СССР. Укрепление обороноспособности
Методический комментарий.
Задача рассчитана на один урок в рамках изучения нового материала и 15 минут в начале следующего урока. В конце первого урока проводится обсуждение выполненного задания На втором уроке проверяется ДЗ и формулируется ответ на проблемный вопрос.
Задания для работы в небольших группах. После подготовки происходит обсуждение наработок групп. Каждая группа сдает свое выполненное письменно задание.
Оценивается участие группы в устном выступлении и письменная работа.
Группа так же оценивает вклад каждого участника.
1-й урок
Постановка проблемного вопроса
Прочитайте две точки зрения о заключения «Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом» (Пакта Молотова-Риббентропа). На основе текстов сформулируйте кратко первую и вторую точку зрения.
Первая точка зрения. «Кремль всегда укоряет Запад: мол, вы первыми пошли на сделку с Гитлером в Мюнхене в 1938 году, а Сталин лишь сделал то же самое, но на год позже. Но это лицемерная и лживая позиция, которая противоречит исторической правде. Невозможно сравнивать Мюнхенское соглашение с московским пактом Гитлера и Сталина.
Все-таки Мюнхенское соглашение было пусть и провальной, но попыткой сохранить мир, а пакт Молотова — Риббентропа — подготовкой и обоснованием для начала войны… Что касается коллективной безопасности в конце 1930-х, то ее провал объясняется другими причинами. Скажем, западные страны не доверяли СССР, видя в нем квинтэссенцию зла» Роджер Мурхаус «Дьявольский союз»
Вторая точка зрения. Могут спросить: как могло случиться, что Советское Правительство пошло на заключение пакта о ненападении с такими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена со стороны Советского Правительства ошибка? Конечно, нет! Пакт о ненападении есть пакт о мире между двумя государствами. Именно такой пакт предложила нам Германия в 1939 году. Могло ли Советское Правительство отказаться от такого предложения? Я думаю, что ни одно миролюбивое государство не может отказаться от мирного соглашения с соседней державой, если во главе этой державы стоят даже такие изверги и людоеды, как Гитлер и Риббентроп. И это, конечно, при одном непременном условии — если мирное соглашение не задевает ни прямо, ни косвенно территориальной целостности, независимости и чести миролюбивого государства. Как известно, пакт о ненападении между Германией и СССР является именно таким пактом.
И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Выступление по радио 3 июля 1941 года
Какой вопрос возникает?
Проблемный вопрос: Руководители Советского Союза способствовали началу войны или сохранению мира?
Что мы знаем?
Что требуется узнать?
Что мы должны узнать изучая документ «Договора о ненападении Германии и Советского Союза»?
Актуализация
Вспомните какие события предшествовали заключению Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом в 1939 г.?
Выскажите ваши версии: РуководителиСССР способствовали началу войны или сохранению мира?
Какая версия кажется вам наиболее правдоподобной?
Работа с историческими источниками.
1 задание. Рассмотрите газетную вырезку 1939 г.
1) Назовите точную дату подписания Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом.
2) Определите по фото где изображены люди поставившие подпись под документом 1) 2) 3) или 4). Выберите и запишите номера (слева направо) и подпишите фамилии. (Учащимся представлена фотография)
2 задание. Проанализируйте отрывки из статей, а так же на основе высказывания Сталина, записанного выше сделайте вывод о всех возможных причинах подписания Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. Запишите обозначенные причины. Какая точка зрения кажется вам более верной? Аргументируйте (устно).
Отрывок 1. «Однако попробуем отрешиться от морали и обратимся к практическим последствиям пакта. Политикам, как и генералам, свойственно готовиться к прошлой войне. Санкционируя договор с Германией, Сталин как будто играл от противного: в Первую мировую войну Россия воевала в союзе с Англией и Францией и потерпела крах. Теперь он хотел оказаться в роли «третьего радующегося». Об этом говорит и логика действий, об этом говорил и сам Сталин 7 сентября 1939 г. Георгию Димитрову: «Война идет между двумя группами капиталистических стран (бедные и богатые в отношении колоний, сырья и т. д.) Мы не прочь, чтобы они подрались хорошенько и ослабили друг друга Мы можем маневрировать, подталкивать одну сторону против другой, чтобы лучше разодрались. Пакт о ненападении в некоторой степени помогает Германии До войны противопоставление фашизму демократического режима было совершенно правильно. Во время войны между империалистическими державами это уже неправильно. Деление капиталистических государств на фашистские и демократические потеряло прежний смысл».
О. Будницкий. «Кому помог Пакт Молотова-Риббентропа» https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/08/22/809447-pakt-molotova-ribbentropa
Отрывок 2. «С одной стороны, Англия и Франция требовали от СССР военной помощи против агрессии для Польши… С другой стороны, те же Англия и Франция тут же выпустили на сцену Польщу, которая решительно отказывалась от военной помощи со стороны СССР. Попробуйте-ка при этих условиях договориться о взаимопомощи, когда помощь со стороны СССР заранее объявляется ненужной и навязанной. …ставят нам в вину, что в договоре нет пункта о том, что он денонсируется в случае, если одна из договаривающихся сторон окажется вовлеченной в войну при условиях, которые могут… квалифицировать ее нападающей стороной. Но такого пункта и такой оговорки нет ни в польско-германском договоре о ненападении, подписанном в 1934 г., ни в англо-германской декларации о ненападении, подписанной всего несколько месяцев тому назад.
(Народный Комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов)
Как высказываются известные политики о пакте Молотова-Риббентропа
(учащимся предоставлены документы для работы)
3 задание. Прочитайте текст договора и кратко сформулируйте его основные положения (не менее трех).
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
Правительство СССР и Правительство Германии руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
Статья I. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III. Правительства обоих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
Статья V. В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.
Статья VI. Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII. Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках в Москве, 23 августа 1939 года.
По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
За Правительство Германии И. Риббентроп
4 задание. А.А. Пронин Советско-германские соглашения 1939 г.: истоки и последствия (мнография) указывает на то, что в договоре отсутствовал пункт, отменяющий его действие в случае, если одна из сторон совершит агрессию (такой пункт присутствовал в большинстве договоров о ненападении, заключённых СССР).
Оцените данную мысль автора, какую роль сыграло отсутствие данного пункта в «Договоре о ненападении» на дальнейшее развитие событий, как могли бы развиваться события при наличии данного пункта в Договоре о ненападении.
Кратко запишите ответ.
Прочитайте текст
Секретный дополнительный протокол
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обоих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обоими сторонами.
2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития.Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии (Молдавии) С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Москва, 23 августа 1939 года
По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
За Правительство Германии И. Риббентроп
5. Здание. На основе прочитанного текста сделайте вывод какие территории входили в сферу интересов Советского Союза. Выберите из списка и запишите их названия.
Список государств: Болгария, Бессарабия, Польша, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Западная Украина, Западная Белоруссия, Чехия, Словакия, Австрия, Румыния.
Ответ:
Работа с картами
6 задание. Используя карту «Европа накануне и в начале Второй мировой войны», отметьте на контурной карте западную границу СССР в 1939 г. и в 1941 г.. На легенде карты оформите соответствующие обозначения. (Учащимся предоставлены карта и контурная карта для выполнения задания.)
Домашнее задание. Используя материалы Интернета, найти информацию о последствиях подписания Пакта Молотова Риббентропа и выписать по три положительных и негативных последствий.