Пеплова Елена Викторовна
7 класс
Тема: Проектирование учебного занятия по физике, ориентированного на развитие естественно-научной грамотности с корректировкой возможных трудностей в обучении
Аннотация: проект выполнен на основании стратегии проектирования учебных занятий по физике, ориентированных на развитие естественно-научной грамотности с корректировкой возможных трудностей в обучении в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к метапредметным результатам.
Тема урока | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. |
Цели урока | Образовательные: Определить понятие физической величины, единицы измерения физ. величины, физического прибора. Научить определять цену деления прибора и погрешность измерения. Показать использование приборов в жизни, технике. Воспитательные: Воспитывать любознательность, познавательную активность. Показать, что взаимосвязь деятельности ученика, его интересов и знаний, их взаимодополняемость – условие успешного обучения. Развивающие: Способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах. Способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов. |
Используемое оборудование | Интерактивная доска. Компьютер. Приборы: термометры – 15 шт. мензурки -15 шт, линейки трёх видов. |
Структура урока | Использование ТСО | Действия учителя | Действия ученика |
1. Оргмомент. Целеполагание и мотивация. | | Организует начало урока. Определяет основные цели урока. Определяет ход урока. | Слушают. Отвечают на вопросы |
2. Проверка домашнего задания | | Задает вопросы. 1. Загадки (Приложение 1). 2. Выберите из ответов на загадки, что является физическим явлением, а что физическим телом? | 1. Отвечают на вопросы. 2. Ответы на загадки записывают на доске. |
3.Актуализация | Приборы: мензурка, термометр. Слайд презентации «Цена деления» | Раздает на парты по термометру и мензурке. 1. Что общего у приборов? (шкала) 2. Сколько показывает термометр? 3. Почему разные показания? Кто прав? 4. Чему равно самое маленькое значение температуры на термометре? 5. Как его найти? | 1. Отвечают на вопросы |
4. Физпауза | | | Выполняют движения под музыку |
5. Проблемная ситуация при измерениях | Линейки с различной ценой деления: ученическая линейка, треугольник лабораторный, метр. Прямые и косвенные измерения. | 2. Предлагает измерить длину книги 3. Какие же показания более точные? Как определить? 4. Ошибка прибора – погрешность. Что это? 5. Приложение 2 Определение площади Слайды с «Арена», «Круглый стол», «» Спил дерева» | 1. Определяют Цену деления мензурки и термометра 2. Измеряют длину учебника разными линейками. Записывают показания. 3. Делают вывод о точности измерения. 4. Записывают результат с учетом погрешности. |
6. Закрепление полученных знаний | Презентация ( приложение 3) | Задание «Великая стена» | Выполняют задание |
7. Домашнее задание. | | §4-5(вопросы, выучить правило определения цены деления и погрешности измерения), задание1 стр. 12 учебника | |
8. Рефлексия. | | Вопрос: Кому из вас было трудно на уроке? Что было самым трудным?” Оценивает ответы учащихся, проявивших активность на уроке. | Отвечают на вопросы. Анализируют свою работу на уроке. |
Приложение 1.
Загадки:
Чудо – птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (ракета)
Он в Москве, я в Петербурге
В разных комнатах сидим
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (телефон)
Никто не видывал,
А слышать – всякий слыхивал
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (эхо)
Что с земли не поднимешь? (тень)
Цветное коромысло
Над лесом повисло. (радуга)
Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже
Тем дождик ближе. (туча)
Приложение 2
Измерение площади
С измерением длин очень тесно связано измерение площадей. Из математики известны формулы площадей квадрата и прямоугольника. У квадрата все стороны равны, поэтому достаточно измерить одну сторону, а у прямоугольника противоположные стороны равны, поэтому надо знать длину и ширину.
1) Площадь обозначается буквой S, и формулы для расчета площадей следующие:
Sкв = a2,
Sпр = а ∙ в.
2) Единицей измерения площади является квадратный метр (м2). Для измерения малых площадей применяются см2 и мм2, а большие площади – в км2. В сельском хозяйстве для измерения земельных участков используют внесистемные единицы: гектар (га) – для больших, ар (а) или «сотка» - для небольших (приусадебных или дачных) участков земли. 1га = 10 000 м2, 1 а = 100 м2.
3)Очень часто на практике имеют дело с различными кругами. Это может быть цирковая арена, крышка стола, разрез ствола дерева. Формула нахождения площади круга: S = πR2. (π (пи) – это бесконечная дробь ≈ 3,14 подробно изучается в курсе алгебры).
Показ слайдов: Арена цирка. Круглый стол. Спил дерева.
4) А как определить площадь, ограниченную произвольной кривой линией? Такая площадь может быть у озера, полянки в лесу, листочка с дерева.
Существует правило нахождения площади тел произвольной формы:
А) Разбить всю поверхность на равные квадраты с известной площадью.
Б) Подсчитать количество целых квадратов.
В) Подсчитать число нецелых квадратов и поделить это число на два. (Это будет примерное количество целых квадратов).
Г) Сложить результаты пунктов Б и В.
Д) Умножить площадь одного квадрата на общее число целых квадратов.
5) Площадь больших территорий изображают в условном масштабе или фотографируют, применяют прием разбиения на квадраты и находят площадь фотографии. Используя масштаб вычисляют реальную площадь поверхности. Довольно часто площадь приходится находить в географии. Каждое государство, область, город имеют свои площади. В строительстве – любое здание имеет площадь, которую необходимо знать строителям. В сельском хозяйстве ведется постоянный учет площадей для посевных культур.
Приложение 3
Задание «Великая Стена»
Стена проходит по северному Китаю на протяжении 8851,9 км, а на участке Бадалин располагается в непосредственной близости от Пекина (это длина последнего сооружения эпохи династии Мин, причём сюда входят 6259 км собственно стен, 359 км рвов, 2232 км естественных защитных рубежей в виде холмов и рек).
Строительство первых участков стены началось в III веке до н.э
Сама местность была чрезвычайно сложна для столь грандиозного сооружения: стена шла прямо вдоль горной цепи, огибая все отроги, при этом приходилось преодолевать как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья.
Именно со строительными материалами связано народное китайское название стены — «земляной дракон». В период Цинь на некоторых участках начинают применяться каменные плиты, которые укладывались вплотную друг к другу по слоям уплотнённой земли. Каменные конструкции широко использовались при возведении Стены на востоке, там же, где по местным условиям камень был недоступен — возводилась большая насыпь.
Размеры стены разнились по участкам, средние параметры составляли: высота — 7,5 м, высота с зубцами — 9 м, ширина основания — 650 см. Зубцы стены, располагающиеся с внешней стороны, имеют простую прямоугольную форму.
Вопрос 1.1
Выберите из предложенных вариантов, чему равна площадь перпендикулярного разреза стены (площадь поперечного сечения)
А. 48,75 м2
Б. 35,75 м2
В. 49,5 м2
Ответ:____________
Тип вопроса: с кратким ответом
Компетенция: анализ и интерпретация данных
Тип научного знания: знание процедуры
Познавательный уровень: низкий
Вопрос 1.2
Известно, что высота Великой Китайской Стены 5м. Придумайте способ определения длины дальнего участка стены по фотографии.
Ответ:__________
Тип вопроса: свободный ответом
Компетенция: анализ и интерпретация данных
Тип научного: знание процедуры
Познавательный уровень: высокий
Вопрос 1.3
За какое время можно проехать на автомобиле, движущимся со скоростью 60 км/ч, участок стены из предыдущего задания.
Тип вопроса: с кратким ответом
Компетенция: анализ и интерпретация данных
Тип научного: знание процедуры
Познавательный уровень: средний
Задание соответствует теме: «Физические величины. Измерение физических величин»
Задание способствует постановке проблемы. Данное задание содержит ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений
Источник текста «Википедия»
Кличи:
Вопрос 1.1. Ответ: А
Вопрос 1.2. Возможный способ:
1. Измерить линейкой высоту стены на фото.
2. Длину дальнего участка измерить ниткой, а затем длину нитки измерить линейкой.
3. Считая, что размеры на фото находятся в том же соотношении, что и натуральные размеры, получить длину участка.
Ответ: 225 км.
Вопрос 1.3. Ответ: 3 часа 44 мин 59 сек