Учебные игры
Черных Н.А., МБОУ Гимназия №2, Воронеж, 2019
Виды учебных игр на уроках иностранного языка
- Фонетические / Для работы с алфавитом
- Орфографические
- Лексические
- Грамматические
- Для обучения чтению
- Для обучения аудированию
- Для обучения монологической речи
- Для обучения диалогической речи
Языковые игры
Фонетические игры
1. «Слышу - не слышу». Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры : обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2 . «Какое слово звучит?» Цель: формирование навыка установления адекватных звуко-буквенных соответствий.
Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.
Языковые игры
Орфографические игры
- «Вставь букву». Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.
Ход игры : образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: g...t, schle..ht.
- «Слова-невидимки». Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.
Ход игры: выбирается ведущий. Его задача - написать слово, но слово он “пишет” рукой в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.
Языковые игры
Лексические игры
1. «Слово». Цель: активизация изученной лексики.
Ход игры : команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.
2. «Озвучивание картинки». Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры : играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
3. «Рассказ по рисунку». Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры : играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.
Языковые игры
Грамматические игры
1. «Модальные глаголы». Цель: автоматизация употребления модальных глаголов в устной речи.
Ход игры : образуются две команды. Одна команда придумывает предложение с заданным модальным глаголом. Другая команда должна отгадать это предложение.
С этой целью задаются вопросы типа: Можете ли вы...? Должны ли вы...? Затем это же задание выполняет вторая команда, и игра продолжается.
2 . «Игра в мяч». Цель: автоматизация употребления форм глагола в устной речи.
Ход игры : образуются две команды. Представитель первой команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д.
3. «Кубики». Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.
Ход игры : для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Игры для обучения навыкам речевых высказываний
- «Лес». Цель: формирование лексического навыка на материале тематической группы слов.
Ход игры : обучаемым предлагается сыграть роль деревьев и растений в лесу и прокомментировать на иностранном языке все, что происходит с ними. Используется доска со списком необходимых слов.
- «Догадайся». Наглядные средства: картинки, учебная доска (стол).
Ход игры: на доске (столе) расставляются (раскладываются) картинки с изображениями спортивных состязаний, сооружений. Учитель называет слово на немецком языке, а учащиеся должны показать нужную картинку и повторить слово. Можно привлечь двух учеников одновременно.
3. «Угадай слово». Ход игры : учитель дает описание стадиона, бассейна, спортивной площадки, спортивной игры. Учащиеся должны догадаться, о чем он говорит, и назвать слово. Игру можно провести с применением наглядности.
Примечание: в дальнейшем учащимся может быть предложено задание самим составить описание-загадку.
4. «Домино». Ход игры : ученикам раздается по 4 - 6 карточек; на одной половине карточки изображена картинка, на другой половине - написано слово. Выигрывает тот, кто быстрее выложит все карточки, то есть совместить изображение со словом.
5. «Комментатор». Наглядные средства: конверты, картинки.
Ход игры : ученик выбирает конверт, вытаскивает картинку, смотрит и отвечает на заданные учителем вопросы по картинке.
Игры для обучения навыкам речевых высказываний
6. «Снежный ком». Наглядные средства: мягкая игрушка-заяц. Ход игры : один из учащихся берет в руки игрушку, называя тот вид спорта, в который он любит играть. Затем он передает зайца другому учащемуся, который, в свою очередь, должен повторить предложение предыдущего и добавить свое слово. - Ich spiele Fußball gern. Und du? - Ich spiele Fußball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?
7. "Пантомима". Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям учащиеся догадываются и называют, какой вид спорта или действия любит их одноклассник.
8. "Хвастунишка". Ход игры: два участника становятся напротив друг друга и хвастаются, во что они любят играть/могут играть, не повторяя друг друга.
9. "Рассеянный". Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления отрицательной формы. Наглядные средства: картинки. Ход игры: учитель, показывая тематическую картинку, называет изображенное на ней, но неправильно. Ученик должен поправить и сказать, что на самом деле изображено на картинке.
10. "Угадай". Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления вопросительной формы (общий вопрос). Наглядные средства: конверт с картинками. Ход игры: Ученик выбирает конверт, вынимает картинку и сообщает классу, кто изображен на ней. Учащиеся должны догадаться, что данное лицо/животное делает, задавая общие вопросы. Угадавший получает право выбрать конверт.
Ist das ein Bär? Schwimmt er? Ißt er Honig? Ist das ein Elefant? Ist er groß? Ist er grau? Ist das ein Wolf? Ist er schwarz? Ist er böse? Ist das ein Sportler? Treibt er Sport? Ist er spotrlich?
Список литературы
1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.- 67с.
2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984.-112с.
3. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. // Ин.яз. в шк.- №4. с.26-27.
4. Бачаров Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. // Ин.яз. в шк.- №3, 1996.- с.66-68.
5. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах. // Ин.яз. в шк.- № 4, 1998. - с.54-55.
6. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. - М.: Просвещение, 1976. - 59с.
7. Настольная книга преподавателя иностранного языка (Справочное пособие).- Мн.: «Вышэйшая школа», 1992.
8. Buttner S. Tamburin (Немецкий для детей).- Мах Hueber Verlag.
9. Rieder E. Das ABC-Haus. - Stuttgart.: Ernst Klett Verlag, 1996.
lO. ht tps://infourok.ru/igrovaya-tehnologiya-pri-obuchenii-nemeckomu-yaziku-1235727.html