Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Коршевская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 В.С.Плесовских______ А.П.Кривых
от 28.08.2018 г. Принято на заседании _______________
педагогического совета Приказ № 55/14
Протокол № 1 от 31.08.2018 г. от 01.09. 2018г.
Рабочая программа
по учебному курсу
по биологии
« Мир растений»
6 класс
Учитель Лосева Любовь Викторовна
Квалификационная категория: высшая
с. Коршево
2018 год
Пояснительная записка
Количество недельных часов -1
Количество часов в год -34
Уровень программы : базовый
Классификация: стандартный
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе нормативно - правовых документов:
Рабочая программа учебного курса по биологии в 6 классе «Мир растений» составлена на основе нормативно - правовых документов:
• Закона Российской Федерации «Об образовании».
• Федерального Государственного образовательного стандарта по биологии
• Примерной образовательной программы по биологии и авторской программы В.В. Пасечник Биология 5-9 классы.
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
• Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
• Материалов УМК для 6 класса.
• Учебного плана МБОУ Коршевская СОШ на 2018-2019 учебный год.
• Годового календарного учебного графика МБОУ Коршевская СОШ на 2018-2019 учебный год.
• Положения о рабочей программе по учебному предмету МБОУ Коршевская СОШ.
• Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Общая характеристика курса.
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя сформировать у обучающихся познавательный интерес к приобретению знаний, любви к природе, к своему краю, дому. Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в изучения биологии, как предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Для этого эффективно использовать элективные занятия, на которых можно развивать такую организацию обучения, позволяющую ученику вовлекаться в процесс познания данного предмета. При объяснении наблюдаемых явления, обращается внимание на формирование умений наблюдать, фиксировать, классифицировать и анализировать. Навык таких умений позволяет обучающимся осознавать сущность явления протекающих в растениях. Трудно себе представить уроки биологии, на которых не применялись бы, такие методы как – опыт, демонстрация, не проводился бы эксперимент, а элективные курсы являются продолжением урока, что позволяет дополнительно включать в обучение ряд опытов, практических, демонстрационных работ. Велико значение познавательного материала выходящего за рамки учебного процесса, это позволяет формировать всесторонне развитую личность. Программой предусмотрено, возможности для привлечения к самостоятельной деятельности, к обучению планировать ее, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремления к познанию и творчеству, а также ответственность и сознательную дисциплинированность.
Учебный курс по биологии в 6 классе «Мир растений» знакомит обучающихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них. Он направлен на формирование интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. В рамках данного курса запланирована работа на пришкольном участке для применения полученных знаний на практике. Широкое использование опытных работ в учебном процессе повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует познавательной активности обучающихся.
Цели программы:
1. развивать у обучающихся устойчивый интерес к биологии как науке; сформировать знания о методах научного познания природы, а также заложить основы исследовательских навыков при изучении природы и выполнении работ такого характера;
2. формировать бережного отношения к растительному миру;
3. расширить представления обучающихся о практическом применении биологических знаний;
4. ознакомить обучающихся с основными профессиями и специальностями, требующими знаний в области биологии.
Планируемые образовательные результаты:
При освоении данной программы обучающиеся достигают следующих результатов:
личностные
знание основных принципов и правил отношения к живой природе; эстетического отношения к живым объектам.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением постановки гипотезы исследования, выбора методов и способов для её реализации, навыками проведения экспериментов, умениями делать обобщения и выводы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
предметными результатами освоения элективного курса по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• знать особенности строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
• приводить аргументированные доказательства взаимосвязи растений с состоянием окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека; значения фиторазнообразия;
• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявлять приспособления культурных растений к среде обитания; проводить уход за растениями пришкольного участка в связи с конкретными их адаптациями;
• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоить приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
• овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы; составлять клумбы пришкольного участка, применяя биологические знания и правила эстетического их составления.
Место предмета в учебном плане
На данный учебный курс отводится 34 часа (1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: тестирование, устный и письменный опрос, собеседование.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
Формы организации контроля
коллективная (беседа, объяснение, анкетирование, экскурсии, демонстрация видеоматериалов и т.д.);
индивидуальная (защита рефератов, выполнение домашних заданий, подготовка презентаций). Итоговый контроль: защита проекта.
Содержание курса
Введение. Знакомство с кабинетом биологии, с правилами поведения в кабинете, оборудованием для лабораторных работ. (1 час)
I. Строение растений (16 часов)
Строение растительной клетки. Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значение корня. Побег. Строение побега. Строение почек. Видоизменения побегов. Лист. Строение кожицы листа. Строение мякоти листа. Значение жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение воды растением. Листопад. Стебель. Строение стебля. Функции стебля. Цветок. Строение и значение цветка.
Плоды. Строение и значение. Способы распространения. Семя. Строение и состав семян
II. Жизнедеятельность растений (11 часов)
Как питается растение? Воздушное питание растений. Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений. Питание и рост проростков. (3 часа)
Как растет растение? Рост корней и побега. Как можно повлиять на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений. Прищипка и пикировка.
Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыхание листьев. Дыхание семян.
Как двигается растение? Движение стебля и листьев.
Как прорастает семя? Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.
III.Выращивание растений (6 часов)
Применение полученных знаний на практике. Озеленение школьных клумб. Посадка и уход за растениями.
Учебно – тематический план
Наименование разделов и тем | |
Основной урок | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы | Всего |
Введение | 1 | | | | 1 |
I. Строение растений (16 часов) | 10 | 5 | | 1 | 16 |
II. Жизнедеятельность растений (11 часов | 5 | | 6 | | 11 |
III.Выращивание растений (6 часов) | | | 5 | 1 | 6 |
Итого | 16 | 5 | 11 | 2 | 34 |
Календарно-тематическое планирование:
| |
Тема | Дата проведения |
По плану | По факту |
Введение | | |
I.Строение растений | | |
1. Строение растительной клетки. | | |
2.Строение растительной клетки. | | |
3. Движение цитоплазмы. | | |
4. Корень. Виды корней. | | |
5. Определение зоны роста корня. | | |
7. Побег. Строение побега. Строение почек. | | |
8. Строение листа на примере комнатных растений. | | |
9.Выделение кислорода растением. Испарение воды листьями. | | |
10. Стебель. Строение стебля. Функции стебля. | | |
11. Определение возраста ствола по спилу. | | |
12. Передвижение воды и минеральных солей по стеблю. | | |
13. Цветок. Строение и значение цветка | | |
14. Плоды. Строение и значение. | | |
15. Способы распространения плодов. | | |
16.Семя. Строение и состав семян. Семя. Строение и состав семян. | | |
17. Биология и мир профессий. | | |
II.Жизнедеятельность растений | | |
18. Воздушное питание растений. Почвенное питание растений. | | |
19. Образование органических веществ на свету, роль фотосинтеза. | | |
20. Рост и развитие растений | | |
21. Особенности роста и развития проростков. | | |
22. Рост корней и побега. | | |
23.Прищипка главного корня. Развитие боковых побегов. | | |
24. Воздействие человека на корневые системы культурных растений. | | |
25. Дыхание растений. | | |
26.Дыхание листьев и семян | | |
27. Значение воздуха для роста и развития корней растений. | | |
28. Исследовательские биологические профессии | | |
III. Выращивание растений | | |
29. Агротехнические работы и с/х уборка школьных клумб. | | |
30. Посадка семян в контейнеры и открытый грунт | | |
31. Пикирование рассады цветочных культур. | | |
32. Пикирование рассады цветочных культур | | |
33.Высадка рассады цветочных культур в открытый грунт. Уход за растениями. | | |
34. Зачет | | |
Всего: | 34 | |
Материально- техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение учебного процесса
Литература:
1 Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: «Молодая гвардия». 1972.304с.
2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения ( по страницам Красной книги СССР). Агропромиздат1989. 383 с.
3. Баранов В.Д., Устименко Г.В. Мир культурных растений. Справочник.
4. М: Мысль. 1994.381с.
5. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. М: Колос, 1992.191с.
6. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание.1996. 573с.
7. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Дрофа. 2002 г.320с.
Сост. Захаров А.С., Горелов М. С.- Самара: Кн. Изд-во, 1995. 352с.
8. Мозговая О.А., Шаронова И.В. Основы декоративного зеленого строительства: учеб. Пособие.- Самара: Изд-во «Универс группа», 2008.- 93 с.
9. Морфология растений. Часть 1. Морфология листа: Методические рекомендации./Сост. Т.К. Шишова, Н.С. Ильина – Самара: ПГСГА,2011. – 24с.
10. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного пректирования и ландшафтной архитектуры СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.- 192с.
11. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся. М: Просвещение, 1991. 239с.
12. Родионова Г.Н. Практикум по демэкологии растений: Учебное пособие.- Самара: Изд- во СГПУ, 2008.- 148с.
13. Удивительный мир растений / под ред. Г.А.Денисова. - М.: Просвещение, 1981. - 125 с.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться во время проведения элективного курса, относятся компьютер, цифровой микроскоп, интерактивная доска.
Электронные диски
1.Репетитор БИОЛОГИЯ
2.Электронный атлас для школьника БОТАНИКА 6-7класс
3.Видео «энциклопедия « ГДЕ ЖИВУТ ОРГАНИЗМЫ»
Таблицы
Набор таблиц по ботанике и зоологии