СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный курс по литературе "За страницами учебника литературы" - "Мастерская доброты" Творчество поэта и прозаика А.Яшина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный курс по литературе "За станицами учебника литературы" - "Мастерская доброты". Творчество поэта и прозаика А.Яшина.

Просмотр содержимого документа
«Учебный курс по литературе "За страницами учебника литературы" - "Мастерская доброты" Творчество поэта и прозаика А.Яшина»


Программа элективного курса

«Говорим и пишем правильно»



Общее количество часов – 17

Класс – 9


Основания для разработки Программы: Государственный стандарт общего образования по русскому языку, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ по русскому языку, базисный учебный план, учебный план школы


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Данный курс поможет педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ГИА.

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 9 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ГИА, рассчитан на учащихся  9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Элективный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ГИА 2013, 2014 года, а также перечень заданий КИМов 2013, 2014 года.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Элективный курс способствует:

  • психологической адаптации учащихся на экзамене;

  • позволяет ученикам легко ориентироваться в непривычной для них обстановке;

  • подготавливает ребят к написанию выборочного изложения и сочинения-рассуждения (в основном  школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам);

  • знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене (по результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Государственной итоговой аттестации. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ГИА.

Место курса в образовательном процессе.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к экзамену, так как чтобы выполнить ГИА по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, выборочное изложение, которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности учащихся. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой, историей.

Цели курса: подготовить учащихся к ГИА; обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»; создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

  • развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.

  • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

  • Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

  • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

  • Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1) теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

2) практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В основу курса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, Н.Г.Гольцовой, С.И. Львова, Н.В.Егоровой, Г.Т.Егораевой, Е.А. Влодавской, Н.А.Сениной, материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю и предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий А, В, С.


Ожидаемые результаты

В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания

  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека

  • Объяснять языковое явление

  • Уметь применять знания при тестировании

  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

  • работать над расширением словарного запаса;

  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

  • определять синтаксические конструкции.

Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Форма занятий

Виды деятель-ности

Дата проведе-ния

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.


Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Работа с тек-стом, создание текста.


Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЕ. . ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.


Задание С1. Выбор приемов сжатия.

Практикум

изложение

Создание текста, оценивание


Понимание смысла текста. Выразительно-изобразительные языковые средства.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


Основные орфографические правила правописания корней, приставок.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание


Работа с тестом, заполнение бланков


Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов. Необщеупотребительная лексика, исконно-русские слова и заимствования.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


Простое осложненное предложение. Задание В4. Пунктуационный анализ простого осложнённого предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


13

Типы сложных предложенй. Задание В6.


Работа с тестом, заполнение бланков


14

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


15

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


16

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков


17

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков





Содержание курса


Тема 1. Изучение правил сдачи ГИА

Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ГИА. Типология заданий ГИА.

Тема 2. Сжатое изложение

Обработка информации исходного текста, умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

восприятие авторского замысла; вычленение главного в информации; сокращение текста разными способами

Тема 3. Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению

Подготовка к написанию сочинения (часть С 2). Знакомство с критериями оценки части С 2.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность

текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы.

Тема 4. Лексика и фразеология

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов

Тема 5. Морфология. Орфография

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова. Правописание словарных слов. Трудные случаи правописания приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Тема 6 Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 7 Повторение и закрепление. Работа с демоверсиями

Закрепление навыков решения заданий ГИА проводятся по материалам учебных пособий.

Методическое обеспечение программы

Для организации деятельности учащихся применяются:

«традиционные методики»: основной учебный период - урок, где используются следующие методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа, упражнения по аналогии, рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные проверочные работы по окончании изучения темы;

модульно-блочные технологии: с помощью модулей обеспечивается самостоятельное достижение обучающимися определённого уровня подготовленности; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации  и обработки результатов, письменные работы или зачеты после изучения темы;

интегральные технологии: используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный; формы обучения – лекция, практикум, лекция - практикум, характеризующаяся сочетанием работы части класса в кратковременных группах с задачами разных уровней и фронтальной работы учителя с остальной частью класса;

технология образования в    глобальном информационном сообществе (ТОГИС) ориентирована на применение проблемного и модельного методов как основных, применяется при организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств при выполнении онлайн-тестов ЕГЭ по русскому языку, интерактивных проверочных заданий, мониторинга и контроля знаний, способствует формированию информационной культуры личности.



Литература

Для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.

  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2014 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.

  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год

  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.

  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2013: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

  9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

  10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

  11. Работы учащихся

  12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2012 год.

  13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»

  14. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»

  15. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2).


Для учащихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы В.В.Бабайцеваа и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.

  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.

  4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.

  5. Русский язык. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год.

  6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2014 9 класс. Москва, «Экзамен», 2013 год.

  7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013 год

  8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2013 год.


Интернет ресурсы и электронные пособия

  1. Бесплатные интерактивные курсы для подготовки к ГИА

  2. "Интернет-школа Просвещение.RU"

  3. Диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2013,2014»

  4. Диск «Русский язык. 9 класс. Интерактивный курс для школьников»

  5. Диск "Интенсивный курс подготовки к ГИА по русскому языку – части А-В".

  6. Контрольные измерительные материалы

  7. Он-лайн тренажер по подготовке к ГИА .www.hi-edu.ru

  8. Официальные тесты ГИА

  9. Подготовка к ГИА

  10. Приемы решения тестовых заданий "Российский образовательный портал"

10