СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка функц.состояния дых.с-мы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет:  Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)

Просмотр содержимого документа
«Оценка функц.состояния дых.с-мы»


Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена и профилактика заболеваний (2ч)


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Определение и оценка функционального состояния дыхательной системы

Цель: изучить приемы оценки функционального состояния дыхательной системы

Теоретическая часть

Уровень функционального состояния организма можно определить с помощью функциональных проб и тестов. Функциональная проба - способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки. Проба имеет значение для оценки функционального состояния систем организма, степени приспособляемости организма к физическим нагрузкам для определения их оптимального объема и интенсивности, а также для выявления отклонений, связанных с нарушением методики учебно-тренировочного процесса.


Дыхание - процесс, обеспечивающий потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма. Этот процесс осуществляется путем сложного взаимодействия систем дыхания, кровообращения и крови.


Различают внешнее (легочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным - обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.

Дыхание человека включает следующие процессы: 1} внешнее дыхание (вентиляция легких); 2) обмен газов в легких (между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения); 3) транспорт газов кровью; 4) обмен их в тканях (между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей).

В состоянии покоя во время каждого дыхательного цикла обменивается небольшая часть находящегося в легких воздуха, в среднем 300-500 мл – это дыхательный объем (ДО). При усиленном вдохе можно еще дополнительно вдохнуть 1500-2000 мл воздуха – это резервный объем вдоха (РОВД). А после спокойного выдоха можно усиленно выдохнуть еще 1000-1500 мл – это резервный объем выдоха (РОвыд). Сумма дыхательного объема и резервного объема вдоха характеризует емкость вдоха (Е ад).

Важной функциональной характеристикой дыхания является ЖЕЛ(жизненная емкость легких) – тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она слагается из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Даже после максимального выдоха в легких остается объем воздуха, который всегда их заполняет – это остаточный объем (ОО). Он сохраняется даже в легких умершего человека или животного. Но при спокойном дыхании в легких остается значительно больше воздуха, чем остаточный объем. То количество воздуха, которое остается в легких после спокойного выдоха называется функциональной остаточной емкостью (ФОЕ). Она состоит из ОО воздуха и РОвыд.


Наибольшее количество воздуха, которое полностью заполняет легкие, называется общей емкостью легких (ОЕЛ). Она включает ЖЕЛ и ОО воздуха.

Для определения состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом используют следующие пробы.

ЗАДАНИЕ 1.

Проведите пробы и оцените состояние своей дыхательной системы.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.


Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с, для тренированных на 40-60 с и более.


Проба Серкина. После 5-минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первая фаза).


ЗАДАНИЕ 2.

Дать определения: ДО, ЖЕЛ, ФОЕ, РОВД и ОО.

ЗАДАНИЕ 3.

Составьте 5-7 рекомендаций по сохранению здоровья дыхательной системы.

Приложение 1.

Напишите вывод





Приложение 1.








ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УМК

МОДУЛЯ

«МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА»


ЛИТЕРАТУРА

1.Анатомия и физиология детей и подростков Сапин М.Р.,.Брыксина З.Г М.,2004г.

2.Основы валеологии и школьной гигиены Ворсина Г.Л. М.,2005г.

3.Возрастная физиология и школьная гигиена Хрипкова А.Г. М.,2000г.

4.Анатомия человека М.Р. Сапин Р на Дону 2004г.

5.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста Дорошкевич М.П. Мн.,2002

6.www.youtube.com/channel/UCF1vP9PoT1nN_aeI9b_UG5Q?view_as=subscriber

Youtube канал преподавателя Говоренко Г.В.

7. https://vk.com/club157141124 (АНАТОМИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ) Группа преподавателя Говоренко Г.В.

8.ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМ: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯИ ГИГИЕНА https://o3gubovich.wixsite.com/anatomy Говоренко Г.В. 2022г.



ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К УЧЕБНОМУ ЗАНЯТИЮ

Строение, функции дыхательной системы, гигиена

1.Технологическая карта

2. QR-коды на видеосюжеты

3.QR-коды на тест «Дыхательная система

4.Бланк для ответов и самопроверки