СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анатомия, физиология, гигиена Тема урока: Физиологические основы питания детей. Гигиена пищеварительной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анатомия, физиология, гигиена с основами медицинских знаний  Тема урока: Физиологические основы питания детей. Гигиена пищеварительной системы

Просмотр содержимого документа
«Анатомия, физиология, гигиена Тема урока: Физиологические основы питания детей. Гигиена пищеварительной системы»

Учебный предмет: Анатомия, физиология, гигиена с основами медицинских знаний


Тема урока: Физиологические основы питания детей. Гигиена пищеварительной системы

Тип урока: КУ

Цель занятия: закрепить знания о физиологических особенностях пищеварительной системы детского организма, и питании; развить представление о гигиенических условиях для правильного формирования и сохранения здоровья пищеварительной системы; формировать целостное представление о регуляции физиологических процессов растущего организма.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний по теме

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. Составить перечень из 5-7 принципов правильного питания.

3. Актуализация знаний по теме

? Почему важно знать особенности строения пищеварительной системы ребенка

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1.Виды нарушений питания у детей

4.2. Развитие пищевых привычек и чувственного восприятия пищи

4.3. Культура питания.

4.4. Соблюдение режима питания и распределение суточной калорийности

4.5. Основные правила использования продуктов питания

в детских учреждениях и домашних условиях

5. Закрепление материала

? Как формировать пищевые привыки

? роль микроэлементов в формировании здорового организма.

5.1.Рефлексия.


















Материалы к занятию


Физиологические основы питания детей. Гигиена пищеварительной системы

Детское и подростковое питание тесно сопряжено с процессами обмена веществ в организме и является одним из основных факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным видам и формам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию инфекционных агентов и других неблагоприятных факторов внешней среды. Особенно чувствительны к последствиям неправильного питания дети в возрасте до 3-х лет, так как в этот период рост происходит наиболее интенсивно. Иммунная система сформирована не полностью, что увеличивает вероятность тяжелых форм инфекционных заболеваний. Неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к задержке развития моторики и познавательной деятельности, поведенческим нарушениям, неразвитости социальных навыков, снижении концентрации внимания и способности к обучению.

Важнейшими нарушениями питания у детей и взрослых являются:

- избыточное потребление животных жиров;

- дефицит полиненасыщенных жирных кислот;

- дефицит или избыток животного белка;

- витаминный дефицит (С, В1, В2, фолиевой кислоты, А, Е);

- дефицит минеральных веществ (кальция, железа);

- дефицит микроэлементов (йода, фтора, селена, цинка);

- дефицит пищевых волокон.

В настоящее время, в начале XXI века, перед медицинскими работниками всех стран остаются важными такие проблемы как:

- хронические формы неполноценного питания;

- дефицит в рационе питания важнейших микроэлементов;

- распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием;

- нарушения гигиены питания, санитарного контроля над безопасностью и качеством пищевых продуктов.

Поэтому в последние годы большое внимание уделяется вопросам питания детей не только первого года жизни, но и более старшего возраста.

1. Главные принципы питания:

1) физиологической адекватности;

2) энергетической адекватности;

3) мультикомпонентная сбалансированность рациона питания по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки, пищевые жиры, различные классы углеводов, минеральные соли и витамины;

4) максимальное разнообразие рациона;

5) адекватная возрасту и заболеванию технологическая обработка продуктов и блюд питания.


2.РАЗВИТИЕ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК И ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПИЩИ


У ребенка постепенно формируются такие важные физиологические навыки, как синхронизация процессов жевания, формирование пищевого комка и глотания.

Самым трудоемким для измельчения в ротовой полости среди продуктов питания является мясо, поэтому при введении III ступени прикорма с 8-9 месяцев вначале дают ребенку кусочки растительных или мучных блюд, мясо же ребёнок получает с 7 месяцев в виде мясного пюре до 10-11 месяцев, а затем ближе к году молотое мясо (фрикадельки, паровые котлеты). И только после 5 лет когда появляются первые постоянные зубы, рекомендуется использовать порционные блюда, кусковое мясо.

ФОРМИРОВАНИЕ ВКУСА. ВКУС – одно из важнейших ощущений ребенка, вкусное питание вызывает положительные эмоции.

На потребление ребенком пищи кроме вкуса влияет целый ряд других ее свойств: аромат, внешний вид, структура, что важно учитывать при приготовлении блюд.

Важно сознательное отношение ребенка к питанию. Выделяют этапы формирования сознательного отношения к питанию:

1) формирование гигиены приема пищи;

2) обучение правилам пользования столовыми приборами и поведению за столом;

3) привлечение к сервировке стола.

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ. Очень важно формировать у ребенка сознательное отношение к приему пищи, культуру питания: умению пользоваться столовыми приборами, салфеткой, поведению за столом во время еды, сервировке стола, аккуратности при приёме пищи. У малыша постепенно формируется индивидуальный стереотип пищевого поведения.

Учить пользоваться столовыми приборами лучше в начале дня. Не стоит надеяться, что уставший за день годовалый ребенок захочет общаться с ложкой. С 2-2,5 лет обучают пользованию вилкой, а пользоваться ножом можно приучать некоторых детей уже с 5 лет.

Не следует ругать ребенка за беспорядок на столе на 2-3 году жизни, он не грязнуля, а просто учиться есть и по-другому не может - опрятность при приёме пищи формируется постепенно.

К 7-8 годам у детей должны быть сформированы основные навыки личной гигиены, связанные с питанием: мытье рук, использование салфеток, умение пользоваться столовой и десертной ложками, вилкой, ножом, дегустация не из общей посуды, а из отдельной тарелки, блюдца, розетки.

У малыша должна быть отдельная детская яркая посуда, включающая глубокую и плоскую тарелки, маленькую салатницу, чашку с блюдцем, ложки столовую, десертную и чайную, вилку и нож.

3. Основные правила питания детей раннего возраста

1. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ПИТАНИЯ. Правильное соблюдение режима питания является одним из факторов, обеспечивающим благоприятные условия проведения кормления детей, а также более успешное усвоение пищи и предусматривает:

 время и число приемов пищи;

 интервалы между едой;

 объемы блюд;

 распределение суточной калорийности в зависимости от возраста.

Большинство детей до 1,5 лет нуждаются в 5 кормлениях (завтрак, обед, полдник, ужин, а также 5-е молочное питание на ночь). После 1,5 лет почти все дети находятся на 4-разовом питании, хотя нередко за 1 час до сна выпивают кисломолочный напиток.

Перерывы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов в дошкольном возрасте. Отклонения от установленного времени приема еды нежелательно превышать более 30 минут, в противном случае будет страдать пищевой рефлекс. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка может возникать транзиторная гипогликемия, сопряжённая со снижением работоспособности, памяти; чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и, тем самым, ухудшает усвоение пищевых веществ, кроме того, частый прием пищи заменяет другие важные компоненты жизни ребенка: развивающие занятия, игры, прогулки. Дети с невротическими реакциями нередко прибегают к кормлению с целью успокоения, возможности отвлечься от окружающей действительности.

4.Потребности в пищевых ингредиентах и энергии.

Чрезвычайно важно, чтобы дети получали достаточное количество энергии для поддержания оптимального уровня физической активности.

Соотношение Б:Ж:У 1:1:4 1:1:4

Энергетическая ценность, ккал 1540 1970

5. Соотношение основных ингредиентов питания.

По рекомендациям ВОЗ до 2-3 лет соотношение в рационе питания основных пищевых веществ – белков, жиров, углеводов составляет 1:1:5, старше 3-х лет - 1:1:4.

6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУТОЧНОЙ КАЛОРИЙНОСТИ РАЦИОНА у детей старше 1,5 лет: на завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 5-10%, ужин – 20-25% от суточной потребности детей в энергии.

Таким образом, за первую половину дня, когда у ребенка наибольшая умственная и двигательная активность, с пищей ребенок должен получать 60-70%, а на вторую половину дня остается 30-40% энергетической суточной потребности.

Детям от 1 до 3 лет требуется особая кулинарная обработка продуктов: измельченная (средние кусочки), пюреобразная, отварная и тушеная пища. После 2-х лет рацион питания по составу приближается к семейному столу, однако, кулинарная обработка и консистенция пищи, особенно мясных продуктов, имеет еще детский вариант.

7.ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

В качестве основного источника белков в составе рациона питания детей обязательно должны использоваться молочные продукты, мясо, рыба, яйца.

Молочные продукты. По современным рекомендациям ВОЗ кормление детей женским молоком следует сохранять до 1-1,5 лет. Женское молоко, к сожалению, после года получает незначительная часть детей и обеспечивает лишь небольшую часть энергетической потребности, а выполняет в большей степени функцию биологической защиты и психобиологической связи с матерью.

Объем молочных продуктов в суточном рационе ребенка 2 и 3 года жизни составляет еще большую долю – 33-42%.

Поэтому предлагается использовать для детей старше 10мес. – 1 года до 3-х лет специализированные молочные продукты –смеси

Ежедневно потребляемый детьми объем молочных продуктов не должен превышать 500-600 мл на 2 году и 400-450 мл в старшем возрасте. Большой объем молока вытесняет из рациона ребенка другие, более полноценные блюда, что ведет к возникновению дефицита важных нутриентов, незаменимых факторов питания, при большом объеме молока в рационе наблюдалось снижение уровня гемоглобина. В питании детей в детских учреждения используют цельное молоко 3,2-3,5% жирности, обогащенное витаминами и минеральными веществами. Для приготовления блюд и кулинарных изделий частично можно использовать витаминизированное молоко с меньшей жирностью (1,5-2,5%). В питании детей целесообразно использовать молочные продукты, выработанные из натурального (не восстановленного) сырья.

Жиры. До 2-летнего возраста рацион питания не должен содержать слишком мало жиров, поскольку это может уменьшить потребление энергии. Считается разумной такая величина употребления жира, которая обеспечивает около 35-40% общего количества потребляемой ребенком энергии (на 1 году – 50-55%). Основным источником животных жиров в питании детей являются мясные и молочные продукты, молочный жир в виде сливочного масла 20-25 г и сметаны 7-10 г в сутки соответственно возрастным группам (1,5-3 г, 3-6 лет). Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не меньше 25-30% от общего количества жиров.

В качестве источника полиненасыщенных жирных кислот используются кукурузное, подсолнечное, соевое, рапсовое и другие растительные масла.

Мясные продукты и рыба. Ограничивается использование в питании детей жирных видов мяса и птицы; из субпродуктов допускается использование сердца, языка, печени 1 раз в 7-10 дней.

Яйцо. Для приготовления блюд и кулинарных изделий, предназначенных для питания детей, следует использовать только диетическое яйцо – 3 раза в неделю.

Макаронные изделия, предназначенные для детей, рекомендуется с целью повышения питательной ценности и калорийности обогащать витаминами, минеральными веществами, белком (яичным, соевым, молочным и т.п.). Рекомендуемое содержание белка в макаронных изделиях должно составлять не менее 12 г/100 г; чаще используют макаронные изделия группы А (из муки твердой пшеницы) и, ограниченно, изделия группы Б.

Приправы. В питании детей не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии) и другие аналогичные продукты. Вместо майонезов салаты и другие закуски заправляются растительными маслами, а также стерилизованными и пастеризованными (термизированными) соусами на молочной (кисломолочной) или сырной основе.

Другие продукты. В питании, в возрасте старше 3-х лет, В качестве источника растительных жиров белка в детском могут использоваться орехи и семена такие, как миндаль, фундук, кешью, фисташки (несоленые), семена кунжута, подсолнечника (очищенные от кожуры). Арахис и продукты, в состав которых входит арахис, использовать в массовом питании детей не рекомендуется.

Основным источником легкоусвояемых углеводов (простых сахаров) должны быть свежие фрукты и ягоды, молочные продукты. В связи с тем, что потребность в легкоусвояемых углеводах у детей составляет 20% от суточной потребности углеводов.

Потребление сахара, добавляемого в пищу, следует ограничить до уровня, обеспечивающего примерно 10% общей калорийности рациона.Соки на 2-м году жизни лучше использовать в виде консервированных соков специально для детского питания.

Сладкие блюда и сладкие мучные кулинарные изделия используются для детей в качестве десерта «на сладкое» только в один из приемов пищи в день, в основном, в завтрак или полдник, не чаще 2-3 раз в неделю.

Кондитерские изделия (шоколад обыкновенный и с добавлениями, конфеты с корпусами между вафель, со сбивными корпусами, с желейными корпусами, ирис, вафли, печенье типа «сэндвич», пасты шоколадные, зефир) обычно включают в состав полдников 1-2 раза в неделю. Шоколадные изделия можно включать в питание детей старше 3-х лет и позже.

Нужно избегать употребления всех видов чая (черный, зеленый, травяной) и кофе до возраста 24 мес., т.к. они препятствуют усвоению железа.

Соотношение в рационе питания детей солей кальция и фосфора должно быть не ниже 1,2 : 1.

Следует на 2-м году жизни продолжать использовать диету, очень небольшое количество соли добавляется в пищу.

8.КОНСЕРВИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ В ДЕТСКОМ ПИТАНИИ.

Рекомендуется использовать консервированные продукты питания для детей от 1 до 3 лет.

Однако в большинстве семей на 2-м году жизни, осуществляется постепенный переход на пищу, приготовленную в домашних условиях – «семейный стол». Детям с семейного стола дают вермишель, плов, свежие овощи кусочками и размятые вареные овощи в виде гарнира, рубленые мясо в виде котлет, фрикаделек, рыбу, молочные каши. Продукты должны быть в рубленом и пюреобразном виде, так как родители не должны забывать об особенностях кулинарии для детей от 1 до 3-х лет. Детям не рекомендуются продукты, содержащие облигатные аллергены, эфирные масла, закусочные консервы, жирные сорта говядины, копчёные колбасы, шоколад, некоторые специи (чёрный перец, хрен, горчица). Учитывая незрелость иммунной системы, пищеварительных органов и жевательного аппарата дети нуждаются в особой кулинарной обработке продуктов и блюд, особенно на 2-м году, нельзя давать блюда, приготовленные накануне.

9. Микронутриенты в питании детей

Чтобы дети росли умненькими и здоровенькими (и чтобы эти качества проявлялись в гармонии), необходимо соблюдать множество условий. Одно из них и, пожалуй, самое важное - вовремя и в достаточных количествах "снабжать" ребёнка необходимыми питательными веществами. Полноценное и сбалансированное питание обеспечивает поступление в организм необходимых для нормальной жизнедеятельности питательных веществ, в том числе и нутриентов (витаминов, минералов, макро- и микроэлементов).

К веществам, влияющим на состояние иммунной системы: микроэлементы (железо, цинк, селен, йод), витамины (А, Е, С), аминокислоты, нуклеотиды, пробиотики, полиненасыщенные жирные кислоты и другие.

Отмечено, что такой микроэлемент как цинк, принимает участие почти во всех реакциях иммунитета, входит в состав свыше 20-ти ферментов, в том числе в те, которые участвуют в обмене нуклеиновых кислот.

Регулярное потребление железа в необходимых дозах способствует росту клеток и их дифференциации.

Йод активно участвует в развитии познавательных процессов ребенка. Согласно данным, 30% населения в мире имеют риск развития йоддефицитных заболеваний.

Многие продукты растительного и животного происхождения содержат природные антиоксиданты, однако их количество, а потому и степень влияния на здоровье, широко варьирует. Наиболее известными являются витамины А, С, Е, селен. Цинк, альфа-липоевая кислота хотя и не обладают прямым антиоксидантным действием, поступая в организм, либо активно включаются в биохимические реакции, обеспечивающие антиоксидантную защиту, либо преобразуются в соединения с мощным антиоксидантным эффектом.

Согласно статистике, группами риска являются дети до 3-х лет, дошкольники 5-7 лет, а также подростки 11-15 лет. Особую группу риска составляют часто болеющие дети.

Все продукты печень, а также почки и сердце птицы являются не только основным источником поступления витамина А, но и селена, цинка, а также альфа-липоевой кислоты. Около 120–150 гр. субпродуктов домашних животных достаточно для обеспечения суточной потребности взрослого человека в этих микронутриентах. Вырезка крупного рогатого скота, грудка птиц, грибы, морепродукты, яйца также могут быть источником поступления витамина А, альфа-липоевой кислоты, селена, цинка. Предшественником витамина А, бета-каротином богаты желтые, оранжевые, красные и темно-зеленые овощи и фрукты (морковь, персики, абрикосы, шпинат, брокколи, тыква, томаты).

Главными источниками витамина Е в пищевом рационе являются семена подсолнечника, миндаль, лесной орех (фундук), а также изготовленные из семян растительные масла (подсолнечное, хлопковое, оливковое и т.п.). Около 50 гр. семян (орехов) или 2-3 столовые ложки растительного масла обеспечат организм взрослого человека суточной нормой витамина Е.

Красный и зеленый сладкий перец, киви, апельсин, грейпфрут, клубника, земляника, красная и черная смородина, некоторые другие овощи и фрукты могут служить основными источниками витамина С.

В рационе ребенка обязательно должны быть: мясо (источник витаминов группы В, железа, цинка), молоко и молочные продукты (источники витамина Д, кальция, фосфора), рыба и морепродукты 1-2 раза в неделю (источники жирорастворимых витаминов А, Е, Д, йода, цинка, селена), овощи и фрукты (источники витамина С, группы В, бета-каротина, магния, кальция), сливочное масло (витамины А, Е, Д).

Питание как основной источник витаминов и микроэлементов должно быть сбалансированным и рациональным с учетом возрастных потребностей.