МКОУ Венгеровская СОШ №1
Проект
Что наша память с трепетом хранит…
Автор проекта:
ученица 11 «б» класса
Дмитриева Ульяна
Руководитель проекта:
Цаца Е.Г.
2019
Тип проекта
Проблема:
История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого нашей памяти.
Без прошлого нет будущего. Память о прошлом незримой нитью проходит через жизнь каждого человека. И когда эта память жива мы можем дать оценку своей жизни, что-то изменить и оставить свои добрые дела и поступки для потомства. Многие исторические факты теряются со временем и главная задача потомков сохранить их для будущих поколений.
Цель проекта:
Восстановить информацию об истории церкви «Святая Живоначальная Троица» в селе Старый Тартас .
Задачи
1)Организовать поиск информации об истории церкви
2)провести исследования различных аспектов истории существования церкви в селе Старый Тартас ,на основе изучения архивных данных, печатных источников и воспоминаний старейших жителей села.
3) Создать учебно-методическое пособие для проведения внеклассных мероприятий
Методы и средства реализации проекта:
- 1. Социологический опрос
- 2. Работа с информационными источниками
- 3. Сбор и анализ материала по теме.
- 4. Систематизация и обобщение информации.
1 этап
- Определила проблемную ситуацию. Определилась с типом проекта, выбрала тему. Постановила цель и задачи.
2 этап
- Составила стратегию исследования, источников информации, способов оформления результатов. Выбрала методы и средств реализации проекта.
3 этап
- Рассмотрела источники информации. Провела беседу с жителями села.
- Записала воспоминания.
4 этап
5 этап
- Оформила результаты проектной деятельности.
Исследовательская часть Вопросы для опроса жителей села
1) Как выглядела церковь?
- 2) Какие воспоминания остались о церкви Святой Живоначальной троице у Вас (возможно, ваши родители / бабушки /дедушки рассказывали о ней)
- 3) Нам известно, что церковь была реконструирована. Что в дальнейшем произошло с этим зданием
Продукт проекта
В ходе данного исследования был собран ,систематизирован материал.
Продуктом моего проекта является учебно- методическое пособие для проведения внеклассных мероприятий. Данное пособие будет передано в школьный музей.
Источники информации
- 1. Архив Томской епархия русской православной церкви.
- 2. Архив Венгеровского краеведческого музея имени П. М. Пономаренко.
- 3. Газета Венгеровского района Новосибирской области №126-128 от 26 октября 2012 года.
- 4. Интервью со старожилами села Старый Тартас
Материалы проекта
Содержание
- 1. История села Старый Тартас
- 2. Воспоминания жителей
- 3. История церкви
- 4. Информация их архива
- 5. Информация о последнем священнике
- 6. Часовня на месте церкви в данное время
- 7. Источники информации
История возникновения села старый тартас
- Бараба была присоединена к русскому государству в 1595-1596 годах. При установлении через Барабу сухопутного пути между городами Тарой и Томском для охраны дороги и,одновременно, ясашных татар от набегов, были организованы три военных поста: Усть-Тартасский (ныне Старый Тартас), Каинский (город Куйбышев) и Убинский (Перенесен в Каргатский). На территории Венгеровского района первым русским поселением стал Усть-Тартасский форпост. Произошло это в 1722 году. Он находился на месте впадения р.Тартас и р.Омь, отсюда и его название. Службу в посту несли казаки, сначала для охраны только в летнее время, затем на постоянной основе. Численность отряда составляла 50 человек во главе с сотником.
- К концу первой половины 18-ого века российские границы в Сибири подвинулись далеко на юг, надобность в форпостах Барабы отпала. К 1750 году Усть-Тартасский форпост перешел на положение гражданского населенного пункта – Тартасская слобода «сельцом, населенным здешними казаками, крестьянами и осторожными жителями».
История села старый тартас
- Очень многое повидало село за триста лет. И не только за триста. С огромной долей вероятности можно утверждать, что на этой территории люди жили и тысячи лет назад. Ведь рядом, в кургане, обнаружено захоронение бронзового века. Его возраст 3500 лет.
- Важной вехой в истории села стала постройка церкви.
Исследовательская часть Вопросы для опроса жителей села
- 1) Как выглядела церковь?
- 2) Какие воспоминания остались о церкви Святой Живоначальной троице у Вас (возможно, ваши родители / бабушки /дедушки рассказывали о ней)
- 3) Нам известно, что церковь была реконструирована. Что в дальнейшем произошло с этим зданием?
Воспоминания старожила села старый тартас
- Из разговора со старожилом села Пётром Дмитриевичем Волковым, он помнит, что церковь была деревянная. Когда он был мальчишкой, наблюдал из окна школы как рушила молодёжь церковь. Иконы в блестящих окладах валялись на земле, а его бабушка была верующая, крестилась и плакала.
Воспоминание жительницы села старый тартас
- Из воспоминаний Ставцевой Нины Федоровны: «В 50-е годы церковь была разрушена и в ее помещении был оборудован клуб. При снятии колоколов в деревне стоял плач. Выкидывали из окон иконы и молодые люди просто ходили по ним. В 1964году здание полностью было разрушено»
Информация по запросу из архива томской епархии
На основании полученных данных: в 1867 году была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Пресвятой Троицы). В состав прихода входило само с. Усть-Тартасское (с. Старый Тартас) Каинского уезда, деревня Николаевка в восьми верстах и Попова заимка – 10 вёрст. По штату в церкви служили один священник и один псаломщик. Прихожан обоего пола насчитывалось 3101 (!) «душа», в том числе 286 раскольников. В 1888 году в селе открылась церковно-приходская школа, которая размещалась в собственном здании.
Снимок сделан в 1937
Последний Священник Кутьмин Игнатий Николаевич (1887)
- В 1919 году село полностью было ликвидировано пожаром, жители отстояли церковь и дом священника, не считаясь со своим подворьем.
- Игнатий Кутьмин служил священником в церкви до праздника Святой Троицы 1935 года. До тех пор, пока по приказу властей церковь не была закрыта. В 1937 году арестован по обвинению в "участии в контрреволюционной церковно-монархической организации».
Игнатия много раз вызывали в НКВД и требовали отречься от Бога, но он наотрез
отказался. В НКВД его просили доказать о существование Бога, а он отвечал, что ни одна машина не пойдет без приложения рук человеческих, так и тем более природа не может обойтись без Творца.
26 сентября 1937 г. осужден и приговорен к расстрелу.
Часовня на месте разрушенной церкви
В данный момент на месте старой церкви построена часовня жителями села.
Строительство часовни направлено на восстановление культурно-исторической достопримечательности села Старый Тартас, что является исполнением желания, можно сказать мечты большинства населения села и одновременно поможет реализоваться молодежи, как людям с активной жизненной позицией. В результате столь важного дела многие молодые люди поймут значимость добрых дел, что порой приводит к переосмыслению и пересмотру своих поступков и это позволит частично решить и проблему вероятности совершения противоправных действий молодежью.
Cписок источников информации:
- 1. Архив Томской епархия русской православной церкви.
- 2. Архив Венгеровского краеведческого музея имени П. М. Пономаренко.
- 3. Газета Венгеровского района Новосибирской области №126-128 от 26 октября 2012 года.
- 4. Интервью со старожилами села Старый Тартас