СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Гипатия Александрийская"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект выполнен ученицей Васильевой Марией. Правда давно. В 2013 году мы защищались  на международном конкурсе "Математика и проектирование" в Москве и заняли третье место в номинации "История математики" Думаю, что в канун праздника 8 марта этот материал будет кому-то полезен.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Гипатия Александрийская"»

МКОУ «Торбеевская основная общеобразовательная школа имени А.И.Данилова»

































УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

ученицы 7 класса

Васильевой Марии



Руководитель: Жарикова Л.С., учитель

математики

2012-13

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………... 3



II. Гипатия Александрийская – первая женщина-математик4

II.1. Детство и юность ………………………………………..4

II.2. Научная деятельность …………………………………….5

II.3. Трудные времена ………………………………………….8

II.4. Страшная гибель ………………………………………....10

II.5. Гипатию убили дважды ………………………………….12

II.6. Это она ……………………………………………………..14

III. Заключение…………………………………………………….16

IV. Источники ……………………………………………………..17

V. Приложения ……………………………………………………18







  1. Введение

Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ей занимаются, которые вкладывают душу в ее развитие, открывая для человечества новые знания.

На уроках математики мы изучаем теоремы и правила, решаем задачи, а ещё знакомимся с великими учёными-математиками. Мне хорошо знакомы Гаусс и Декарт, Евклид и Фалес. Их портреты украшают наш кабинет математики. Среди них только один портрет женщины – Софьи Ковалевской. Мне стало интересно, а почему среди портретов великих математиков только один женский портрет? Были ли в истории математики другие женщины-учёные? Какие открытия они сделали? Как сложилась их судьба?

В Интернете я нашла информацию о женщинах-математиках. Больше всего меня поразила судьба древнегреческого математика Гипатии Александрийской, первой в истории человечества женщины, посвятившей себя науке. Поэтому тема моей работы « Гипатия Александрийская».

Цель: изучить жизнь и научную деятельность Гипатии Александрийской

Задачи:

  • собрать информацию о Гипатии Александрийской в научно-популярной литературе и Интернете;

  • познакомить учащихся с материалами моей работы;

  • выпустить номер школьной математической газеты, посвящённый Гипатии Александрийской.





  1. Гипатия Александрийская – первая женщина-математик

Жизнь любой женщины трудна, жизнь женщины в науке – трудна вдвойне, жизнь женщины-учёного в древние времена не только неимоверно трудна, но и опасна. Практически до начала XX века уделом женщины были только дом, дети и религия. И лишь немногим удавалось вырваться из этого замкнутого круга.



II.1. Детство и юность

Г ипатия Александрийская – первая известная женщина-учёный. Она занималась философией, математикой, астрономией и даже механикой. Круг её научных трудов невероятно широк для одного человека в любом столетии. Гипатия родилась в 370 году в египетском городе Александрия. В те времена у женщин почти не было права выбора и вообще никаких прав.

Отец Гипатии – Теон Александрийский был крупным ученым-математиком, написавший толкования к астрономическому сочинению Птолемея и к знаменитой книге Евклида «Начала».

С детства девочка была окружена книгами. Папирусные свитки и пергаменты находились повсюду: и на полках и на рабочем столике отца. А главное, они жили в Мусейоне, научном центре Египта. Рядом с их комнатами размещалось крупнейшее книгохранилище мира - Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского.

II.2. Научная деятельность



«представала даже пред лицом правителей; без всякого стыда являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей»

Образование Гипатия получила под руководством своего отца.

Гипатия рано стала проявлять интерес к занятиям отца. Она полюбила геометрию и исписывала множество табличек, учась доказывать теоремы. Ей нравилось в звездные ночи наблюдать небо. Девочка отличалась удивительной сообразительностью. Она любила смотреть, как работают ремесленники, мастерила инструменты для астрономических наблюдений.

Её сочинения до нас не дошли. Но по историческим документам известно, что Гипатия написала обстоятельные комментарии к сочинениям видных математиков того времени. Кроме этого она написала ряд работ по философии и астрономии. Учёные более поздних времён, с восторгом описывая научные достижения Гипатии, утверждают, что она изобрела ареометр – прибор для определения плотности жидкости, астролябию – прибор для определения широт и долгот в астрономии – и планисферу – прибор для изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.

В 30 лет Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Это было просто немыслимо в те давние времена, когда женщин не пускали даже на городские собрания.

Н е всякий учёный муж удостаивался права читать лекции, иметь учеников, объяснять законы мироздания. Тем более что это была школа не для детей, а для взрослых людей, постигающих науки. В нашем современном понимании – это был университет или академия. Значит, Гипатия настолько была умна и талантлива, что учёные мужи позволили ей себя учить.

Гипатия заняла ведущую кафедру - кафедру философии. Лекции она читала при большом стечении слушателей. Сначала среди них было много любопытных. В своих выступлениях толковала она мысли Платона и Аристотеля. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии. Лекции Гипатия обычно начинала с изложения сложных вопросов математики, затем переходила к ее применению и другим наукам. На поклон к женщине – философу и математику со всех концов Римской империи стекались ученые, чтобы приобщиться к источнику красоты и ума.

Гипатия вызывала удивление. Казалось, в этой девушке воплотилась мудрость прошлого. Ее лекции удивляли учёных мужей обстоятельностью и глубиной. Все чаще раздавались восторженные голоса: никто так не знает наук, как Гипатия! С годами слава о ее школе широко распространилась. Быть учеником Гипатии считалось большой честью. В Александрию ехали юноши из разных стран. Гипатию считали воплощением мудрости и к голосу ее прислушивались не только, когда речь шла о научных вопросах. Она приобрела такую учёность и т акую мудрость, что превзошла современных себе философов. Она «представала даже пред лицом правителей; без всякого стыда являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей» - писали о ней современники.

Поэты слагали о ней стихи. Вот одно из таких посвящений:
Когда ты предо мной, и слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возношу, — так все в тебе, Гипатия,
Небесно — и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрый свет...

Историк, Дамаскин (458-ок. 538) писал о Гипатии в "Жизнеописании Исидора". Гипатию он считал женой философа Исидора из Газы, о котором был чрезвычайно высокого мнения. «Гипатия родилась и выучилась в Александрии. Поскольку она обладала большим интеллектом, чем ее отец, она не была удовлетворена его наставлениями в математике и самостоятельно и прилежно изучила философию. Эта женщина обычно надевала свой философский плащ и шествовала в центр города. Она публично толковала Платона, Аристотеля или работы любого другого философа для каждого, кто хотел бы ее слушать. В дополнение к опыту в преподавании, она достигла вершины гражданской добродетели».



II.3. Трудные времена

Гипатия жила в трудное и даже опасное время. В Римской империи одновременно существовали две религии – язычество и христианство. Но христианские священники всеми правдами и неправдами стремились изжить язычество и неугодных им людей, утвердить христианство.

В Александрии был красивый языческий храм Серапеум, разукрашенный разными великолепными лужайками, статуями. В 391году епископ Феофил приказывает его уничтожить. Многие ученики и друзья Гипатии ринулись защищать храм, но погибли. Разъяренные фанатики христианства храм разрушили , а его защитников растерзали. . Жадная до наживы толпа христианских монахов сожгла знаменитую Александрийскую библиотеку, насчитывавшая до 7000 тысяч ценных рукописей. Библиотека помещалась именно в этом роскошном храме египетского бога Сераписа. От храма и библиотеки остался один только прах да фундамент, сложенный из очень тяжелых плит. Главой христианских банд, уничтожавших величайшие культурные ценности народа, был не кто иной, как сам архиепископ Феофил, наживший путем грабежей языческих храмов несметные богатства и снискавший среди египтян прозвище «христианского фараона». Архиепископ Феофил тратил баснословные денежные суммы на подкуп служителей в императорском дворце и содержал там на своем жалованье массу шпионов, которые доносили ему обо всех «земных делах» царедворцев, на ход которых он оказывал большое влияние.

Гипатия тоже рвалась защищать любимый храм, но отец сумел удержать её и не пустил даже на улицу. Каково же было горе Гипатии когда она узнала что её любимый храм был уничтожен… но она не отказывается от лекций и продолжает преподавать. После разгрома Серапеума многие в едущие ученые навсегда покинули Александрию. Но Теон с дочерью остались. Ссылаться на пословицу "Родина там, где хорошо" позволительно меняле, а не ученому. Настоящий ученый не покинет родину в годину испытаний. 

В ремя вовсе не способствовало занятиям наукой. Математика вызывала подозрения. В ту пору в церквах нередко молили господа обрушить свой гнев на головы «математиков, колдунов и прочих злодеев». Гипатия достигла совершенства в трудном искусстве наблюдать звезды. Астрономия была частью математики, а разницы между астрономом, изучающим небесные явления, и астрологом, предсказывающим судьбу по звездам, как правило, не делалось. Даже в официальных документах звездочетов называли просто математиками. В 409 году императоры Гонорий и Феодосий II издали специальный закон. Математикам вменялось в обязанность явиться к епископу, отречься от богопротивных взглядов, предать огню описок своих заблуждений и поклясться блюсти христианскую веру. Тех же, кто отказывался принести отречение, было велено изгнать из Рима и всех прочих городов. Математиков, которые осмелились нарушить это установление, самовольно остались в городах или под прикрытием ложной клятвы продолжали тайком заниматься своей профессией, надлежало карать без всякого милосердия. От указа этого Гипатия не пострадала. У должностных лиц Александрии хватило, к счастью, ума не причислять ее к тем математикам, которых следовало ловить и наказывать.

II.4. Страшная гибель

Я не боюсь убитой быть за правду и науку
Мне не страшны каменьев острые углы
И тот костер, горевший из-за страха суеверных,
Не разожжет в душе моей сомнения искры

И пусть кричат, что я язычница и ведьма
Плетя обмана сети из невежества неверья
Клянясь убить за то, что не похожа на других,
Что, посмотрев в глаза, сказала свою правду.

С о смертью епископа Феофила продолжателем всех его «святых» дел стал его племянник Кирилл. Новый преемник приумножил славу «святой» церкви тем, что организовал в Александрии и других городах погромы. Растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась архиепископу Кириллу, и он решил уничтожить ее.

К ирилл натравил на Гипатию монахов и те, подкараулив ее у дома, набросились на Гипатию и поволокли ее в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии.

К огда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре. Случилось это в 416году 21марта. После трагической гибели Гипатии все написанное ею было уничтожено. Из всех ее работ до нашего времени дошли только два афоризма Гипатии: «Сохраняй свое право на размышление — мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем» и «Учить людей верить в суеверия — самое чудовищное и преступное дело».

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. “После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча”,- писал Ван дер Варден в книге “Пробуждающаяся наука». А великий учёный Сократ про Гипатию писал так:"В Александрии жила женщина, по имени Гипатия, дочь философа Теона, которая достигла таких высот в литературе и науке, что далеко превзошла всех философов своего времени... Но и она пала жертвой политической интриги. Среди христианского населения распространились слухи, что ее частые беседы с Орестом (имперским префектом Александрии), мешают примирению Ореста с Кириллом, епископом Александрийским. Поэтому некоторые из них, охваченные фанатичным и лицемерным рвением, под водительством главаря по имени Петр, чтеца церкви, подкараулили ее, когда она возвращалась домой, и, вытащив ее из носилок, привели в церковь под названием Цезариум, полностью раздели ее и затем убили, сняв кожу острыми раковинами. После расчленения ее тела на куски, они перенесли изуродованные конечности на место под названием Синарион и там сожгли их. Это дело покрыло позором не только Кирилла, но и всю Александрийскую церковь. И, конечно, ничто не может быть дальше от христианства, чем пособничество в массовых убийствах, насилии и действиях подобного рода. Это произошло в марте, во время Великого Поста, в четвертый год епископата Кирилла во время 10-го консульства Гонория и шестого консульства Феодосия"

II.5. Гипатию убили дважды

Кирилл Александрийский восторжествовал над врагами. А победителей, как известно, не судят.

Слава Гипатии была слишком громкой, и не так-то просто было изобразить эту замечательную женщину исчадием ада. Церковь предпочла иной путь. Гипатию сделали чуть ли не христианской мученицей. В "Житии святого Кирилла Александрийского" все выглядит уже так: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, из любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники".

Чтобы замести кровавые следы гнусного злодеяния, представители церкви позднее придумали версию, что Гипатия умерла от рук язычников, что церковь в её смерти совершенно не повинна. Для большей убедительности Гипатию объявили «святой» и стали называтьтт«святойррвеликомученицейооЕкатериной». Услужливые историки надежно и надолго скрыли истину. Гипатию убили дважды: одни монахи растерзали ее в церкви, другие принялись последовательно и упорно уничтожать созданные ею книги. Гипатию обрекли на вечное молчание.

Л ишь по сохранившимся воспоминаниям современников смогли историки восстановить её биографию. Много веков спустя о Гипатии напишут научные труды и романы, снимут прекрасный художественный фильм, назовут её именем лунный кратер.

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».























II.6. Это она

История этой великой женщины удивляла и поражала всех, кто читал воспоминания её современников или историков. Поэты посвящали ей стихи, писатели – романы, художники писали её портреты. Писали так, как представляли.

Гипатия Александрийская (370 - 415) - Ольга Андреевна Бельская.















Рафаэль Санти. Гипатия

(деталь Афинской школы).



Икона Святая Екатерина (Гипатия), находится в частной коллекции

Фаюмский портрет. Неизвестный художник. Предположительно IV-VI вв

п



























И сторию Гипатии рассказывает замечательный фильм режиссера Алехандро Аменабара «Агора», роль Гипатии исполнила в этом фильме красивая и талантливая актриса Рейчел Вайс.





  1. Заключение

Мало было в прошлом женщин-ученых, ещё меньше - женщин математиков. Работая над рефератом, я проводила опрос учеников, учителей и некоторых жителей своего села. просила назвать респондентов известных им женщин-учёных и женщин-математиков. Оказалось, что кроме Софьи Ковалевской, других женщин-математиков не знают.

Гипатию Александрийскую смогли назвать только двое опрошенных – мой учитель математики и мой дядя. Мне кажется, что это несправедливо и неправильно. Для меня вся жизнь Гипатии – подвиг. Удивительны её изобретения, её научная деятельность, но ещё более поразительны её благородство, скромность и служение науке. Она жила и погибла как настоящая христианка, хотя всю жизнь искренне следовала языческой нормам.

Мне очень хочется, чтобы Гипатию знали и помнили. Поэтому я оформила о ней школьную газету и рассказываю о первой женщине –учёном своим знакомым. Она этого заслуживает.





  1. Источники

http://wwintspace.net/n-192.html

ru.wikipedia.orgГипатия

http://www.mathsun.ru/gipatiya.html

http://www.blogsochi.ru/content/pervye-egipetskie-khristiane-i-ikh-zhertva-%E2%80%93-gipatiya-aleksandriiskaya

http://www.philgazeta.ru/numbers/03.2010/gipatia_01.php

http://www.proshkolu.ru/user/Olg-a-ndreevna/file/916190/