СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Кукла из ниток- ангелочек" по предмету начальной школы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект реализовался на внеурочных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Кукла из ниток- ангелочек" по предмету начальной школы»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»


Творческий проект


Кукла из ниток - ангелочек





Выполнила:

студентка группы 40 з\ш

Костина Мария Анатольевна

Руководитель:

Сапрыкина Людмила Геннадьевна

Кульченко Оксана Николаевна








Астрахань, 2025 г.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

1. Основная часть ................................................................................................... 5

1.1 Аргументация темы проекта.......................................................................5

1.2 История появления кукол........................................................................... 5

1.3 Выявление основных требований к изделию............................................7

2. Технологическая часть ......................................................................................8

2.1 Выбор идей и вариантов .............................................................................8

2.2 Перечень этапов выполнения кукол из ниток...........................................8

2.3 Материалы, инструменты, оборудование, организация рабочих мест...........................................................................................................................9

2.4 Техника безопасности при выполнении работы ....................................10

2.5 Эскиз этапов конструирования кукол из ниток.......................................11

2.6 Технология изготовления кукол из ниток ...............................................11

3. Экономическое обеспечение проекта.............................................................11

4. Экологическое обоснование проекта..............................................................12 5. Реклама творческого проекта ..........................................................................12

Заключение ............................................................................................................13

Использованная литература ................................................................................15 Приложения...........................................................................................................16























Введение

Обоснование творческого проекта

Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в наше время приобретает всё большую актуальность. Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать народное прикладное искусство, в том числе традиции в изготовлении куклы из ниток.

Нитяная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная нитяная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Традиционная кукла прошла долгий путь от простой нитяной кисточки над колыбелью младенца, до трудоёмких и очень красивых современных кукол, сделанных художниками. И всегда она несла в себе пожелание благополучия, здоровья и любви тому, кто становился её счастливым хозяином и другом.

Цель творческого проекта:

 Познакомить с нитяной куклой. Приобщить детей к народным традициям декоративно - прикладного искусства и бытового дизайна. Изготовить оберег «ангела-хранителя» из ниток ручной работы.

Задачи творческого проекта:

Обучающие: дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых. Учить понимать друг друга, обсуждать процесс совместной деятельности. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла – оберег, кукла обрядовая). Познакомить с изготовлением куклы.

Развивающие: развивать творческое мышление, воображение, любознательность, внимание, мелкую моторику рук, прививать навыки работы по созданию народной игрушки; вызвать желание своими руками сделать куклу из ниток.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, прививать эстетический вкус при выполнении работы, аккуратность, терпение.

Методика и техника выполнения изделия

Методы и приёмы:

• Метод информирования (рассказ, беседа, объяснение);

• Метод наглядных демонстраций (показ готового изделия и поэтапного выполнения работы);

• Приём активизации внимания, мышления, восприятия, воображения;

• Приём контроля, самоконтроля.

Форма проведения: коллективная.

Планируемый результат:

- знакомство с историей, видами народных кукол; изучение технологии изготовления кукол; создание продукта – кукол-ангелочков из ниток на основе кисточки.

Новизна

Народные традиции создания поделок из ниток взяли на вооружение дизайнеры. Ведь такие фигурки — очень выразительный элемент декора. Они гармонично вписываются в самые разные стили интерьера. Миниатюрные куклы могут стать оригинальными кулонами или брошами. Рукотворную поделку можно превратить в экстравагантный брелок для телефона.

Основные этапы проекта: теоретическая часть, технологическая часть, инструкционно-технологическая карта проекта, экономическая и экологическая оценки, заключение.

Практическая значимость

Узнавать новое – это всегда интересно!

Делать игрушки – это всегда радостно!

Изготавливать их своими руками – это всегда полезно!


Оборудование, источники получения информации и дидактические материалы: ноутбук, фотографии и образцы кукол, презентации «Куклы», видеоурок, ножницы, линейка, разноцветные клубки ниток, картон, деревянная бусина для головы.

Применение: Куклу - самоделку можно использовать как украшение домашнего или выставочного интерьера, как подарочный сувенир.








1. Основная часть

1.1 Аргументация темы проекта

Разнообразные виды творческой деятельности играют важную роль в социализации детей. Творчество является механизмом совершенствования и прогресса в любой сфере деятельности, позволяет гармонично взаимодействовать с окружающими, развивать навыки адекватного поведения в обществе. Внеурочные занятия дают нам прекрасную возможность осуществлять проектную деятельность по созданию куклы из ниток и увлекает детей, т.к. куклы всегда сопровождают человека, начиная с момента его рождения, и не важно, кто появляется на свет-мальчик или девочка.  Жизнь наших предков была тесно связана с природой и поэтому, игрушки человек делал из того, что было под рукой. Кукла была игрушкой и оберегом. С куклой передавались традиции. Дети узнавали о цвете, форме, объёме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. С помощью куклы ребёнок запоминает название частей тела и лица, предметов одежды.

Игрушка, особенно сделанная своими руками, помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь, является для хозяина его вторым я. 

1.2. История появления кукол

В современном высокотехнологичном мире, к счастью, все- таки осталось место народным ремёслам. Многим людям на сегодняшний день очень интересна история своего народа, диковинные обряды и национальные забавные игрушки.
Среди них особое место занимает кукла, которая горячо любима детьми и по сей день, ведь она мягонькая, нарядная, теплая. И с ней столько ролевых игр можно придумать.

Сейчас стало модно коллекционировать кукол из ниток и материи в различных нарядах. Довольно часто организуются выставки народного промысла, где можно не только полюбоваться красивыми и самобытными куколками, но и с помощью них прикоснуться к истории родного края. Ведь тряпичные и нитяные куклы вот уже много веков привлекают к себе внимание как оберег, хранящий в себе тепло человеческих рук и надежно защищающий от горестей и болезней.
По своей основной роли куклы из ниток или материи делятся на три группы: куклы – обереги, обрядовые и игровые.
Куклы обереги появились много веков назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям.
Основу для куклы брали натуральную, в основном, из лесу: веточки, лозу, солому и лесные цветы и травы. К примеру, верили, что куклы, сделанные из берёзового бруска, берегут семейное счастье. Осину боятся злые духи, поэтому куколки с осиновой основой отгоняют от дома нечистую силу.
Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик без обозначения глазок, рта и носа. По древним поверьям считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. Безликая кукла считалась неодушевленной вещью, которая приносила только здоровье, счастье и благополучие.
Вообще русскую куклу относят к загадочным символам Древней Руси, так как она была не просто милой детской игрушкой, а обязательным атрибутом всех важных обрядов в жизни. Именно в искусстве изготовления кукол ясно отображены русские обычаи и национальные культурные традиции.
В каждой области Руси куклы изготовлялись в традиционных неповторимых нарядах. Костюмы эти всегда были яркими, красивыми, украшенными вышивкой. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.
Кукла была частью девичьего приданного, поэтому она бережно хранилась в сундуке до замужества. Ведь раньше очень рано выдавали замуж (с 14 лет), поэтому юные невесты частенько играли с этими куклами.
Взрослые поощряли игру в куклы, так как с помощью игры дети имели понятия о составе семьи, о роли матери в семье, учились вести хозяйство. Такая игрушка символизировала продолжение рода и была незаменимым атрибутом всех гуляний и праздников
Еще дети в игровой форме легко учились плести, прясть, и обучались таким образом ремеслу.
В старину в семье, где появлялся малыш, обязательно в колыбель клали нитяную или тряпичную куклу, которая оберегала новорожденного от злого глаза и болезней на протяжении его жизни и выступала настоящим талисманом. Создавалась такая кукла сразу после родов из разноцветных натуральных нитей и тканей. По поверьям в этой куколке будет находиться частичка души малыша.
Люди верили, что куклы, обязательно сделанные своими руками из простых натуральных материалов, обладают магическими свойствами: приносят счастье в дом и уберегают от злых духов. Поэтому очень часто тряпичные куколки или куклы из ниток использовались людьми как обереги семейного счастья, которые передавались из поколения в поколение.
По традиции у каждого крестьянина в доме была кукла-оберег, которая надёжно охраняла счастье в доме и здоровье хозяев. Она сопровождала человека с самого рождения и до смерти.
Таких кукол женщины изготовляли много, и у каждой было свое предназначение. Бабушки и дедушки, матери дарили этих кукол своим внукам, детям и вкладывали в них свою любовь и жизненную мудрость, на энергетическом уровне это чувствовалось, поэтому детки бережно относились к таким подаркам.

Ангел Хранитель – обереженная кукла.

С давних пор люди верят, что есть такие добрые существа – ангелы. Если сделать своими руками игрушечного ангела и подарить кому-нибудь из родных и друзей, они поймут, что дарится не просто игрушка, а душевное тепло и ощущение праздника.

Ангел-хранитель накрывает нас невидимым крылом, на протяжении всей жизни, оберегая от зла, предостерегает от грехов.

Задача ангела-хранителя – способствовать спасению подопечного. В частности, ангелы-хранители духовно наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной жизни, молят о них Бога, не оставляют их. Главная их миссия – это добро. Они прислушиваются к вашим желаниям и знают, чего вы хотите. Они чувствуют, когда пришло время исполнения ваших желаний, а когда – еще рано.

Наш ангел-хранитель будет сопровождать нас в сложнейших жизненных ситуациях, помогать добрым советом. В особо трудных ситуациях он обязательно подскажет правильное решение. Объясняясь житейским зыком, можно сказать: ангел-хранитель дан нам для того, чтобы помочь прожить жизненный путь так, чтобы душа максимально «выросла», чтобы помочь избежать дурных поступков. Ангел-хранитель будет заряжен той энергетикой, какую мы в него вложим при изготовлении. С какими мыслями мы делаем обереженную куклу, о чем думаем, о ком – все это вкладывается нами в маленький клочок ткани или ниток, и затем несет наш заряд в мир. Если верить в это – то так и будет.

1.3. Выявление основных требований к изделию

Изучив и проанализировав технологии изготовления нитяной куклы, проведения расчета и замеров, после решения необходимых задач, я решила, что на внеурочных занятиях вместе со своими учениками 1 класса буду делать нитяную куклу – Ангелочка. Но перед тем, как приступить к реализации своего проекта, я подготовила необходимые качественные материалы, проверила безопасность классного оборудования. Определила для себя, что результат проекта представлю в форме презентации. Распределила задачи и обязанности между своими учащимися. Проект мы реализуем в форме коллективной работы. Наши куклы должны быть просты и экономичны в изготовлении.

2. Технологическая часть

2.1 Выбор идей и вариантов

Изготовление нитяной куклы-оберега оставляет простор для фантазий, она безлика и каждый ребёнок сможет наделять её разными чувствами. Можно организовать в классе в форме игры коллективное знакомство между куколками. Таким образом ребёнок может попробовать себя в роли рассказчика, но как бы от лица куклы (не стесняясь, рассказать о себе, своих стремлениях).

Навыки работы по заданному образцу и с учетом определенных правил, выполнение инструкций учителя, формирует у детей необходимый фундамент для развития определенных навыков взаимодействия с одноклассниками.

Занятия творчеством приучают детей быть аккуратными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми, быть более доброжелательными по отношению к сверстникам.

У детей совершенствуются воображение, креативное мышление и фантазия. Занимаясь творческой деятельностью, дети находятся в обстановке игры. Процесс социализации в доверительной и игровой атмосфере проходит мягче и быстрее.   


2.2 Перечень этапов при выполнении куклы из ниток:

1. Разработка и проведение теоретического внеурочного занятия с детьми (Конспект внеурочного занятия в 1 классе по изготовлению изделия (см. Приложение 1))

2. Разработка эскиза кукол-ангелов.

3. Подготовка материалов.

4. Создание тела, головы и рук.

5. Соединение тела и рук.

6. Создание лица и причёски.

В качестве декора можно использовать тесьму, бусинки, пуговицы, стразы. Также можно создать орнаменты при помощи тканевых маркеров, красок или декоративного блестящего клея. 


2.3 Материалы, инструменты, оборудование и организация рабочих мест

Для изготовления одной куклы-ангелочка понадобятся следующие материалы и инструменты:

- нитки (слабо скрученные хлопковые нитяные шпагаты из тонких нитей) - 3 цвета (также можно использовать пряжу, мулине, цветной шёлк, цветные катушечные нитки); 

- шпагат (туго скрученные нити белого цвета с узелками по краям);

- серебряный шнур для пояса;

- 1 деревянная бусина для головы (размер 30 мм);

- 1 пара глаз (пластмассовые);

- ножницы;

- 2 шаблона из плотного картона (8х10 см и 6х7 см);

- линейка;

- деревянная тонкая шпажка с тупыми наконечниками;

- самоклеящиеся стразы;

- клеевой пистолет и клеевые стержни;

- расчёска.

Некоторые из перечисленных материалов и инструменты были у нас с детьми в наличии, поэтому изготовление было для нас не затратным.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска; колонки.

При организации рабочего места учитывались следующие моменты:

  • Освещение. Рабочее место должно быть хорошо освещено, при этом свет должен падать на работу с левой стороны. 

  • Положение тела. Нужно сидеть прямо, касаясь корпусом спинки стула. 

  • Расстояние от глаз до работы. Оно должно быть не меньше 30–40 см, чтобы не развивать близорукость.

  • Хранение инструментов. По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку. 


2.4 Техника безопасности при выполнении работы

Техника безопасности при работе с ножницами


1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей. 

2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми.

3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении.

4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу.

5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

6. По окончании работы закрыть ножницы и убрать их на место. 

Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой


1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке.

2. Все мелкие детали набора храните в специальных пакетах с зиплоком.

3. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками.

4. При работе с бисером следует использовать неглубокие емкости (н-р блюдце).

5. При работе с сыпучими материалами следует надевать защитную маску. 


Техника безопасности при работе с электроприборами


1. Перед работой с электроприбором проверьте исправность шнура, при наличии неполадок – устраните.

2. Включайте и выключайте электроприбор, держась за корпус вилки сухими руками.

3. Не оставляйте включенным электроприбор без присмотра.

4. Храните электроприбор в вертикальном положении.


Техники безопасности при работе с компьютером

Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением. Строго запрещается:

  • трогать разъемы соединительных кабелей;

  • прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

  • прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

  • класть посторонние предметы на клавиатуру и монитор;

  • работать во влажной среде и с влажными руками;

  • протирать компьютер влажной тряпкой.

Также рекомендуется соблюдать правильную посадку во время работы: ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд, голову слегка наклонить вперёд. 


2.5 Эскиз этапов конструирования куклы из ниток (см. Приложение 2)

2.6 Технология изготовление куклы из ниток (см. Приложение 3)



3. Экономическое обоснование проекта



Расчет затрат на изготовление 10 нитяных кукол-ангелочков:



Наименование материалов

Кол-во

Затраты: всего

Нитки: хлопковый шпагат

10 мотков по 60 г

900 р.

Крученая нить

1 моток

150 р.

Горячий клей

10 шт.

80 р.

Деревянная бусина

10 шт.

300 р.

Глаза

10 пар

160 р.

Серебряная нить

1 моток

120 р.

Лента самоклеящихся страз

1 шт.

150 р.

ИТОГО:


1860 р.

В среднем затраты на одну куклу: 186 рубль, что гораздо дешевле, чем в магазине. Учитывая расчёт стоимости данной работы, мы можем сказать, что материальные затраты на изготовление нитяной куклы совсем небольшие. При желании можно сэкономить на нитках, развязав старые вещи и используя вместо ниток пряжу; использовать более дешёвый клей; другие украшения (например, старые пуговицы). Кукла, сделанная своими руками отличный подарок для себя, родных и друзей. Отличный подарок на День ангела.

4. Экологическое обоснование

Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежат к числу наиболее сложных и актуальных задач современности. Чем экономичнее будут использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добывать природного сырья и соответственно меньше разрушать природную среду. Чем шире получат распространение безотходные и малоотходные технологии, тем меньше будет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.

Выполняя свою работу, мы с ребятами старались учитывать этот фактор, изготовить изделие экологически чистое. И нам это удалось.

Наши куклы-это:

1. Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы. Отходы легко утилизировать.

2. При работе с материалом не выделяются вредные вещества.

3. В составе нитей нет никаких ядовитых примесей.

4. Нет затрат природной чистой воды на производственные нужды.

5. Рациональное использование природных ресурсов. Оставшиеся нитки можно использовать в других изделиях.

А это значит, что изготовление и эксплуатация наших изделий не повлекут за собой изменения в окружающей среде, не нанесут вреда здоровью и жизнедеятельности человека. В основе нашего замысла в проекте «Кукла из ниток-ангелочек» мы задумали использовать изделие, которое легко поддерживать в чистоте. Для изготовления нитяных ангелов мы с ребятами использовали материалы: хлопковый шпагат, деревянные бусины, крученые нити, пластмассовые глазки и т.д.

Наша идея удалась, т.к. мы с ребятами использовали материалы, которые при желании можно постирать (ручная стирка) и придать нитяным куколкам первозданный вид (аккуратно причесать расчёской).

5. Реклама творческого проекта (см. Приложение 4)


Заключение

Таким образом, в процессе работы над проектом традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества «Кукла из ниток» цели и задачи были достигнуты. От занятия к занятию в ходе данного проекта у ребят развивалась фантазия и воображение. А коллективная деятельность подводила детей к восприятию декоративности создаваемого предмета своими руками, научила сравнивать предметы и выделять их отличительные признаки.

В ходе работы над проектом мы с ребятами овладели различными способами поиска и сбора информации (работа с литературой и в сети Интернет). Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, дети познали, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты. С помощью проделанной работы повысился интерес учащихся к народной культуре. Ребята обратились к истокам создания куклы-оберега, изучили традиционные технологии изготовления обереженных кукол, овладели основными навыками прикладного творчества.

В результате совместной коллективной работы с учащимися 1 класса можно сделать выводы:

- во-первых, дети узнали о существовании нитяных кукол и в процессе работы приобщились к народным традициям декоративно-прикладного искусства;

- во-вторых, узнали о существовании других видов самодельных кукол, их назначении;

-в-третьих, изготавливая изделие своими руками, учащиеся развивали художественный вкус, самостоятельно решали творческие задачи;

-в-четвёртых, процесс работы над проектом позволил побудить у детей сознательный интерес к изучаемому предмету, проявить свои творческие способности.

Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что у ребят появилась уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное авторское изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей. В свои нитяные куклы мы вложили труд, усердие, терпение и тепло.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что с нашей первой совместной коллективной проектной работой справились. Мы убедились, что традиционная народная кукла возрождается и возвращается в нашу жизнь. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

Также надеемся, что народные куклы-обереги постепенно вернутся в каждый дом. Наши предки использовали этих кукол на протяжении всей жизни. Магия этих кукол поможет и нашу современную жизнь сделать легче и безопаснее.

Куклу-оберег можно использовать как:

- оберег (для достатка и благополучия в семье, для здоровья, для привлечения счастья);

- подарок на свадьбу, день рождения, Новый год, Рождество, день Ангела;

- как декор квартиры.


Куклы – обереги напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками. Недаром в народе говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Мы достигла поставленной цели, создали куклы – обереги, изучили их историю, предназначение.


















Список используемой литературы


  1. Берегова О. Символы славян. М.: «Эксмо», 2007, с. 5-8

  2. Ененко Е.И. Талисманы, амулеты, обереги / Е.И.Ененко. -М.: Эксмо, 2005.128с.

  3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.

  4. Максимов С.В.Русские обряды и суеверия. М.: 2006, с. 4-5

  5. Морок А., Разумовская К. Название: Ваши ангелы-хранители, Издательство: Рипол Классик, 2002

  6. Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998.

  7. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2004.

  8. Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007, с 5-8, 17-18, 43-45, 61.

  9. Юдин А. В. Русская народная духовая культура. – М.: Высшая школа, 1999.

Интернет-ресурсы:

- http://www.rukukla.ru/article/trya/kukla_pelena6ka.htm

- http://rebenok.by/community/index.php?topic

- http://stranamasterov.ru/node/158013

- http://www.rukukla.ru/article/masterwork/imaikina/prikamie/trap.htm

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/413/71413716_SDC13381.jpg 

http://sumno.org.ua/media/images/galleries/2011/02/25/avtorski-lyalky-motanky-tetyany-bilokrylets-avtors/0068.jpg