Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Среднее общеобразовательная школа номер 17» г. Брянска
Макарова Ангелина Алексеевна
«Маска, я тебя знаю!» - псевдонимы русских поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг.
Литература
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Сдана на проверку
Общее количество первичных баллов
18
Руководитель: Степанова Наталья Васильевна
Брянск 2022
Содержани
Введение 3
Основная часть 7
Понятие псевдонима, появление псевдонимов в России 7
Характеристика направления акмеизм и его представители 7
Псевдонимы поэтов-акмеистов 8
Значение псевдонимов в истории литературы и их влияние на творчество поэтов 11
Актуальность использования псевдонимов в настоящее время 11
Заключение 12
Библиографические источники 13
Приложение 14
Введение С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Имена, данные людям с раннего возраста, оказывают влияние на дальнейшую судьбу человека. Когда кто-то знакомится с кем-то, то сначала узнает его имя.
Живя в современном мире кино и телевидения, различных развлекательных и музыкальных программ, люди часто сталкиваются с тем, что их любимые певцы, актеры, шоумены носят на эстраде совсем другое имя, чем в жизни. Общение в сети Интернет также часто происходит под вымышленными именами. К этому явлению все давно привыкли. Каждый человек с детства знаком с таким понятием, как псевдоним.
Одним из главных разделов современной русской ономастики1 является антропонимика2–включает в себя личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п. Имена, отчества, фамилии уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах. Псевдонимы же – большой пласт неофициальных именований – ещё недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес.
Для большинства людей – это что-то неважное, мелкое, им ненужное. Рабочий или крестьянин, банкир или мелкий служащий, – скорее всего никогда в жизни не интересовались псевдонимами, им они не нужны. Лишь узкая часть интеллигенции, – писатели, поэты, артисты, отчасти – ученые, знают, пользуются и понимают толк в псевдонимах. Для них это понятно, близко, иногда просто необходимо.
Однако, беря в руки книгу того или иного писателя, большинство людей даже не задумывается, настоящий ли автор написал это произведение или это его псевдоним. Между тем, имена, отчества и фамилии уже давно интересуют ученых.
При изучении произведений Серебряного века, было обнаружено, что многие поэты и писатели использовали псевдонимы. Именно Серебряный век подарил миру писателей и поэтов, которые использовали псевдонимы. Данная тема была обнаружена, когда на уроке литературы в 11 классе изучались направления модернизма Серебряного века в литературе.
Для подтверждения актуальности проекта, постановки цели и задач работы было проведено анкетирование среди обучающихся 11 класса. Анкета составлена с учетом возрастных особенностей школьников.
Анкета.
1. Знаете ли вы, что такое «псевдоним»?
А) да Б) нет В) не знаю
2. Знаете ли вы такое литературное направление, как акмеизм?
А) да Б) нет В) не знаю
3. Знаете ли вы псевдонимы русских поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг.?
А) да Б) нет В) не знаю
4. Знаете ли вы причины, по которым поэты в период 1900-1917 гг. брали псевдонимы?
А) да Б) нет В) не знаю
5. Выберите фамилии тех поэтов-акмеистов, псевдонимы которых вам известны.
А) Анна Ахматова В) Владимир Шилейко
Б) Ирина Одоевцева
6. Приведите свои примеры ФИО поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг., которых вы знаете ………………….
Анкетирование проведено среди учащихся 11 класса, анкета составлена с учетом возрастных особенностей опрашиваемой группы. Проанализировав данные, полученные в результате анкетирования, были получены следующие сведения, показанные на диаграмме3. Всего обучающихся в 11 «А» классе – 24 человека. На момент опроса присутствовал 21 респондент. Результаты анкетирования показали, что 100% обучающихся знают определение псевдонима и что такое акмеизм, 23,8% знают псевдонимы русских поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг., 57,14% респондентов знают причины, по которым поэты в данный период брали псевдонимы, 76,2% опрошенных известен псевдоним Анны Ахматовой. 76,2% респондентов не могут привести свои примеры ФИО поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг. и только 23,8% респондентов могут привести примеры псевдонимов поэтов-акмеистов, которых они знают.
Исходя из результатов анкетирования, проведенного среди обучающихся 11 класса, можно сделать следующие выводы: 100% респондентов знают определение псевдонима и что такое акмеизм, 57,14% респондентов знают причины, по которым поэты в данный период брали псевдонимы. Однако, лишь 23,8%% респондентов могут привести собственные примеры псевдонимов поэтов-акмеистов. Положительным явлением анкетирования стало знание респондентов о литературном направлении, акмеизм, изучаемое ими на уроках литературы в 11 классе.
При сборе материала, необходимого для проведения исследования, использовались разнообразные источники и материалы: Интернет-сайты – Википедия, Автор24 (справочник), Энциклопедия Кругосвет, которые предоставили возможность найти необходимые термины для исследовательской работы, изучить материал о поэтах Серебряного века. Значительный материал был получен из литературных источников: «Анна Ахматова, жизнь и творчество: книги для учителя», «Скрывшие свое имя» В.Г.Дмитриева, «Псевдоним - словарь литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева, «Псевдонимы» (Большая советская энциклопедия).
Проанализировав библиографические источники и изучив необходимый материал для написания работы, был сформулирован научный аппарат работы.
Гипотеза: Псевдонимы поэтов Серебряного века позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с творчеством поэтов
Объект исследования: Русские поэты-акмеисты Серебряного века в период 1900-1917 гг.
Предмет исследования: Псевдонимы русских поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг.
Цель: Понять влияние псевдонимов на творчество и жизнь поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг.
Задачи:
1. Подбор и изучение библиографических источников
2. Анализ и систематизация литературы о поэтах-акмеистах Серебряного века в период 1900-1917 гг.
3. Изучение биографий русских поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг.
4. Выяснить, кто из поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг. подписывался псевдонимами
5. Выявить причины выбора псевдонимов поэтами-акмеистами
6. Анализ поэзии поэтов-акмеистов
7. Изучить направление – акмеизм
8. Изучить актуальность использования псевдонимов в настоящее время
Методы работы: проведение анкетирования, работа с литературой и электронными ресурсами, анализ, обобщение материала, сопоставление и систематизация полученной информации.
Основная часть Понятие псевдонима, появление псевдонимов в России Псевдоним4 — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Появление и существование псевдонимов в России было тесно связано с особыми историческими, политическими и общественными условиями. Псевдонимы в России возникли с появлением общественно-политической и художественной литературы, практически с 40-60-х годов XVIII века. Основной причиной их возникновения было то, что существовала цензура. Высокопоставленные авторы, занимающие привилегированное общественное положение, проводили свои идеи, высказывали свои взгляды, скрывая свое подлинное имя, звание, служебное положение в силу целого ряда причин. Дело в том, что публичные выступления "в открытую" вообще не были свойственны русскому обществу.
Характеристика направления акмеизм и его представители Серебряный век5 — условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.
Модернизм6 в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существовал и вне их.
Акмеизм7 (от греч. άκμη — цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Его программа была впервые публично оглашена 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге. Основные черты акмеизма: 1. освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ясности; 2. отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии; 3. предметность и чёткость образов, отточенность деталей; 4. стремление придать слову точное значение.
Становление нового течения тесно связано с деятельностью оппозиционного по отношению к «Академии стиха» объединения «Цех поэтов», центральными фигурами которого были основатели акмеизма Николай Гумилёв, Анна Ахматова, занимавшая пост секретаря «Цеха», и Сергей Городецкий. Представителями акмеизма были также Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Василий Гиппиус, Владимир Шилейко и другие.
Псевдонимы поэтов-акмеистов Изучая поэтов Серебряного века, в частности поэтов-акмеистов, можно заметить, что некоторые из них брали псевдонимы. Причины взятия псевдонимов у поэтов могут различные, вот некоторые из них: незвучная фамилия или слишком обыденная, проба пера, боязнь цензуры, наличие однофамильцев, комический эффект или же стремление избежать преследований за сочинения обличительного характера, нежелание демонстрировать свою принадлежность к той или иной национальности (чаще всего этим пользовались евреи).
Анна Андреевна Ахматова8- поэт Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Родилась Анна Андреевна в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915). Семнадцатилетняя Анна Андреевна Горенко9(1889–1966) не рискнула публиковать первые стихотворения под своим именем и взяла в качестве псевдонима фамилию прабабушки, Прасковьи Федосеевны — Ахматова, создав образ «бабушки-татарки», которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата — так как множество русских родов имели ордынское (татарское) происхождение. К этому выбору оказался причастен отец Анны: узнав о поэтических опытах семнадцатилетней дочери, он попросил не срамить его имени. Под татарским именем она и осталась в литературе. В автобиографическом очерке «Будка», написанном в 1964 году, она остановилась на важности этого имени для истории: «Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго». Таким образом, можно сказать, что псевдоним Анны Ахматовой был взят ею по семейным обстоятельствам.
Осип Эмильевич Мандельштам10- русский поэт, прозаик и переводчик, эссеист, критик, литературовед. Один из крупнейших русских поэтов XX века. Осип Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве. Его отец, Эмилий Мандельштам, был купцом первой гильдии, занимался производством перчаток. Он самостоятельно изучал немецкий язык, увлекался германской литературой и философией, в юности жил в Берлине. Мать — Флора Вербловская — занималась музыкой. Настоящее имя при рождении – Иосиф.
Считается, что имя Иосиф - это русифицированная форма еврейского имени, которое на иврите звучит как Йосеф. Осип - это не литературное, простонародное произношение этого имени. Возможно ,это произношение имеет украинские корни, так как на украинском имя Иосиф звучит как Йосип, с произнесением буквы "и" во втором слоге более твёрдо, почти как "ы". Причиной замены имени Осипа Мандельштама является нежелание демонстрировать свою принадлежность к еврейской национальности.
Ирина Владимировна Одоевцева11 - русская поэтесса и прозаик. Настоящее имя Ираида Густавовна Гейнике. Родилась в Риге в семье кадета адвоката Густава Гейнике. В Ленинграде Входила во второй «Цех поэтов», в группу «Звучащая раковина», где пользовалась особой благосклонностью Н. Гумилева. Возможной причиной замены имени Ирины Одоевцевой является нежелание демонстрировать свою принадлежность к национальности.
Владимир Казимирович Шилейко12 - русский востоковед, поэт и переводчик, второй муж Анны Ахматовой, член Императорского православного палестинского общества, профессор. Настоящее имя Вольдемар-Георг-Анна-Мария Казимирович Шилейко. Вольдемар Шилейко родился 2 (14) февраля 1891 года в Петергофе. Старший сын в семье, где всего было пятеро детей. Отец, Казимир Донатович Шилейко, — отставной поручик, потом чиновник (статский советник), два года изучал археологию в Петербургском археологическом институте и, возможно, способствовал увлечению сына Востоком. Имя Вальдемар имеет древнегерманское происхождение, обозначает величество, трактуется как «знаменитый властитель». Таким образом, можно выделить две причины замены имени: одна из них – незвучное имя для русского человека, вторая – нежелание демонстрировать свои корни.
Анна Алексеевна Городецкая13 - поэтесса Серебряного века, актриса, жена поэта Сергея Городецкого. Литературный псевдоним Нимфа Бел-Конь Любомирская. Слушательница Бестужевских курсов, писала стихи, играла в любительских спектаклях. В 1908 году вышла замуж за уже известного к тому времени поэта С. М. Городецкого, создавшего вместе с Н. С. Гумилёвым «Цех поэтов». Была хорошо знакома с Н. Гумилёвым, А. Блоком, С. Есениным, И. Репиным и другими писателями, актёрами и художниками того времени. Под влиянием мужа увлеклась язычеством, древнеславянским пантеизмом, отсюда и её литературный псевдоним Нимфа Бел-Конь Любомирская. Конь в понятиях древних славян был символом счастья и добра и связывался с культом Солнца. Белый конь считался посланником солнечного света и добра. Любомир ― любящий мир. Нимфой же её назвал, увидев, художник И. Е. Репин. Это имя закрепилось за Анной Алексеевной на всю жизнь, ― так её называли вслед за мужем друзья и знакомые.
Значение псевдонимов в истории литературы и их влияние на творчество поэтов Псевдонимы позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей, лучше понять его жизнь и судьбу, а также можно утвердительно сказать, что псевдоним – это не модное явление, а необходимость, вызванная историческими событиями, явлениями и другими причинами.
Актуальность использования псевдонимов в настоящее время В современном мире с распространением Интернета использование псевдонимов стало как никогда актуальным. Сегодня практически каждый пользователь Сети имеет псевдоним, который принято называть ником.
Никнейм14 (ник; от англ.— первоначально «кличка, прозвище», от древнеанглийского — «другое имя»), также сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения (в блогах, форумах, чатах) как более короткая или новомодная альтернатива реальному имени.
Заключение Таким образом, в результате анализа материала я узнала, как и откуда возникли псевдонимы, по каким причинам поэты Серебряного века выбирали себе вымышленные имена . На примере исследованных псевдонимов видно, что причины использования вымышленных имён различны: средство скрыть общественное положение; избежать преследования властей ; маскирование нескольких фамилий под одним именем; вызывать комический эффект, подбирая забавные псевдонимы.
Зная, почему писатель выбрал себе то или иное вымышленное имя, мы, как мне кажется, лучше поймём и его жизнь, и его судьбу, и его творчество.
Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.
В процессе работы над проектом были выполнены задачи, достигнута цель. Так же получена полезная и обширная информация, изучено много неизвестных фактов из жизни поэтов-акмеистов Серебряного века в период 1900-1917 гг. Была проведена работа с литературой и электронными ресурсами, с изучением направления акмеизм и псевдонимами поэтов-акмеистов.
Гипотеза, выдвинутая в работе, подтверждена.
Материал проекта можно использовать в школьных мероприятиях, викторинах, на классных часах. Использовать как материал для докладов и сообщений на уроках истории и литературы.
Работа может быть продолжена, так как я рассмотрела далеко не все псевдонимы писателей Серебряного века, а коснулась лишь периода
1900-1917 гг , а также проанализированы не все литературные направления.
Библиографические источники Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя: издание 2-е, дополненное, М.: Наука, 1977.
Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Русский язык, 1986.
Литературная энциклопедия. М., 1929-1939, Т. 1-11
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов: М.: Просвещение, 1974.
Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная энциклопедия» https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ONOMASTIKA.html
Википедия. Русские поэты Серебряного века https://ru.wikipedia.org/wiki/Русские_поэты_Серебряного_века
Автор24.Справочник» https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/serebryanyy_vek_russkoy_literatury/
Приложение Приложение №1
Портрет А. А. Ахматовой
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1930013/pub_60d2bc64fe04dc40bb44c828_60d2be039e2a48409a1b9ef0/scale_1200
Приложение №2
Портрет О. Э. Мандельштама
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Mandelshtam17.jpg
Приложение№3
Портрет И. В. Одоевцевой
Приложение №4
https://natlibraryrm.ru/wp-content/uploads/2020/10/eeJE0igX6-A.jpg
Портрет В. К. Шилейко
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Vladimir_Shileyko.jpg
Приложение №5
Портрет А. А. Городецкой
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/64/Nimfa_Gorodetskaya.jpg
Приложение № 6
Приложение № 7
1Ономастика - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования (Энциклопедия Кругосвет).
2 Антропонимика - раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования (Энциклопедия Кругосвет).
3 Диаграмма «11 А класс» Приложение № 6 стр. 17
4 Интернет-сайт «Википедия. Псевдоним» https://ru.wikipedia.org/wiki/Псевдоним
5Интернет-сайт «Справочник. Серебряный век русской литературы» https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/serebryanyy_vek_russkoy_literatury/
6Интернет-сайт «Википедия. Модернизм в литературе» https://ru.wikipedia.org/wiki/Модернизм_в_литературе
7Интернет-сайт «Википедия. Акмеизм» https://ru.wikipedia.org/wiki/Акмеизм
8Портрет А.А. Ахматовой Приложение № 1 стр. 14
9 Интернет-сайт «Кратчайшая энциклопедия псевдонимов» https://arzamas.academy/materials/321
10Портрет О.Э. Мандельштама Приложение № 2 стр. 14
11Портрет И.В. Одоевцевой Приложение № 3 стр. 15
12Портрет В.К. Шилейко Приложение № 4 стр. 15
13Портрет А.А. Городецкой Приложение № 5 стр. 16
14 Интернет-сайт «Википедия. Никнейм» https://ru.wikipedia.org/wiki/Ник