Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность: 44.02.02.
«Преподавание в начальных классах»
МДК 05.01 Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов.
ПРОЕКТ
«Мое увлечение-шитье мягкой игрушки»
Проект выполнили:
студентка «АСПК» 4 курса группы «ВК»
___________Гамидова Ж.Р.
ученица 3 «А» класса
___________Елисеева Евгения
Руководители практики «АСПК»:
___________Максакова Л.В.
Проверил:
преподаватель
___________Коржова А.П.
Астрахань,2024
Оглавление
Введение
1. Теоритическая часть
1.1. История создания мягких игрушек
1.2. Виды мягких игрушек
1.3. Из чего делают мягкие игрушки
1.4. Влияние мягкой игрушки на развитие ребенка
2. Практическая часть
2.1. Выбор тканей, наполнителей
2.2. Создание эскиза игрушки
2.3 Техника безопасности
2.4. Организация рабочего места
2.5. Подбор инструментов и материалов
2.6. Технологическая последовательность изготовления мягкой игрушки
2.7 Оценка качества работы
3. Заключение
Список литературы
Введение
Игрушки «живут» рядом с нами с рождения. Сначала — это яркие погремушки, затем — детские музыкальные игрушки, куклы, игрушечные машины, развивающие и обучающие игрушки. Самым популярным и распространённым видом детских игрушек является мягкая игрушка. Мягкая игрушка - это игрушка, сделанная из разных видов ткани с набивкой внутри. Мне они очень нравятся. Я с удовольствием рассматриваю их в витринах магазинов, но особое предпочтение отдаю мягким игрушкам ручной работы. Все игрушки, сделанные своими руками - уникальны, не похожи друг на друга. Каждое изделие наполнено человеческим теплом, ведь выполнены с душой.
Актуальность
Выбранная мною тема актуальна, так как мягкая игрушка для ребёнка – предмет и средство игры. Чтобы выяснить ценность того или иного плюшевого зверя, важно понять, как дети играют с мягкими игрушками, и какое они имеют значение в жизни ребёнка. Во-первых, я хочу узнать о происхождении, истории мягких игрушек, их видах. Во-вторых, интересна роль мягких игрушек в психическом развитии детей.
Основная цель проекта:
Изготовить игрушку своими руками
Задачи проекта:
Обратиться к различным источникам информации;
Изучить историю возникновения мягких игрушек;
Подобрать необходимые материалы и инструменты для работы.
Изучить технологию выполнения мягкой игрушки
Предмет и объект творческого проекта:
Предметом творческого проекта является игрушка изготовленная своими руками.
Объектом творческого проекта является готовое изделие в виде мягкой игрушки
Гипотеза
Предполагаю, что мягкая игрушка, изготовленная своими руками, будет актуальна всегда, она доступна и полезна для развития детей, а также не будет уступать магазинной.
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЯГКИХ ИГРУШЕК
Несмотря на то, что детские игрушки насчитывают не одно тысячелетие со дня своего основания, далеко не все из них появились одновременно. Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения.
История мягкой игрушки началась в 70-е годы 19-го века в Германии. В 1879 году жительница немецкого города Гейнген, Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, шила мягкие подушечки в виде слоников, в которые втыкала булавки. Ее племянникам эти слоники так понравились, что они стали ими играть. К Рождеству она сшила несколько забавных зверушек в подарок для ребятишек. Игрушки безумно понравились соседям, и вскоре у Маргарет Штайфф уже было много заказов на изготовление игрушек. Вскоре отец девушки открыл небольшую мастерскую, в которой трудилась Маргарет и ее сестры. А через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff» (Штайф).А в 1901 году Маргарет Штайфф создала своего самого первого плюшевого медвежонка. Он опирался на все 4 лапы и свободно на них стоял. Чуть позже племенник Маргарет Штайфф, который являлся художником предложил свой вариант животного, согласно которому медведь стоял только на задних лапах. Игрушка называлась “Медвежонок 55PB”, расшифровывалась как плюшевый подвижный медведь 55 дюймов. Эта модель пришлась по вкусу детям из разных стран. Каждый житель земли мечтал о приобретении для себя мягкого плюшевого медвежонка.
Далеко от Германии, по ту сторону Атлантического океана жена русского эмигранта украсила витрину сувенирной лавки медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками. Он понравился посетителям, они захотели его купить, и владельцам пришлось наладить пошив этих игрушек. В то же время американский президент Теодор Рузвельт на охоте отказался стрелять в маленького медведя. Хозяин лавки обратился к президенту с просьбой использовать его имя для медвежонка. Теодор Рузвельт не был против. Прозвище Тедди быстро закрепилось за всеми плюшевыми медведями по всему миру.
Первых игровых медведей с подвижными головой и лапами в России начали шить в начале 1920-х годов. Мягкие игрушки появились в России, благодаря Анне Алексеевне Геннерт и Анастасии Николаевне Изергиной, дочери Николая Дмитриевича Бартрама - историка, основателя первого Музея игрушки в Москве (музей открылся в октябре 1918 года). Весь подвальный этаж Музея был отведен под мастерские техникума. Никогда еще не велось преподавание по изготовлению игрушек, а первым быть всегда трудно. Занятия по изготовлению игрушек из ткани в техникуме вела Анна Алексеевна Геннерт, вот как об этом вспоминает А.Н. Изергина: "Свои занятия по игрушке из ткани А. Геннерт вела по выкройкам, снятым ею с зарубежных игрушек. По настоянию отца я поступила в техникум и окончила его по отделению мягкой игрушки. Вскоре, неожиданно для меня, мне предложили вести занятия вместо заболевшей А. Геннерт".
Первых мягких медведей с подвижными головой и лапами в России начали шить в начале 1920-х годов. Мягкие игрушки появились в России, благодаря Анне Алексеевне Геннерт и Анастасии Николаевне Изергиной, дочери Николая Дмитриевича Бартрама - историка, основателя первого Музея игрушки в Москве (музей открылся в октябре 1918 года). Весь подвальный этаж Музея был отведен под мастерские техникума. Никогда еще не велось преподавание по изготовлению игрушек, а первым быть всегда трудно. Занятия по изготовлению игрушек из ткани в техникуме вела Анна Алексеевна Геннерт, вот как об этом вспоминает А.Н. Изергина: "Свои занятия по игрушке из ткани А. А. Геннерт вела по выкройкам, снятым ею с зарубежных игрушек. По настоянию отца я поступила в техникум и окончила его по отделению мягкой игрушки. Вскоре, неожиданно для меня, мне предложили вести занятия вместо заболевшей А. Геннерт". Анастасия Николаевна Изергина всю свою жизнь посвятила изучению технологии изготовления игрушек из ткани, писала книги и преподавала.
1.2. ВИДЫ МЯГКИХ ИГРУШЕК
Мягкие игрушки -прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязания и вышивку. В конце XIXвека широкое развитие получило производство мягкой игрушки в промышленных масштабах. В начале ХХ века в Германии появился на свет первый плюшевый медвежонок Тедди, который стал самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых. А в 2003 году исполнилось 100 лет со дня начала массового выпуска плюшевых игрушек.
В продаже сегодня можно найти какие угодно мягкие игрушки от классических медвежат до тех, которые изображают… микробов. Широкий выбор игрушек разделить по классификационным видам сложно, но среди этого разнообразия можно выделить основные:
- простая игрушка. Не содержит никаких механизмов, её ткани имеют разнообразную фактуру и цвет;
- музыкальная игрушка. Содержит в себе вшитое электронное устройство, которое издаёт звуки;
- плюшевые экземпляры, способные воспроизводить световые эффекты, мигать разноцветными лампочками;
- мягкие книжки для малышей;
- погремушки, внутрь которых вшита «шуршалка» или «пищалка»;
- кукла-перчатка;
- мягкие кубики.
1.3. ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ МЯГКИЕ ИГРУШКИ
Главное внимание производителя мягкой игрушки уделяют непосредственно материалу, из которого она изготавливается. Он может быть самым разным: вельвет, бархат, фланель, трикотаж, плюш, полиэстер, искусственный мех на трикотажной основе, с длинным или коротким ворсом, обладающий достаточно широкой цветовой гаммой. Хлопчатобумажные ткани используются для выполнения кукольной одежды, самих кукол, аппликаций.
Популярны игрушки, изготовленные из ворсовых тканей, бархата и велюра;
Их основа бывает трикотажной из шелка или хлопка; шерстяных тканей и валяных (фетр). Поверхность этих тканей покрыта густым, коротким шелковистым ворсом. Они очень подходят для изготовления мягких игрушек, таких как медведь, зайка, лисичка. Фетр особенно удобен для выкраивания мелких и отдельных деталей (хвостики, лапки, клювы и носы), так как ткань абсолютно не сыпучая и не требует обметывания. Шелковые ткани используются при изготовлении мягкой игрушки чаще всего, для шитья платьев, аппликаций и отделки.
В качестве наполнителя игрушек служат: синтепон, вата, поролон.
Отдельные части могут быть наполнены крошечными пластиковыми шариками, перебирая которые ребёнок будет развивать мелкую моторику и совершенствовать осязание.
1.4. ВЛИЯНИЕ МЯГКОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребёнка. Она выступает в качестве заместителя идеального друга, который всё понимает и не помнит зла. За годы детства каждый ребёнок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Это так называемые игрушки-подружки, с которыми малыши не расстаются, вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Мягкий друг легко одушевляется детьми, облегчает малышу переживание опасности или одиночества, становясь опорой их внутреннего мира. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой.
Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий готов принять.
Большое значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал мордочки зверушки, пухлые щечки, маленький носик, большие глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребёнка прилив нежных чувств.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ВЫБОР ТКАНЕЙ НАПОЛНИТЕЛЕЙ
Ткани для игрушки:
Хлопок, флис, велюр, бархат, искусственный мех – выбор зависит от типа игрушки и ее дизайна.
Наполнители:
Синтепон, холлофайбер, вата, гранулы - нужно подобрать материал с учетом мягкости и прочности игрушки.
2.2. СОЗДАНИЕ ЭСКИЗОВ ИГРУШЕК
Придумать идею
1. Какую игрушку хотят сделать дети? Какой она будет? Какая у нее будет форма и какой будет цвет?
2. Нарисовать эскиз
Изобразить игрушку на бумаге , в деталях, продумать размер и пропорции.
3. Выбрать материалы
Изучить доступные ткани и выбрать подходящие по цвету и фактуре.
2.3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. При работе следи за пальцами левой руки.
4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
5. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.
6. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время резания.
Техника безопасности при работе с иглой:
1. Храни иглу всегда в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу в игольнице с ниткой.
4. Не бери иглу в рот, не играй с ней.
5. До и после работы проверь количество игл.
6. Храни игольницу всегда в одном месте.
7. Не отвлекайся во время работы с иглой.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
Рабочее место для шитья игрушки должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. На рабочем месте должен быть порядок.
Санитарно-гигиенические требования:
1. Перед началом работы необходимо вымыть руки
2. Источник света должен находиться слева
3. Каждые 1 - 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функций глаз.
4. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.
5. Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, десны и язык.
2.5. ПОДБОР ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ
Инструменты:
-ножницы;
-иголки;
-наперсток;
Материалы:
-кусок мягкой ткани;
-наполнитель;
-бумага и мел;
-нитки и пуговицы
2.6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЯГКОЙ ИГРУШКИ
1этап:
-переснять выкройку игрушки на бумагу.
2. этап:
-перенести выкройку на ткань;
3 этап:
-сшить детали мордочки, сделать нос, уши, глаза. Соблюдать ТБ.
4 этап:
-сшить остальные детали;
5 этап:
-набить детали игрушки наполнителем;
6 этап:
-собрать все детали игрушки и пришить пуговицы.
Игрушка готова!
2.7 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ
Мы считаем, что наша работа удалась. Мы смогли изготовить мягкую игрушку. Наша внимательность и аккуратность помогли нам в создании игрушки, так как это важно в работе с острыми предметами. На всех этапах работы необходимо соблюдать технику безопасности.
Результат оказался для нас неожиданным, ведь мы даже не предполагали, что, имея небольшой опыт и стараясь, у нас получится красивая работа. Конечно, нам есть, к чему стремиться, но все-таки мы смогли реализовать поставленные цели и задачи данного проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделав долгую работу, мы выяснили историю создания мягкой игрушки. В процессе выполнения изделия мы пришли к выводу, что лучший подарок — это подарок, сделанный своими руками! Конечно, работа была кропотливой, достаточно сложной для нашего небольшого опыта, но также она была интересной, и в некоторой степени, завораживающей для нас. В ходе работы мы развиваем и закрепляем не только навыки шитья, но еще и свои качества усидчивости, внимательности и аккуратности.
Любой творческий проект дает возможность для раскрытия способностей, и наш проект не стал исключением. С помощью фантазии и стремления мы смогли сделать игрушку своими руками.
Любой сувенир или подарок можно сделать своими руками. Это изделие порадует вас и окружающих людей, а также может стать подарком к какому-либо празднику или торжеству.
Список литературы
Описание ресурса Интернет(сайта):
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2174
Описание ресурса Интернет(сайта):
https://multiurok.ru/blog/tekhnika-bezopasnosti-2.html
Описание ресурса Интернет(сайта):
https://www.livemaster.by/topic/3708316-masterclass-avtorskij-master-klass-po-poshivu-zaiki.efreg
Описание ресурса Интернет(сайта):
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2023/01/09/istoriya-sozdaniya-myagkih-igrushek
Описание ресурса Интернет(сайта):
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/12/29/metodicheskoe-posobie-takie-raznye-igrushki
Описание книги с 1 автором:
Книга «Текстильные зайки. Пошаговый мастер-класс от Nkale»/ Автор: Войнатовская Елена / Редактор: Неволайнен Л. / Издательство: Питер, 2017 г. / Серия: Своими руками
Описание журнала:
Журнал по рукоделию с выкройками / Год выпуска: 2024