СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "С любовью к русскому, родному..."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

выявление причин изменения норм речевого этикета

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "С любовью к русскому, родному..."»

МБОУ «Федоровская ООШ» филиал №1











Внеклассное занятие



«С любовью к русскому, родному…»









Подготовила учитель русского языка и литературы

Ломакина Н.С.















Внеклассное занятие «С любовью к русскому, родному…»



Цель: инициирование учащихся на необходимость беречь русскую речь как часть нашей культуры

Задачи: вспомнить разделы науки о языке; познакомиться с наиболее распространенными способами употребления слов, выявить ошибки, встречающиеся в разговорной речи, выполнить практические задания



Ход занятия:

Учитель:

Сегодня мы поговорим о нашей речи, ее правильности, точности, выразительности. Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют – естественно и свободно, как придется. А при помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Язык становится могучим и гибким орудием, если им пользоваться умело. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что он в совершенстве овладел русским языком?

Давайте сейчас для разминки расставим правильно ударения в словах:

- практическое задание

баржа, бармен, звонит, иначе, красивее, мышление, оптовый, намерение, сливовый, столяр, творог, феномен, цыган, петля, торты

Учитель:

Именно со слова человек начинает мыслить. Слово делает человека человеком. Поэтому слово было и является предметом исследований и наблюдений. В науке о языке есть много разделов. Давайте вспомним, какие:

- звуковой состав изучает -….- фонетика

- нормы и варианты произношения -…..- орфоэпия

- правила написания слов -……- орфография

- значения слов -…….- лексикология

- части речи - ……- морфология

- словосочетания, предложения -…..- синтаксис

- происхождение слов - …..- этимология

- в какой ситуации употребить слово - ….- стилистика

- структуру и способ образования слов - ….- словообразование

Учитель:

Говорить правильно и говорить хорошо – это не одно и то же. Даже если вы уверены в грамотности своей речи и владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Ведь слово – это величайшее оружие, это полководец человеческой мысли. Какие же способы употребления слов существуют? Как правильно употреблять слова? В каких случаях и какое слово будет правильным?

(выступления заранее подготовившихся учащихся)

Ученик 1:

Речевые штампы – это выражения и слова, которые в результате частого употребления утратили первоначальную образность. Писательница Л.Сейфулина обозначила их как «зашлепанные многими губами».

Речевые штампы сопровождаются словами: если критика – то резкая, поддержка – горячая, размах – широкий. Язык готовых выражений, штампов, тем плох, что в нем утрачено ощущение жеста, образа, движения.

Практическое задание: найдите в стихотворении речевые штампы:

С. Эйдлин «В разрезе» и «на уровне».

На службе много лет подряд он жил без прегрешения.

Он пересматривал свой взгляд и преломлял решения. +

В разрезе темы, не моргнув, читал он по шпаргалочке. +

Мероприятья провернув, по форме ставил галочку. +

Он попадал все время в кон, хотя и не был гением.

Начальник речь держал, а он вооружался мнением. +





Ученик 2:

Канцеляризмы – слова, применяемые в официально-деловой речи, но неуместные в других речевых ситуациях. Канцеляризмы лишают речь необходимой простоты, живости. Но канцелярская речь принесла пользу развитию русского языка – появились отглагольные существительные (сложение, вход, ощущение, наступление, раскрытие, заражение и т.д.) Их тоже нужно уметь правильно использовать. В практике работы следственных органов используют папки, на которых уже напечатано «Дело». Остается дописать название: о пожаре, о краже, о поджоге…Представим такую ситуацию: на берегу реки найден утопленник. Нельзя написать «об убийстве» (это мог быть несчастный случай). Дело об утонутии? По словам писателя-сатирика, следователь записал: «Дело о вхождении в воду и невыходе из нее».

Многие писатели использовали подобные слова для пародий; Н.В.Гоголь: «Хозяйка вышла затем, чтобы привести в исполнение мысль насчет загнутия пирога», А.И.Герцен: «Дело об изгрызении плана оного мышами», И.Ильф и Е.Петров: «Он усматривал в действиях Блюма факт перегнутия палки».

Ученик 3:

Языковое клише – т.е готовое выражение – это пословицы, поговорки, фразеологизмы. Они, в отличие от речевых штампов, украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, выразительной.

Практическое задание:

  1. Приведите примеры фразеологизмов по заданной теме:

- из речи моряков ( сесть на мель, отдать концы, брать на буксир)

- из речи столяров ( снять стружку, ни сучка ни задоринки)

- из речи рыбаков, охотников ( попасться на крючок, сматывать удочки, лезть на рожон, холостой выстрел)

2. Назовите синонимы фразеологизмов:

- поминай как звали (словно в воду канул, как сквозь землю провалился)

- повесил нос (пал духом, опустил руки)

- непочатый край ( пруд пруди, хоть отбавляй, конца-краю не видно)

3. Вспомним русские пословицы и поговорки, эквивалентные поговоркам и пословицам из других языков:

- Идущий степь пересечет (фин) - Дорогу осилит идущий.

- Спешащий таракан в суп попадет (удм) - Поспешишь – людей насмешишь.

- Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (фр) - После драки кулаками не машут.

- Если у одной плиты 2 повара, обед пригорит (ассир) - У семи нянек дитя без глазу.

- Когда свиньи полетят (англ.) - После дождичка в четверг.



Ученик 4:

Жаргон – это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка. Он нередко бывает скудным, примитивным средством общения неразвитого человека, не владеющего литературным языком. Жаргон – разновидность языка микросоциума, т.е. некоторой обособленной группы людей: молодежи, артистов, спортивных болельщиков, заключенных, программистов, семьи. Жаргон не может иметь слишком обширный словарный запас, но порой может выразить то, для чего в литературном языке нет средств или они очень громоздкие.

Учитель:

Большую роль в формировании и передачи мысли играет и интонация. Странная фраза, которую я вам предложу, имеет несколько речевых ситуаций, т.е. все зависит от того, как вы ее произнесете, где поставите знаки препинания:

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

( теперь я, поднимите тоже; теперь я, подними те тоже; те перья подними, те тоже; те перья поднимите тоже)

Учитель:

Богатство русского языка открывает простор для выразительной, красивой речи. Нужно только не ограничиваться узким кругом привычных слов, отказаться от штампов, стараться использовать все ресурсы языка. В русской филологической науке почетное место занимает красноречие. Сам Петр Первый обращал внимание на речь своих сановников, требуя, чтобы они излагали мысли «как можно вразумительнее». Царь издал указ, который гласил: «Господам сенаторам в присутствии запретить речь по бумажке, токмо своими словами, чтобы дурь каждого всем была явна».

В основе красноречия лежит высокая культура речи и ее требования имеют первостепенное значение для всех, кто стремится говорить правильно, красиво, убедительно. Современная наука четко формулирует требования к хорошей речи: содержательность, точность и ясность, богатство выразительных средств, образность, доступность, простота, соответствие условиям общения, правильность, логичность.