МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24
г.Березники Пермского края
Школьное методическое объединение классных руководителей
«Ученическое самоуправление на разных этапах развития коллектива»
(сообщение из опыта работы)
Горюнова А.С.,
классный руководитель
Самоуправление в классном коллективе – это деятельность детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других задач. Как учитель и классный руководитель я думаю, что моя обязанность – заложить основы самоуправления в классе, чтобы мои ученики могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.
Пятиклассникам не совсем подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна игра. Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Важно сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи. Цель организации ученического самоуправления в классе: формирование активной, инициативной, самостоятельной личности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
-создать условия для развития организаторских способностей учащихся, формировать лидерские качества;
-обеспечить возможность самореализации и самоутверждения каждого ученика через конкретные дела;
-создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности учеников;
-создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
-воспитывать толерантность, умение общаться, дружеские взаимоотношения между детьми.
Ко мне в пятый класс дети пришли уже с элементарными навыками самоорганизации. В начале года ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С интересом дети стали предлагать свои названия. Мы договорились, что наш класс – это школьная семья. Весь класс объединен в микрогруппы – семейки. В каждую семейку входит по 6 детей, которых могут объединять личные симпатии, дружба, интересы, место жительства и т. д.
Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами:
1. Объединять детей с разными типами активности, владеющих различными умениями и навыками.
2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать.
Название классного коллектива: «Дружные ребята». Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает». Песня: «Если друг не смеётся…».
Наши правила:
Помогать друг другу – правильно.
Много знать – престижно.
Вести здоровый образ жизни – полезно.
Жить без творчества – скучно.
Правило Доброты. Доброта – это сила. Не бойся быть сильным. Дари людям добро.
Правило Дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Правило Уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Правило Дисциплины. Дисциплинированному и организованному человеку не страшны трудности и препятствия.
Правило Милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помогай!
Высшим органом ученического самоуправления класса является Собрание класса, которое включает всех учеников (по принципу собрания трудового коллектива как у взрослых). Оно решает наиболее важные вопросы:
-определяет основные направления классной жизни;
-обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения;
-совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план работы на четверть.
Структура классного самоуправления включает исполнительные органы.
В нашем классе это Совет класса, куда входят командир класса и командиры семеек. Обязанности учащихся по группам-семейкам меняются через неделю.
Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения. Семейкам даются поручения, которые меняются не реже одного раза в неделю. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.
Основные виды деятельности классного коллектива:
1. Формирование познавательной деятельности учащихся.
2. Трудовая деятельность.
3. Укрепление здоровья учащихся.
4. Организация досуга учащихся.
Результатом такой деятельности является системно функционирующий коллектив учащихся, в котором развивается личность каждого.
Наши поручения:
Семейка Знайки
-заботятся о сохранности учебников,
-держат связь со школьной библиотекой,
-знакомят одноклассников с интересными книгами,
-следят за порядком в классной библиотечке.
Семейка Спортсмены
-организуют игры на переменах, во время экскурсий на природу;
-проводят физкультминутки на уроках;
-следят за соблюдением правил безопасности на переменах.
Семейка Затейники
-принимают участие в подготовке праздников, массовых мероприятий;
-проводят игры на переменах;
-принимают участие в оформлении стенгазеты.
Семейка Помощники
-следят за чистотой в классе,
-заботятся о порядке в классе на переменах,
-раздают тетради и другие пособия к урокам,
-приводят в порядок доску.
Каждый вторник на классном часе подводятся итоги недели:
-выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников, классного руководителя);
-реализация поставленной на неделю цели;
-постановка цели на новую неделю (по предложениям детей), совместное планирование работы, направленной на ее достижение.
Что даёт ученическое самоуправление?
Учащимся:
-укрепляет навыки работы в группе, в команде;
-ведет к повышению качества обучения учащихся;
-защищает права ребенка;
-учит конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
-снижает конфликтность в классе.
Родителям:
-укрепляет детско-родительские отношения;
-дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Учителям:
-помогает организовать детей;
-помогает сплотить детский коллектив;
-повышает сознательность и дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
-раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности детей.