СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ученическое самоуправление на разных этапах развития коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ученическое самоуправление на разных этапах развития коллектива»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24

г.Березники Пермского края

Школьное методическое объединение классных руководителей

«Ученическое самоуправление на разных этапах развития коллектива»

(сообщение из опыта работы)

Горюнова А.С.,

классный руководитель



Самоуправление в классном коллективе – это деятельность детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других задач. Как учитель и классный руководитель я думаю, что моя обязанность – заложить основы самоуправления в классе, чтобы мои ученики могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.

Пятиклассникам не совсем подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна игра. Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Важно сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи. Цель организации ученического самоуправления в классе: формирование активной, инициативной, самостоятельной личности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

-создать условия для развития организаторских способностей учащихся, формировать лидерские качества;

-обеспечить возможность самореализации и самоутверждения каждого ученика через конкретные дела;

-создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности учеников;

-создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

-воспитывать толерантность, умение общаться, дружеские взаимоотношения между детьми.

Ко мне в пятый класс дети пришли уже с элементарными навыками самоорганизации. В начале года ребятам было предложено выбрать командира класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив. С интересом дети стали предлагать свои названия. Мы договорились, что наш класс – это школьная семья. Весь класс объединен в микрогруппы – семейки. В каждую семейку входит по 6 детей, которых могут объединять личные симпатии, дружба, интересы, место жительства и т. д.

Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами:

1. Объединять детей с разными типами активности, владеющих различными умениями и навыками.

2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать.

Название классного коллектива: «Дружные ребята». Девиз: «Нам дружба учиться и жить помогает». Песня: «Если друг не смеётся…».

Наши правила:

Помогать друг другу – правильно.

Много знать – престижно.

Вести здоровый образ жизни – полезно.

Жить без творчества – скучно.

Правило Доброты. Доброта – это сила. Не бойся быть сильным. Дари людям добро.

Правило Дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Правило Уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Правило Дисциплины. Дисциплинированному и организованному человеку не страшны трудности и препятствия.

Правило Милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помогай!

Высшим органом ученического самоуправления класса является Собрание класса, которое включает всех учеников (по принципу собрания трудового коллектива как у взрослых). Оно решает наиболее важные вопросы:

-определяет основные направления классной жизни;

-обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения;

-совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план работы на четверть.

Структура классного самоуправления включает исполнительные органы.

В нашем классе это Совет класса, куда входят командир класса и командиры семеек. Обязанности учащихся по группам-семейкам меняются через неделю.

Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения. Семейкам даются поручения, которые меняются не реже одного раза в неделю. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.

Основные виды деятельности классного коллектива:

1. Формирование познавательной деятельности учащихся.

2. Трудовая деятельность.

3. Укрепление здоровья учащихся.

4. Организация досуга учащихся.

Результатом такой деятельности является системно функционирующий коллектив учащихся, в котором развивается личность каждого.

Наши поручения:

Семейка Знайки

-заботятся о сохранности учебников,

-держат связь со школьной библиотекой,

-знакомят одноклассников с интересными книгами,

-следят за порядком в классной библиотечке.

Семейка Спортсмены

-организуют игры на переменах, во время экскурсий на природу;

-проводят физкультминутки на уроках;

-следят за соблюдением правил безопасности на переменах.

Семейка Затейники

-принимают участие в подготовке праздников, массовых мероприятий;

-проводят игры на переменах;

-принимают участие в оформлении стенгазеты.

Семейка Помощники

-следят за чистотой в классе,

-заботятся о порядке в классе на переменах,

-раздают тетради и другие пособия к урокам,

-приводят в порядок доску.


Каждый вторник на классном часе подводятся итоги недели:

-выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников, классного руководителя);

-реализация поставленной на неделю цели;

-постановка цели на новую неделю (по предложениям детей), совместное планирование работы, направленной на ее достижение.

Что даёт ученическое самоуправление?

Учащимся:

-укрепляет навыки работы в группе, в команде;

-ведет к повышению качества обучения учащихся;

-защищает права ребенка;

-учит конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

-снижает конфликтность в классе.

Родителям:

-укрепляет детско-родительские отношения;

-дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Учителям:

-помогает организовать детей;

-помогает сплотить детский коллектив;

-повышает сознательность и дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

-раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности детей.