СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учет возрастных особенностей в обучении и воспитании

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учет возрастных особенностей в обучении и воспитании

Просмотр содержимого документа
«Учет возрастных особенностей в обучении и воспитании»

Учет возрастных особенностей в обучении и воспитании



Об обучении достаточно много сказано на сегодняшний день. Можно выделить различные определения обучения. Оно рассматривается как передача человеку определенных знаний, умений и навыков, как целенаправленное взаимодействие учителя и учеников, в ходе которого осуществляется решение задач их образования и т.д. Каждое определение обучения представляет собой попытку к раскрытию его сущности. При этом, эти определения, взятые в отдельности, не раскрывают сущность обучения.

Можно выделить три функции процесса обучения: образовательную цель, развивающую и воспитательную. Важную роль играет развивающая функция обучения. Традиционно выделяется несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития. В соответствии с первым подходом, обучение и развитие рассматриваются как независимые процессы. Второй подход рассматривает обучение и развитие как одно и то же, т.е. развитие равно обучению.

Л.С. Выготский, решая проблему связи обучения и развития, выделил два уровня развития ребенка. Первый уровень проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), а второй – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Введение феномена «зона ближайшего развития» дает возможность выработки стратегического направления в процессе организации обучения: развивает только обучение, которое ориентируется на «зону ближайшего развития» ребенка. Обучать можно тому, чему ребенок уже способен обучаться, опираясь на достигнутый уровень развития.

Специфика воспитания состоит в том, что оно возникло уже с момента становления человеческого общества и существует столько, сколько существует это общество. Воспитание – это категория общая и вечная. Она порождается потребностью обеспечить развитие детей, установить определенную преемственность между поколениями и т.д.

Можно отметить, что воспитание всегда предполагает внешнее воздействие на испытуемого извне. При этом, не каждое внешнее воздействие оказывает на ребенка воспитывающее влияние. Все дело в том, что внешние воздействия преломляются через внутренние условия, то есть через особенности формирующейся психики, личности.

Подводя итоги можно сказать: о том, что учет возрастных особенностей обучающихся в процессе обучения и воспитания в области безопасности жизнедеятельности является очень важной и актуальной проблемой.

Одной из важнейших функций обучения является развитие личности учащегося. Л.С. Выготским была обоснована возможность и целесообразность обучения, которое направлено на развитие ребенка. Согласно Выготскому, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день развития, идти впереди него. На сегодняшний день развитию личности учащегося уделяется огромное внимание в процессе обучения.

Учет возрастных особенностей позволяет успешно осуществлять достижение целей, которые поставлены перед образовательным процессом в области безопасности жизнедеятельности. Только учитывая возможности того или иного возрастного этапа развития ребенка, можно обеспечить успешность усвоения учебного материала.

Использование игровых форм усвоения знаний позволит обеспечить эффективность образовательного процесса.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что учет возрастных особенностей является важной предпосылкой обеспечения эффективности обучения и воспитания.