СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная практика как средство обучения профессии «Автомеханик»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, позволяющий эффективно решать профессиональные задачи.

В СПО существует две системы организации обучения - это классно-урочная и лекционно-семинарская формы. Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности мастера п/о  и студентов, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Просмотр содержимого документа
«Учебная практика как средство обучения профессии «Автомеханик»»

0



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



К защите допущен(а)

«_____» ___________2015г.

___________________

Руководитель Центра РПО:

к.и.н. Григорьева А.Р.




Унагаева Валентина Анатольевна


Учебная практика как средство обучения профессии «Автомеханик»


ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА





Научный руководитель: к.и.н., руководитель ЦРПО

________________Григорьева А.Р.






Оценка_________________________


Председатель АК_______________







Улан-Удэ

2015




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» »














Унагаева Валентина Анатольевна


Учебная практика как средство обучения профессии «Автомеханик»


НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
























Хоронхой


2015

Этапы исследования

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации


  1. Этап

Подготовительный

1. Изучение теоретических основ освоения профессии «Автомеханик» на основе прохождения учебной практики.

1- е полугодие 2013 -2014 уч.год

2.Этап

Основной

1. Ступени среднего профессионального образования с учетом современных требований к профессиональному обучению студентов требуют применение новых подходов к организации учебной практики.

2014 -2015 уч.год

2.Использование образовательных технологии, способов и методов обучения по ФГОС.

2013 -2014 уч.год


3.Применение методов и приемов обучения на уроках учебной практики.



4. Обеспечение создания учебной и предметно- деятельностной среды, содействующей: достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися.

2013 -2014 уч.год

.Этап

Обобщающий - аналитический

1. Систематизация получения теоретических знаний и методических умений в области методики профессионального обучения, в частности эффективной организации учебной практики как средство освоения профессии.

2015 уч.год









СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ........................................…………………………………… 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы освоения профессии «Автомеханик» на основе прохождения учебной практики……………………………………4

    1. Освоение профессии «Автомеханик» на базе техникума……......4

1.2 Методы и приемы освоения учебной практики............................9

ГЛАВА 2. Прохождение учебной практики по профессии «Автомеханик» на базе техникума ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий».

2.1 Организация учебной практики (производственного обучения) учащихся в мастерских по профессии «Автомеханик» ……………………

2.2 Анализ освоения программы учебной практики на базе техникума……………………………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………........................38

















Введение

В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, позволяющий эффективно решать профессиональные задачи.

В СПО существует две системы организации обучения - это классно-урочная и лекционно-семинарская формы. Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности мастера п/о и студентов, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Учебно-практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке профессиональной деятельности.

Таким образом, процесс обучения в среднем специальном учебном заведении имеет свои особенности и вместе с тем подчинен общим законам дидактики. Разрабатываются и внедряются в практику новые образовательные технологии, современные педагогические средства обучения. В большинстве своем они могут быть определены как развивающие, интерактивные, опирающиеся на индивидуальные интересы студента, позволяющие активизировать его познавательные потребности, развить мотивацию студентов и возможности, способствующие личному прогрессу. Именно современные педагогические средства является таким посредником, который позволяет преподавателю создавать учебно-педагогические ситуации на основе различного предметного и междисциплинарного содержания.

В процессе преподавания специальных дисциплин с помощью использования современных средств обучения формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности студента, развитие мотивации студентов, подготовка обучающихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. Автомеханик - это специалист по перевозке и транспортировке грузов. Одна из самых массовых профессий в сфере обслуживания. Его трудовая деятельность может проходить на предприятиях общественного транспорта. Деятельность автомеханика представляет собой работу в сфере транспортного предприятия и охватывает круг обязанностей в области оформления необходимой документации и учёта материальных ценностей, оборудования, сырья. Ответственность у автомеханика - за жизнь и здоровье людей, а также за перевозку и транспортировку грузов.

Таким образом, образовательный процесс в учреждениях СПО строится в соответствии со спецификой его содержания и организации. Тем не менее, набор современных педагогических средств является исходным постулатам, который определяет результат образовательного процесса. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий определяется мастером производственного обучения учебного заведения. Преподавание дисциплин профессионального цикла происходит с использованием современных педагогических средств обучения, без которых невозможно преподавание ни одной учебной дисциплины. Использование современных педагогических средств - основа успеха образовательной деятельности студентов.

Учебная практика по профессии «Автомеханик» осуществляется на основании Положения ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» об учебной и производственной практике для обучающихся, освоивших основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачей учебной практики (производственного обучения) является формирование у студентов первоначальных практических профессиональных навыков в рамках модулей основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования при освоении рабочей профессии, изучение определенных приемов, операций и способов выполне- ния трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по этой профессии. Учебная практика (производственное обучение) проводится, как правило, в мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и других подразделениях образовательных учреждений. Также она может проводиться в других организациях на основе заключенных прямых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения.

Каждое учреждение профессионального образования, осуществляющее подготовку автомехаников, разрабатывает рабочий учебный план.

Актуальность. Урок учебной практики – центральное звено в организации учебно - воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся. Практика является одним из основных средств обучения профессии «Автомеханик», потому что именно через практическое обучение осваивается профессия. Решающая роль в этом принадлежит мастерам производственного обучения. Они организуют не только свой труд на уроке, но и практическую деятельность обучающихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – мастер производственного обучения и обучающийся.

Совершенствование учебно-производственного процесса является главным в педагогическом, профессиональном труде мастера производственного обучения. Анализ учебно - воспитательного процесса показывает, что возможности по повышению качества учебной практики не полностью реализуются. В результате не у всех будущих автомехаников оказывается достаточным уровень профессиональных навыков, что создает трудности в работе в период самостоятельной производственной деятельности. Поэтому правильная организация учебной практики позволяет правильно сформировать у студентов профессиональные умения.

Цель: эффективная организация учебной практики для повышения качества профессиональной подготовки автомехаников.

Объект исследования:

Процесс учебной практики как средство обучения профессии «Автомеханик».

Предмет исследования: учебная практика как средство обучения профессии «Автомеханик».

Задачи:

1. Изучить литературу по организации учебной практики в системе СПО;

2. Организация учебной практики на основе современных педагогических, информационно - коммуникационных технологий как средства обучения профессии «Автомеханик».

3. Способствовать формированию и развитию профессиональных компетентностей обучающихся посредством прохождения учебной практики.

Гипотеза

Урок учебной практики будет эффективным и качественным, если:

- в ходе образовательного процесса будут постоянно осуществляться психолого-педагогическая диагностика развития обучающихся.

-будет эффективное использование материально- технической базы для освоения профессии «Автомеханик»;

-в образовательном процессе будут применяться современные педагогические и информационно - коммуникационные технологии.

Методически грамотная подготовка и проведение уроков учебной практики - важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

Производственное обучение включает в себя: ƒ

-учебную практику (производственное обучение), формирующую у студентов первоначальные практические профессиональные умения и навыки в рамках профессиональных модулей для освоения рабочей профессии (ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», ПМ.02 «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров», ПМ.03 «Заправ- ка транспортных средств горючими и смазочными материала- ми»), обучающую необходимым приемам, операциям и способам выполнения рабочих процессов, характерных для профессии «Автомеханик»;

ƒ -производственную практику по профилю специальности.

Учебная практика (производственное обучение) по профессиональным модулям ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03 осуществляется в учреждениях профессионально-технического образования мастерами производственного обучения в соответствии с представленными тематическими планами. Для каждой темы представлена схема выполнения работ, включающая в себя цель занятия, применяемые инструменты, оборудование, материалы; инструкционную карту с упражнениями; оценку выполнения упражнения; контрольные вопросы.










Глава1

Теоретические основы освоения профессии «Автомеханик» на основе прохождения учебной практики

1.1 Освоение профессия «Автомеханик» на базе техникума

С введением в систему СПО ФГОС 3+ существенно изменились учебные планы, содержание и организация учебных и производственных занятий. Большая роль принадлежит самостоятельной работе студентов, которая может выражаться в оформлении дневника учебной практики в условиях лечебно-профилактического учреждения и ведения учетных записей. Формирование и развитие самостоятельности студентов в выполнении элементов профессиональной деятельности - одна из важнейших задач мастера производственного обучения, который является модератором обучения.

Профессиональная самостоятельность студентов может выражаться:

  • в умении разобраться в требованиях программы учебной практики,

  • в умении спланировать собственный процесс обучения,

  • в самостоятельном использовании регламентирующей документации,

  • в стремлении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе учебы затруднения,

  • в умении контролировать ход и результаты своего обучения.

За время обучения студенты выполняют большое количество самых разнообразных по характеру и содержанию учебно-производственных работ. За этот сравнительно короткий срок они не всегда имеют возможности научиться выполнять все работы самостоятельно. Развитию профессиональной самостоятельности обучающихся способствует организация самостоятельной работы демонстрация манипуляционной техники. Успешность формирования и развития профессиональной самостоятельности во многом зависит от способности мастера производственного обучения своевременно поощрять проявление самостоятельности в работе, не допускать лени, желания уйти от ответственности за выполненные результаты или принятые решения, обращение за помощью при затруднении.

Психофизиологическую напряженность в работе могут привносить следующие факторы:

физические нагрузки (подъем тяжести, ремонт транспортного средства);

ответственность за жизнь и здоровье людей;

наличие специфических условий труда (работа при повышенной температуре и влажности воздуха);

возможность травматизма при работе с острыми предметами и механизмами.

Требования профессии к индивидуальным особенностям специалиста:

а)физическая выносливость;

б)хорошая долговременная и оперативная память;

в)способность к концентрации и распределению внимания;

г)правильное цветоразличение;

д)объемный и линейный глазомер;

ж)наличие зрительно-двигательной координации.

Сущность обучения профессиональной самостоятельности состоит в том, чтобы как можно чаще, предлагать студентам профессиональные ситуации, в которых они должны проявить самостоятельность, помочь разобраться в них, определить текущие и конечные цели работы, наметить пути ее выполнения, способы контроля и самоконтроля. Все это способствует развитию профессиональных и формированию общих компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение, качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

В процессе выполнения работы мастер производственного обучения наблюдает, контролирует и корректирует внешние проявления деятельности студентов, стимулируя активную самостоятельность и способы реализации данной деятельности. В формировании профессиональной самостоятельности большое значение имеет отношение мастера производственного обучения к ошибкам студентов. Задача руководителя состоит в том, чтобы работу по исправлению и предупреждению ошибок использовать как средство для развития самостоятельности студентов. Опытные мастера производственного обучения создают условия для самооценки учебно-профессиональной деятельности студентов, стимулируют рефлексию и поиск исправления ошибок, выводы на будущее. Ошибка, будучи осознанной, возбуждает мыслительную активность, что стимулирует студентов к преодолению трудностей, способствует развитию самостоятельности (ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач).

Для будущих водителей важным моментом в обучении является проявление профессиональной культуры, формированию которой уделяется особое внимание при обучении в период прохождения учебной практики. Профессиональная культура – это составная часть общей культуры личности, этика и деонтология профессионального общения. Развитию профессиональной культуры у студентов, способствует собственная профессиональная деятельность мастера производственного обучения и студента.

Особое значение при формировании профессиональной культуры, как личностного качества, имеет при подготовке в СПО специалистов с навыками вежливого делового общения. Ежедневный мониторинг, наблюдение и оценка мастера производственного обучения профессиональных успехов студентов, способствует у них сформированности профессиональной культуры студента (ОК 6. Работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий).

Дисциплина, грамотное использование документации, бережное отношение к оборудованию, добросовестность и аккуратность в труде, характеризует развитие личности студента, его профессиональные качества, Одно из важных показателей культуры труда будущих квалифицированных работников – это привычка и умение планировать свой труд, плановость в работе (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием).

Студентам необходимо научиться планировать свой труд, осознать его содержание и цель, проанализировать и учесть условия деятельности, а также наметить пути и средства достижения цели, принять рациональное решение для выполнения своего замысла. Формирование данных качеств будущего специалиста, должно войти в привычку при осуществлении практического профессионального обучения (ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности).

Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения по ФГОС предполагают, что квалифицированный специалист обладает не суммой конкретных знаний и навыков, а культурой профессионального мышления и профессиональной интуиции. Следовательно, особое внимание мастеру производственного обучения следует обратить на то, чтобы мотивировать студентов предметом обучения, самостоятельно научиться выделять в предстоящей работе главное и решать любые производственные проблемы. При подготовке квалифицированных специалистов со средним образованием находят применение различные способы активизации познавательного процесса: метод малых групп, деловые игры, анализ клинических случаев, создание информационных бюллетеней и др. Они проводятся в целях приобретения и развития у студентов навыков партнерского взаимодействия, профессионального общения, выработки и принятия определенных решений. Необходимо так направлять мыслительную деятельность студентов, чтобы процесс их мышления был процессом определенного поиска. Приблизить обучение к профессиональной деятельности позволяют профилактические беседы, создающие благоприятные условия для развития творческого потенциала личности и познавательного интереса к предмету обучения (ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку).

Современные средства обучения - это система способов деятельности мастера производственного обучения и студентов, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками. Особую роль в процессе обучения играют активные методы, побуждающие обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы делятся на имитационные (игровые и неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловая игра, разнообразные упражнения, анализ педагогических ситуаций и т. д.), и неимитационные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, разные виды самостоятельной работы, "мозговой штурм" и т. д.). В настоящее время используют новые инновационные методы обучения, с помощью которых повышается учебная мотивация студентов, развивается интерес к профессии, повышается познавательная активность и т.д.



Таким образом, учебная практика по изучаемому профессиональному модулю, МДК под руководством мастера производственного обучения приближает условия профессионального обучения будущих специалистов к профессии. Учебная практика является средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности и социального взаимодействия людей, а также выступает как «метод поиска новых способов деятельности, эффективности обучения», снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальностью.

1.2 Методы и приемы обучения учебной практики

Приёмы обучения — конкретные операции взаимодействия мастера производственного обучения и студента в процессе реализации методов обучения. Учебная практика характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической литературе учебная практика часто трактуется как часть метода обучения, отдельный акт, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных учебных задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков приема обучения

   Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. На уровне учебного предмета сочетания приёмов составляют методики и даже целостные методические системы. Поскольку учебная практика по каждому учебному предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты, достаточности являются общедидактический метод, конкретно воплощаемый данным приёмом, и организуемая познавательная деятельность. При этом некоторые учебные практики способны служить осуществлению ряда методов обучения, другие - обслуживают только один. Однако сколько бы ни было учебной практики, все они определяются общедидактическими методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В рамках одной и той же цели обучения конкретная методика включает множество сочетаний различных учебных практик, что создаёт условия для выбора мастером п/о приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор приема обучения обусловлен особенностью содержания обучения, способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки студента и конкретная учебная ситуация.

Конкретные действия и операции мастера производственного обучения, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность студентов для решения частных задач процесса обучения. В структуре каждого метода обучения могут быть выделены приемы обучения реализующие содержание метода на занятиях. Так, приемами объяснения нового материала являются анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, а также описание, сопоставление и др.

Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств, механизмов.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение мастером производственного обучения готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание понять не только усваиваемую учебную информацию, но и способы ее добывания, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности человека к учению.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном овладении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные.

Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность.

Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

- неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, упражнения-действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции), выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики;

- игровые: имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей (элементы деловой игры), деловая игра.

Неимитационные: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельная работа с книгой.

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий мастера производственного обучения и студента, обеспечивающих усвоение учебного материала.

Метод – понятие многомерное и многоаспектное. В педагогической науке нет единого подхода к выделению методов. Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод,, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.

Этот список далеко не полон. Кроме того, каждый метод при его практическом применении имеет разновидности и может использоваться для решения разных дидактических задач.

Приёмы обучения обычно определяют как элементы методов. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат.

Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование.

Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, мастер п/о, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, студенты составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т.д.

Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности мастера п/о, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.)

Обучение - это процесс двусторонней активности. Эти виды деятельности (студентов) могут осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.
Методы обучения являются и исторической, и социальной категорией, так как они меняются в зависимости от исторических и социальных условий. Реформируются учебные учреждения, меняется содержание образования, вслед за этим меняются и способы
дельности обучающих и студентов.
Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности студентов. Поэтому мастер производственного обучения стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».
Приемы могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий студентов для достижения конкретных целей
и т. п. Располагая разнообразными приемами и по-разному организуя характер деятельности студентов и мастеров производственного обучения, тем не менее трудно однозначно определить сущность методов обучения.
Рассмотрим традиционную классификацию, сложившуюся в практической деятельности, опирающуюся на источники информации: словесные методы обучения (или методы устного изложения материала), наглядные и практические. Эта классификация, как и
все остальные, подвергается критике, в частности со стороны отдельных представителей психологической науки, которые отмечают, что слово - это не источник знаний, а важнейший компонент познавательного процесса, что словом создается образ явления,
а это этап в процессе формирования знаний, и поэтому слово не может рассматриваться как источник. Однако слово может рассматриваться и как средство формирования знаний, и как их источник. Это доказано исторической практикой обучения, опытом самой жизни.

Метод тестирования для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Отличительные черты педагогического тестирования (точность; простота; доступность; возможность автоматизации)

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Хорошо построенная беседа способно повышать мотивацию студентов к обучению, интерес к профессии, повысить познавательную активность и развить их мышление. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии .

Компьютер Персональный компьютер (ПК) - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. В наши дни ПК стали чем то большим, чем просто средство обучения. ПК действительно универсальное средство, так как способствует формированию памяти и внимания, способствуют развитию профессионального интереса и интереса к учебе, формируют активность в обучении и др.

Задачи применения компьютера в обучении:

обеспечение обратной связи в процессе обучения;

обеспечение индивидуализации учебного процесса;

повышение наглядности учебного процесса;

поиск информации из самых широких источников;

моделирование изучаемых процессов или явлений;

организация коллективной и групповой работы.

Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности .

Мультимедия-технологии Мультимедийные технологии являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления. Появление систем мультимедиа, безусловно, привело к революционным изменениям в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.

Электронные учебники. Это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.

Образовательные веб-квесты - страницы по определенной теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами из других сайтов во всемирной паутине.

Образовательные веб-сайты. Сайт учебного заведения в сети Интернет новое средство обучения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке.

Современные средства обучения существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать явление в движении, развитии. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие студентов, объективируют содержание, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное настроение и положительное отношение студентов к работе с ПК, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения.

Для успешного развития мотивации студентов средних профессиональных учебных заведений необходимо выявить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и тем самым обеспечивать повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Еще Л.С. Выготский утверждал, что необходимо "заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования". Развитие мотивации студентов будет протекать быстрее, если обеспечивается соблюдение следующих педагогических условий: способствующих осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, и созданию потребности овладения профессией.

Важным условием эффективности использования современных педагогических средств является применение на уроке достаточного и необходимого их количества. Очень важно использовать современные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим их количеством, ибо это мешает студентам сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение современных средств в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию мотивации студентов. Учебная мотивация у студентов развивается не сразу, не после первого урока с применение современных педагогических средств, а в результате цикла таких уроков. Необходимо при этом использовать разные современные педагогические средства, так как частое применение одного и того же средства теряет свою эффективность, студентам на таких занятиях становится уже не так интересно и познавательно, интерес к профессии может притупиться или затихнуть. Каждому мастеру производственного обучения необходимо это всегда помнить при подготовке к занятиям.

Выводы по первой главе

Современные средства обучения призваны обеспечить создание учебной и предметно- деятельностной среды, содействующей: достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися, в том числе учащимся с ограниченными возможностями здоровья; выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся; работе с талантливыми и одаренными учащимися; использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективной самостоятельной работе обучающихся.

Образовательный процесс в учреждениях СПО строится в соответствии со спецификой его содержания и организации. Тем не менее, набор современных педагогических средств является исходным постулатам, который определяет результат образовательного процесса.

ГЛАВА 2. Прохождение учебной практики по профессии «Автомеханик» на базе техникума ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий».

2.1. Организация учебной практики (производственного обучения) учащихся в мастерских по профессии «Автомеханик».

Современные требования к профессиональному обучению студентов требуют новых подходов к организации учебной практики на ступени среднего профессионального образования. Учебная практика студентов является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует выработке у них профессиональных компетенций, обучению трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, пробуждает интерес к профессии, формирует активную жизненную позицию, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность.

Современный работодатель заинтересован в подготовке таких высококвалифицированных рабочих, которые умеют думать, решать разнообразные профессиональные задачи и проблемы самостоятельно, грамотно пользоваться технологическим языком, читать технологические карты и др. В процессе обучения студентов профессиональным навыкам, наряду со знаниями и умениями, у них необходимо формировать такие качества личности, как самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, творческие способности и др.

Поэтому основной целью учебной практики является комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования «Автомеханик», формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.

В нашем техникуме учебная практика организуется в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 000 от 01.01.2001 года «Об утверждении Положения об учебной практике и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования» и Положением об учебной и производственной практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО в техникуме.

Усвоение программы в процессе учебной практики позволит студентам овладеть следующими видами профессиональной деятельности:

1.  готовность выпускника к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями;

2.  последовательное расширение круга формируемых умений и навыков и их усложнение по мере перехода от одного этапа производственного обучения к другому;

3.  неразрывная связь практического обучения с теорией.

Одним из основных условий проведения учебной практики является создание необходимой для этого учебно-материальной базы. В нашем техникуме имеется учебно-производственная мастерская по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; лаборатория по устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; тренажерный класс по управлению автомобилем.

Рабочие места студентов и мастеров производственного обучения отвечают требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам учебных программ учебной практики (производственного обучения). Оборудованы стенды лучших работ учащихся.

При прохождении производственного обучения все студенты обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, укомплектованными необходимым исправным рабочим оборудованием и инструментами, а также контрольно-измерительными инструментами, приборами и приспособлениями. Оснащённость рабочих мест для проведения производственного обучения предусматривает возможность приобретения в полном объёме профессиональных умений и навыков в соответствии с квалификационной характеристикой слесаря по ремонту автомобилей, а также возможность приобретения первоначального профессионального опыта.

Оборудование рабочих мест учащихся предусматривает выполнение широкого круга работ, определенных учебной программой. Рабочие места оборудованы ростовыми решетками, тумбочками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. На каждом рабочем месте слесаря по ремонту автомобилей вывешены правила безопасности труда, а при входе в мастерскую - общие правила внутреннего распорядка в ней. На всех рабочих местах имеется комплект инструментов, который хранится на специальных тумбочках или в кассетах, а отдельно - дополнительный инструмент и приспособления. Отведено место для чертежей, инструкционных, инструкционно-технологических карт, комплектов плакатов. Все это дисциплинирует учащихся, способствует соблюдению ими правил безопасности труда.

В учебно-производственной мастерской установлено противопожарное оборудование (огнетушители, ящики с песком и др.), а также ящики для сбора отходов металла, мусора, имеются медицинские аптечки с набором необходимых для оказания первой помощи препаратов и перевязочных средств, оформлены специальные стенды “Уголок по охране труда и технике безопасности”, “Комплекты рабочих чертежей”, которые широко используются на занятиях. Эффективность занятий существенно повышается благодаря наличию дидактического и раздаточного материала практически по всем разделам программы учебной практики.

Большое внимание уделено организации рабочего места мастера производственного обучения. В зоне рабочего места мастера п/о размещаются верстак, стол, аудиторская доска, демонстрационные материалы, образцы изделий, раздаточный материал, незавершенные работы учащихся, а также инструменты общего пользования.

Организуя производственное обучение студентов, мы, прежде всего, стремлюсь подобрать такие его объекты, которые бы отвечали требованиям учебной программы, имеющейся материальной базе. Каждое новое изделие обсуждается с учащимися во время проведения мастером п/о вводного инструктажа. Важно, чтобы они поняли его назначение, разобрались в технологии изготовления, освоили необходимые рабочие приемы и операции.

Так по темам «Общеслесарные работы», «Демонтажно-монтажные работы», «Техническое обслуживание автомобиля», «Диагностирование и ремонт агрегатов автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, трансмиссии, электрооборудования», «Техническое обслуживание кабины, платформы и контрольно-измерительных приборов» при прохождении учебной практики все учащиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, укомплектованными необходимым исправным рабочим оборудованием и инструментами, а также контрольно-измерительными инструментами, приборами и приспособлениями и др. Наличие специального оборудования облегчает труд учащихся, повышает у них интерес к избранной профессии, повышает его производительность и качество продукции. Учащиеся учатся также экономному расходованию материалов, электроэнергии, бережному обращению с оборудованием и инструментами. Работая на участке СТО, учащиеся сталкиваются с реальными условиями диагностики и ремонта автомобилей, вырабатывая при этом ответственность за проделанную работу.

Учащиеся, проходящие учебную практику в учебных мастерских техникума, делятся на подгруппы по 12-14 человек. При проведении разборочно-сборочных работ каждая подгруппа разбивается на звенья по 4-5 человек, что позволяет полностью загружать учащихся работой.

Для перемещения звеньев учащихся по различным рабочим местам мастером производственного обучения составляется график. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках группового производственного обучения, организуется индивидуальное производственное обучение согласно тематическим планам. Занятия по программе учебной практики (производственного обучения) дают практический опыт, что формирует у учащихся профессиональные навыки в работе на автотранспортном предприятии, правильное оформление отчетной документации на профессиональном языке, работа с измерительными приборами с инструкционно–технологическими картами, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Промежуточный контроль профессиональных знаний, умений и навыков учащихся осуществляется путём проведения практических проверочных работ, которые проводятся по итогам цикловых периодов производственного обучения.

По итогам учебной практики (производственного обучения) учащиеся проходят поэтапную аттестацию с выполнением проверочной практической квалификационной работы и присвоением третьего, четвертого квалификационных разрядов по профессии «Автомеханик». С 2010 года наши учащиеся проходят производственную практику на учебной станции технического обслуживания.

Следует также указать и на некоторые трудности, которые нередко встречаются при организации учебной практики (производственного обучения): учащимся бывает трудно переключиться с одного вида работ на другой, но с помощью мастера производственного обучения учащийся осваивает программу учебной практики (производственного обучения) и в итоге мы достигаем положительных результатов.

О результатах учебной практики (производственного обучения) можно судить по итогам промежуточной (поэтапной) аттестации учащихся группы. Так, по результатам учебной практики (производственного обучения) за последние три года, средний балл составляет 4,4 балла и качество – 100%.

Только целенаправленный систематический подход к организации учебной практики (производственного обучения) учащихся позволит в большей степени обеспечить переориентацию на удовлетворение потребностей регионального рынка труда и запросов личности в получении качественного профессионального образования, обновить её структуру и содержание, создать новые механизмы взаимодействия лицея и работодателей.

2.2 Анализ освоения программы учебной практики на базе техникума

Программой предусматривается следующие основные этапы учебной практики: в учебных мастерских, лабораториях, на полигоне, автодроме.

При обучении в учебных мастерских обучающиеся должны освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения работ и высокопроизводительными методами труда.

Обучение в учебных мастерских необходимо вести с использованием современной технологии, методов труда передовиков и новаторов производства, практиковать звеньевые и бригадные формы организации труда с учетом реальных возможностей филиала и степени подготовки студентов.

Программа учебной практики включает следующие разделы: слесарное дело, установка техники и хранение, ремонтные работы, индивидуальное вождение автомобилей, подготовка к работе автотранспортных средств, учебная практика студентов.

Работы по слесарному делу выполняются в слесарной мастерской училища в составе учебной группы (или половины группы) под руководством мастера профессионального обучения, (в объеме 102 часа).

Слесарные работы за исключением начальных упражнений, должны иметь производственное назначение: изготовление слесарно- монтажного инструмента, запасных деталей к машинам, приспособлений для ремонта оборудования и машин, изготовление разрезов, макетов и моделей изучаемых машин и др. На все изготовляемые изделия и выполняемые работы в учебных мастерских должна быть разработана инструкционно – технологическая документация.

По разделам МДК задания выполнения в учебном учреждении и пункте технического обслуживания машин в составе группы под руководством мастера профессионального обучения.

Учебные группы проводят занятия в соответствии с графиком и расписанием занятий.

Ремонтные работы выполняются в оборудованной ремонтной мастерской филиала мастерских, под руководством мастера профессионального обучения.

Индивидуальное вождение автомобилей выполняется на специально оборудованных автодромах в дни теоретических занятий индивидуально с каждым учащимся под руководством мастера профессионального обучения. Упражнения по вождению автомобилей с первых дней второго года обучения.

Производственная практика обучающего организуется и проводится на предприятиях, как правило, в составе учебных групп с наполняемостью в установленном порядке под руководством мастера профессионального обучения.

На мастеров профессионального обучения возлагается систематический контроль за работой студентов и соблюдением ими установленного режима рабочего времени, проведения необходимых консультаций, обеспечение выполнения учебной программы.

Продолжительность рабочего дня обучающего во время практики не должна превышать продолжительности рабочего дня работников соответствующих профессий и возрастов. Во время производственной практики обучающиеся самостоятельно выполняют работы, предусмотренные квалифицированной характеристикой с умением выполнять работы слесаря- ремонтника (второго разряда), с выходом как правило, в конце периода на производственные нормы квалифицированного рабочего.

Особое внимание при поведении занятий по каждой теме программы преподаватель, мастер профессионального обучения должен уделять безопасному выполнению работ, использованию достижений передовиков и новаторов производства, рациональной организации рабочих мест, экономному расходу энергии, сырья и материалов, повышению производительности труда, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам, выполнению требований исполнительской трудовой и производственной дисциплины.

















6.Заключение

В ходе дипломной работы была изучен передовой педагогический опыт, систематизировались  полученные теоретические знания и методические умения в области методики профессионального обучения, в частности эффективной организации учебной практики как средство освоения профессии «Автомеханик». Было выявлено, что ведущим методом учебной практики по вождению автомобиля выступает упражнение, особое значение приобретает показ трудовых приемов, использование устной и производственной документации. Процесс учебной практики происходит на основе взаимосвязи теории и практики. Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения обучающегося в специально-организованных условиях производства. Произведён анализ освоения рабочей программы учебной практики и учебно-программной документации.



































Библиографический список

1. Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» / Олег Владимирович Майборода. – Издательский центр «Академия» 2004-256с.

2. Скакун В.А. «Методика производственного обучения». Ч.1.- М.:А.П.О., 1992.-204с.

3. Скакун В.А. « Методика профессионального обучения». Ч.2.-М.: А.П.О., 1992.-204.

4.  Кугликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Академия, 20 с.

























Приложение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБПОУ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ

СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО ПРОФЕССИИ 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»

ПМ. 01. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА.























2012



Рабочая программа учебной практики по профессии 190631.01 «Автомеханик»

ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта,

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии 190631.01 «Автомеханик», входящей в укрупненную группу 190000 Транспортные средства по направлению 190600 Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов



Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»

Разработчик:

Унагаева Валентина Анатольевна, мастер производственного обучения ГБПОУ Хоронхойский филиал «Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий» с. Хоронхой, Кяхтинского района Республики Бурятия;

Рекомендована научно- методическим советом ГБОУ СПО «БРТСиПТ»

протокол №_1_ от 02.09. 2012 г.

Рассмотрена на ЦК технических дисциплин

протокол №_6_ от 10.05.2012г.

Утверждена заместителем директора по СПО (НПО)

приказ №_125/15__ от 05.09. 2012 г.

ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПМ. 01. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА.

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 190631.01«Автомеханик», входящей в состав укрупненной группы 190000 Транспортные средства по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов в части освоения квалификаций:

Слесарь по ремонту автомобилей

и основного  вида профессиональной деятельности (ВПД): 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА.

Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3.Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.



1.2.1. Цели учебной практики:

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

- приобретение учащимися практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности;

- ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;

- усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;

- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.

1.2.2. Задачи учебной практики:

  • формирование умений выполнять весь комплекс работ по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств;

  • воспитание высокой культуры, трудолюбия, аккуратности при выполнении операций технологического процесса по ремонту и эксплуатации автомобилей;

  • развитие интереса в области автомобильной промышленности; способностей анализировать и сравнивать производственные ситуации; быстроты мышления и принятия решений.

Требования к результатам освоения учебной практики

В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности обучающихся должен уметь:

ВПД

Требования к умениям

1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта


    1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.


- осуществлять технический контроль автотранспорта;

    1. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

  • осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;

1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности

- осуществлять разборку и сборку агрегатов и узлов автомобиля;

    1. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

  • правильно оформлять техническую и отчетную документацию;



При профессионально–практической подготовке учащихся используются

образовательные, научно–исследовательские и производственные технологии:

  1. Модульная технология.

  2. Проектный метод.

  3. Информационно–коммуникационные технологии.

Соотношение теоретического и практического обучения определяется

учебно–программной документацией.

Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения:

1 уровень – узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов,

выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой).

2 – уровень – самостоятельное выполнение по памяти типового действия.

3 – уровень – продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.



Для учебных элементов, после которых уровни усвоения не указаны, подразумевается 1 уровень усвоения. Уровень усвоения, отличный от 1 уровня усвоения указывается в круглых скобках за учебным элементом и относится только к нему

Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики.
ПМ. 01. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА:

Всего -594, в том числе:

Учебной практики – 180 часа;

Самостоятельной работы – 90 часа;

Производственной практики – 324 часа.














2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД):

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА.

Код

Наименование результата освоения практики

ПК.1.

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК.2.

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК.3.

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК.4.

Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.


Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).









 3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


3.1. Тематический план учебной практики

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1-4

Раздел 1. Изучение технологии диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобиля

270

180

180

90

180

-


Производственная практика, часов

324


324


Всего:

594

180

180

90

180

324





    1. Содержание учебной практики

Код ПК

Код и наименования профессиональных модулей

Количество часов по ПМ

Виды работ

Наименование тем учебной практики

Количество часов по темам

Уровень усвоения

1

2

3

4

5

6



ПМ. 01.

Техническое обслуживание и ре­монт автомобиля.

180






УП.01.01.

Слесарное дело и технические измерения.

36









Разметка по шаблону изделия и чертежам

Тема 1

Разметка и её назна­чение.

6

2




Рубка в тисках, на плите и наковальне.

Резка металла.

Тема 2

Рубка металла.

Резка металла.

6

2




Правка и гибка ме­талла.

Опиливание плоских поверхностей: «Изготовление молотка»

Опиливание криволинейных поверхностей: «Изготовление гаечного ключа»

Тема 3.

Правка и гибка ме­талла.

Опиливание металла.

6

2




Сверление: «Изготовление садовой тяпки»

Зенкерование и развертывание

Нарезание резьбы

Тема4

Слесарная обработка отверстий

Резьба и ее элементы

6

2




Клёпка


Тема 5

Клёпка


6

2




Паяние и лужение

Склеивание


Тема 6

Паяние, лужение, склеивание

6

2


УП. 01.02.

Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей


144








Ремонт КШМ. Ремонт блока цилиндров. Ремонт ГРМ. Ремонт головки блока цилиндров. Ремонт и замена приборов системы смазки. Ремонт приборов тонкой и грубой очистки топлива.

Ремонт деталей системы охлаждения.

Разборка, ремонт и сборка приборов и оборудования системы питания карбюраторных двигателей.

Разборка, ремонт и сборка приборов и оборудования системы питания дизельных двигателей.

Ремонт топливных насосов высокого давления и форсунок.

Ремонт системы зажигания, приборов пуска.

Сборка и испытание двигателя.


Тема 7 Ремонт двигателя внутреннего сгорания


60

2




Ремонт генератора. Ремонт стартера.

Ремонт контрольно измерительных приборов, электропроводки, приборов внешней световой сигнализации и фар.


Тема 8

Ремонт приборов электрооборудования


12

2




Ремонт сцепления. Ремонт коробки передач. Ремонт раздаточной коробки. Ремонт карданной передачи. Ремонт заднего ведущего моста.

Ремонт переднего ведущего моста.


Тема 9

Ремонт трансмиссии


30

2




Ремонт переднего моста

Ремонт рессор и амортизаторов, колес.

Разборка передней независимой подвески. Ремонт и замена изношенных деталей

Тема 10

Ремонт ходовой части


12

2




Ремонт рулевого механизма.

Ремонт гидроусилителя рулевого управления.

Ремонт рулевых тяг.

Сборка и регулировка рулевого механизма.


Тема 11

Ремонт рулевого управления

12

2




Ремонт тормозных колодок.

Ремонт стояночного, ручного центрального тормоза.

Ремонт регулятора давления и предохранитель­ного клапана пневматического привода тормозов.

Ремонт компрессора пневматического привода тормозов.

Ремонт тормозных камер и крана.

Ремонт рабочих цилиндров гидравлического привода тормозов.

Ремонт главного цилиндра и вакуумного усили­теля гидравлической системы тормозов.

Тема 12

Ремонт тормозных систем

18

2




ВСЕГО по УП. 01.


180 часов