СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная практика по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжать формировать представления об осеннем явлении природы – листопад.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить знание о времени года – осень.

• продолжать формировать представление о листопаде.

• закреплять знание о том, какая сегодня погода.

• побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей.

• развивать речь ребенка.

• закрепить физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры.

• развивать двигательные умения.

• закреплять название деревьев.

• развивать умение детей проводить эксперименты.

• закреплять умение работать с природным материалом.

Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, воспитывать умение выслушать друг друга, воспитывать умение видеть прекрасное, красоту осенней природы. 

Просмотр содержимого документа
«Учебная практика по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников»

Учебная практика

по МДК 03.03. Теория и методика

экологического образования дошкольников


  1. Наблюдение и анализ НОД «Наблюдение за объектами природы».

(Возрастная группа по выбору обучающегося).

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за листопадом»



Цель: продолжать формировать представления об осеннем явлении природы – листопад.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить знание о времени года – осень.

• продолжать формировать представление о листопаде.

• закреплять знание о том, какая сегодня погода.

• побуждать детей к самостоятельному выявлению, установлению элементарных причинно-следственных связей.

• развивать речь ребенка.

• закрепить физминутки, пальчиковые игры, подвижные игры.

• развивать двигательные умения.

• закреплять название деревьев.

• развивать умение детей проводить эксперименты.

• закреплять умение работать с природным материалом.

Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать, внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, воспитывать умение выслушать друг друга, воспитывать умение видеть прекрасное, красоту осенней природы.

Материалы и оборудование: листья, картинки с деревьями, клей, кисточки, обручи.

Ход прогулки:

Беседа, наблюдение:

Дети и воспитатель выходят на прогулку и обращает внимание детей на состояние погоды и окружающую природу.

• Ребята, какая у нас сегодня погода на улице?

• Какое на улице время года? (осень)

• Правильно. Молодцы.

• Сейчас нам расскажут стихотворение.

Осень. По утрам морозы

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

• Ребята, давайте посмотрим на травку. Почему на ней лежат листья?

• Что такое листопад? (осеннее явление природы)

Листики кружатся,

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат

Тихо шепчут «Листопад»

Листопад, листопад

Засыпает старый сад.

• Правильно молодцы. Сейчас хозяйничает художница осень. Она не жалеет красок для деревьев, кустарников и раскрашивает их листву. Давайте рассмотрим деревья.

• А какие деревья вы знаете? Посмотрите на деревья и скажите в какие цвета раскрашены листья на деревьях?

• Молодцы. Началась пора листопада: деревья снимают свой летний убор – листья меняют свою окраску, слабеют на ветках и опадают.

• Листопад случается в сильную ветреную погоду. Почему? (чем сильнее ветер, тем быстрее и больше опадают листья.

• Давайте и мы сделаем ветерок и у нас получится листопад.

• Опустите листики на воду. Посмотрите, как они плывут. На что похожи листики? Как вы думаете, почему листики не тонут? (легкие)

• А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Листопад»

Игровая деятельность:

Игра «Листопад»

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят»

Кружатся красивые желтые листочки

Кружатся красивые красные листочки!

Сели! Уселись и замерли

Прилетел легкий ветерок

Поднялись листья и разлетелись в разные стороны

Закружились, закружились!

Листопад! Листопад!

Листья по ветру летят!

Затих ветерок! И Вновь медленно на землю опускаются то желтые листочки, то красные.

• Молодцы. А теперь мы с вами поиграем игру «Как называется лист по –другому»

Лист березы – березовый

Лист дуба – дубовый

Лист липы – липовый

Лист клена – кленовый

Лист тополя – тополиный

Лист осины – осиновый

• А теперь поиграем еще в одну игру «Послушные листья». Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем лесу листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

Затем берет в руки легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины, машет им над головой и говорит детям: «Я - ветер, вы - листья. Ветер спит, и листья уснули (все приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед, закружились листья на месте; стих ветер, листья отдыхают».

• Давайте, ребята, букет соберем

И в группу на память к себе отнесем.

Прогулку мы будем свою вспоминать,

Золотыми красками осень рисовать!

• Для этого сначала мы выполним пальчиковую гимнастику «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба,

Мы соберем

В садик осенний букет отнесем.

Индивидуальная и трудовая деятельность:

• Собирать букеты мы будем по-разному. Одна группа будет собирать букет с препятствиями, а другая группа без препятствий самостоятельно.

• Прыжки через обручи на двух ногах и принести листья в корзину. Получится букет.

• Потом мы соберем все букеты и отнесем в группу.

Коллективный труд «Аппликация «Листопад»

• Сейчас мы с вами ребята, чтобы запомнить что такое листопад, мы с вами закончим нашу работу, которую начали в группе.

• Скажите, что мы использовали для создания деревьев? (природный материал листья)

• На нашей работе изображены деревья. Нам нужно доклеить деревья чтобы у нас получился лес. Как вы думаете, что нужно сделать потом, чтобы изобразить листопад? (наклеить листики на землю) .

• Где будут располагаться листья? (внизу)

• Правильно. Приступаем к работе.

• Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Итог прогулки:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся,

Сбрасывает листья сад

Это просто-листопад.

• О каком осеннем явлении природы мы сегодня говорили на прогулке?







Рекомендации к анализу:

  • характеристика возраста детей группы;

  • предварительная работа к НОД, подготовка воспитателя, подготовка материала, методическая грамотность воспитателя;

  • подготовка к НОД в день проведения;

  • соблюдение санитарно - гигиенических и педагогических требований;

  • тип НОД, цель, задачи, соответствие программным требованиям, возрасту детей;

  • организация НОД, длительность, соответствие продолжительности занятия программным требованиям. Организация индивидуальной работы;

  • анализ содержания НОД:

  • приемы создания интереса и поддержание его в течение занятия;

  • приемы сообщения задания;

  • индивидуальная работа с детьми в каждой части занятия;

  • характеристика вопросов к детям;

  • структура наблюдения, соответствие требованиям;

  • качество речи воспитателя и детей;

  • здоровье – сберегающие компоненты (наличие физкультминутки, смены видов деятельности, внимание на позу и прочее);

  • собеседование выбора темы НОД в системе работы по экологическому воспитанию;

  • деятельность детей (интерес, активность, самостоятельность в решении поставленных вопросов, культура речевого поведения, появление отношения к природе).

  1. Наличие эколого – развивающей среды в помещении ДОУ и на участке ДОУ;

  • характеристика зеленой зоны ДОУ (наличие уголка природы в любой возрастной группе, соответствие содержания уголка природы требованиям);

Уголки в группе

  • Экспериментальные;

  • Природы;

  • Выставочные.

Экологическая комната

  • Комнатные растения и картотека к ним;

  • Карты звездного неба;

  • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

  • Живые объекты (рыбки в аквариуме, черепаха и т.д.);

  • Макет "Скотный двор";

  • Природный материал;

  • Оборудование для ухода за живыми объектами.

Минилаборатория

  • Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т.д.);

  • Микроскоп;

  • Природный материал.

Библиотека

  • Познавательная литература о природе;

  • Литература по уходу за животными;

  • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы.

Экологический театр

  • Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок;

Аудиозаписи.

Кроме постоянных растений и животных в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

В каждом уголке природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы.



  • характеристика объектов природы на участке ДОУ (экологическая тропа и объекты на ней);

Содержание объектов экологической тропы:

1. «Информационный центр» Одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей, встречает мудрая Совушка, которая живет, на информационном столбе, делясь со всеми полезной информацией. Такой информационный стенд позволяет в доступной форме донести до родителей любую информацию. Тематика стендов разнообразна, динамична, меняется в зависимости от времени года.

2. «Альпийская горка» Формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы).

3. «Озеро с лебедями» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

4. «Птичья столовая» формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников; Наблюдения за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы (рассказ Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники», стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», стихотворение М. Глазкова «Покормите птиц») ; дидактические игры, упражнения, загадки на тему «Птицы»; составление описательных рассказов; продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка) ; изготовление макета «У кормушки».

5. «Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например.движением облаков, поведением животных, состоянием растений. При пользовании простыми приборами, помогающими определять погоду. Развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.

7. «Зеленая аптека» Аптекарский огород создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений. Их биологические особенности. Воспитатель знакомит детей с историей создания аптекарских огородов в России, также знакомятся с этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляют знания о их ценности для здоровья, учатся правильно собирать и сушить травы "зеленого царства".

8. «На лесной опушки» - эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за птицами и животными родного края (леса), их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.

9. «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые.

10. «Во саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

11. «Мини-стадион», спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.

13. «Морской берег» расширять представления детей об обитателях морских глубин, развитие эмоциональной отзывчивости и познавательной активности детей в процессе формирования представлений о море. Песочный «пляж» служит для босо хождения по гальке, что способствует закаливания и профилактике плоскостопия.    

17. «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служить не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставлять возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.


  1. Наличие наглядного материала, его анализ:

  • соответствие наглядного материала требованиям программы;

  1. Выписать из плана работы воспитателя содержание работы по экологическому воспитанию в повседневной жизни, дать анализ:

  • соответствие возрасту детей;

  • соответствие программным требованиям;

  • место работы и содержание работы по экологическому воспитанию в повседневной жизни, режиме дня;

Рекомендации к оформлении

  1. Титульный лист (с указанием наименования ОУ, вида практики, наименование кода, Ф.И.О. обучающегося).

  2. Записи вести по порядку указанных занятий.

Рекомендации к наблюдению НОД (схема).

  1. Наименование ДОУ, возрастная группа.

  2. Ф.И.О. воспитателя, категория.

  3. Количество детей на занятии.

  4. Место проведения НОД (групповая комната, зал, на экскурсии).

  5. Дата наблюдения НОД.

  6. Тема, цель, задачи.

  7. Гигиенические, педагогические, эстетические условия проводимого занятия.

  8. Наличие наглядного материала, его расположение, место использования на занятии.

Форма записи результатов хода НОД

Структурные компоненты занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало занятия



Основная часть



Анализ деятельности























Производственная практика

по МДК 03.03. Теория и методика

экологического образования дошкольников


  1. Проведение самоанализа наблюдения в природе:

  • разработать конспект наблюдения в природе;

  • провести наблюдение и дать самоанализ;

  • конспект заверить подписью и печатью руководителя, выставить оценку;

  1. Проведение и анализ НОД по экологическому воспитанию:

  • тема, группа по выбору;

  • конспект заверить печатью руководителя;

  • соблюдение всех требований по написанию конспекта, указанных ранее;

  1. Разработать цикл наблюдений за растением или животным.

Февраль.

Цикл наблюдений за ростом лука.

Лук, опущенный в баночку с водой – модель проращивания лука. Наблюдение проводится один раз в неделю в течение 4-6 недель. В промежутках специально наблюдение не ведется, только поддерживается интерес детей.

Подготовить: две луковицы, две майонезные баночки, разноцветные кружки; игрушку-луковицу.

  1. Наблюдение.

Цель: Определить с детьми условия, при которых лук-репка будет расти на зелень.

Задача: Уточнить представления о луке-репке. Воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.

  1. Наблюдение

Цель: Способствовать умению детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи, связывать изменения лука с наличием условий для роста.

Задачи: Формировать навык у детей отражать наблюдения в календаре.

  1. Наблюдение (через две недели)

Цель: Продолжать учить детей видеть изменения в состоянии луковиц, отражать их в речи, связывая рост лука с наличием условием и временем, прошедшим со дня посадки.

Задача: Закреплять знания детей о вкусовых свойствах лука. Поддерживать интерес детей к ведению календаря наблюдений.

  1. Наблюдение (через 3 недели)

Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука. Задача: Способствовать развитию наблюдательности детей, уметь видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.

(презентация о пользе лука)

  1. Составить рекомендации воспитателям по организации зеленой зоны природы на участке и в помещении ДОУ на основе требований программы и наличия зеленой зоны природы в ДОУ.



























Производственная практика

по МДК 03.02. Теория и методика

развития речи у детей

Рекомендации к оформлению документа

  1. Титульный лист (указать наименование ОУ, вида практики, наименование кода МДК, Ф.И.О. обучающегося).

  2. Содержание практики оформлять по порядку указанных заданий.

Задания

  1. Составить конспект НОД по речевому развитию (развитие связной речи), провести НОД.

  2. Составить конспект НОД по развитию словаря и провести НОД.

Конспект по обогащению словаря и развитию связной речи дошкольников средней группы «К нам весна шагает быстрыми шагами».

Цель: Совершенствование навыка детьми составления рассказа о весне.

Задачи: Закрепление представлений у детей о весне и ее признаках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка коллективного составления рассказа по цепочке.

Оборудование: Магнитная доска. Макет весенней капели. Картинки с изображением весенних признаков для составления рассказа. Магнитофон. Диск с записью песенки «Весенняя капель». Мультимедийные презентации : «К нам весна шагает», «Весна под музыку А. Вивальди», цветные карандаши.

Предварительная работа: Наблюдение за весенними изменениями в природе во время прогулки. Отгадывание загадок о весне. Чтение рассказа «Грачи открывают весну» С Коноваленко. Различение перелетных и зимующих птиц в играх «Четвертый лишний», «Улетают – не улетают». Проведение игры «Цепочка слов». Рисование на тему: «Птицы прилетели».

Индивидуальная работа: по развитию речи.

Ход:

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

В: Скажите, дети, какое время года мы с вами провожаем?

Д: зиму.

В: А встречаем?

Д: весну.

В: Вы рады весне? Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне?

Д: Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.

В: Давайте найдем наше настроение (выбор пиктограмма). Очень хочется, чтобы это настроение не покидало нас в течение всего дня.

Скажите дети, почему люди и природа радуются приходу весны?

Д: Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

В: С первой капелью весна послала нам свои загадки. Давайте их отгадаем.

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает

Д: Солнце

В: Что происходит с солнцем весной? Каким оно становится?

Д: ясное, теплое, яркое, ослепительное, веселое, нежное, ласковое, лучистое, красное, золотое

В: Весеннее солнце согревает, природа оживает. – это главный и важный признак весны.

Послушайте следующую загадку.

Растет она вниз головой

И звонко плачет лишь весной

Д: Сосулька

В: А как появляются сосульки?

(ответы детей)

В: Капель и сосульки образуются от таяния снега. Какими словами можно сказать о том, что происходит со снегом весной?

Д: тает, темнеет, оседает.

В: И лежит, да не поднять,

И бежит, да не догнать

Д: Ручеек

В: Каким может быть ручеек?

Д: веселым, шумным, прохладным, быстрый, звонкий и т. д.

В: Что может делать веселый ручеек?

Д: журчать, бежать, звенеть, шуметь и т. д.

Первым вылез из земли на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

Д: Подснежник

В: Подснежники – почему их так называют? По-другому их можно назвать первоцветы – почему? Где появляются подснежники?

Д: на проталинах, напомните мне, что это такое?

В: Они летать умеют

Их пух, и перья греют

Д: Птицы

В: Как называют птиц, которые возвращаются весной в родные края

Д: перелетные

В: Каких перелетных птиц вы знаете? Про каких птиц можно сказать, что они открывают весну?

Д: грачи

В: Почему грачи возвращаются ранней весной? Как называется место, где гнездятся грачи?

Д: грачевники

В: Давайте послушаем, как птицы радуются солнышку. И мы порадуемся весне. (физминутка под песенку «Весенняя капель»)

Вы знаете много весенних слов и назвали много изменений, которые происходят в природе весной. Их называют признаками. Давайте еще раз вспомним весенние признаки, но в той последовательности как они наступают в природе. Первым встанет тот, у кого на картинке самый важный признак, с которого начинается весна (солнце) .

(Дети берут картинки и самостоятельно выстраивают нужную последовательность – солнце, проталины, ручеек, подснежники, дерево весной, перелетные птицы)

Давайте поиграем в игру «Цепочка весенних примет».

Каждый расскажет, что происходит весной с тем, что изображено на картинке, составит 1 -2 предложения. Каждый следующий участник, должен повторить предложения впередистоящих детей и назвать своё. Я начинаю игру: «Наступила долгожданная весна». Марина повторяет мое предложение и составляет свое (дети коллективно составляют рассказ о весне).

Мы с вами составили очень интересный рассказ о весне. Вы настоящие писатели! Давайте придумаем ему название. (Предложения детей). Этот рассказ под названием … можно поместить в книжку. А какая же книжка без иллюстрации? Давайте посмотрим, подойдет ли эта картина к нашему рассказу. (Детям предлагается картина с изображением зимы). (Нет, так как на них изображена зима). Давайте попробуем с помощью нашего рассказа под названием … изменить зимний пейзаж. (Мультимедийная презентация «Приход весны»).

Получился замечательный рассказ и чудесная картина о весне. Осталось только создать книжку. Заготовки к нашим книжкам уже готовы. Ваша задача оформить обложку. Нарисуйте на ней весенние приметы.

Под музыку А. Вивальди «Весна» дети рисуют.

Вы оказывается не только чудесные писатели, но замечательные художники иллюстраторы.

Наши обложки получились разными, но все они весенние и веселые. Дома вы маме расскажите получившийся рассказ, а мама его запишет в книжку.

Что вам понравилось больше быть писателями или художниками-иллюстраторами?

Сегодня мы пойдем на прогулку и поищем там весенние приметы.




  1. На основе плана работы воспитателя проанализировать решение задач развития речи в течение 1 квартала, подготовить рекомендации воспитателю.

  2. Дать анализ предметно- развивающей среды по разделу «Речевое развитие».

Написать рекомендации воспитателю по дополнению предметно – развивающей среды (если есть необходимость).

                                                 

 

           

                                 

МОДЕРНИЗАЦИЯ  ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В  

ГРУППАХ С 3-Х И ДО 7 ЛЕТС С УЧЕТОМ  ФГОС

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. 

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной  среде

1. Развивающая предметно-пространственная  среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная  среда предполагает:

доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

3. Свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Для этого необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы. Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;

  • игрового оборудования;

  • игрушек; разных видов игровой атрибутики;

  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Организация «Предметно-развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

 В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

 В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

  • принцип открытости;

  • гибкого зонирования;

  • стабильности-динамичности развивающей среды;

  • полифункциональности;

  • принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Помимо специальных занятий, дети средней и старшей групп посещают в свободное время экологическую комнату. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение.

 В ЦЕНТРАХ детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

1.        Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.

2.        Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

 Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

3.        Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.

4. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.


  1. Оформить советы родителям по одному из разделов развития речи.


Рекомендации:

  • конспекты и др. виды работы заверить печатью и подписью руководителя ДОУ с выставлением оценки;

  • конспекты и др. задания разрабатывать по одной из возрастных групп по выбору обучающегося;

  • содержание предметно- развивающей среды, кроме описания, представить в виде фотографий в альбоме с содержательными подписями;

  • эстетично оформить советы для родителей;

  • в конспекте указать дату.