Пояснительная записка.
Учебная программа кружкового занятия по русскому языку «Родная речь» ориентирована на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на один год и составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Количество часов в неделю – 1, в год – 34.
Цель программы:
-повышение уровня подготовленности учащихся к предстоящей итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку.
-совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся, умения ими выполнять комплексный лингвистический анализ текста.
-развитие умений находить, определять и анализировать художественные приемы авторской речи в художественных текстах, овладение основными лингвистическими понятиями.
-сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы)
I. Основные задачи программы.
Обучающие:
-обучение лингвистическому анализу текста;
-обучение анализу художественных приемов и языковых средств;
-обучение умению составлять тексты самостоятельно;
-обучение умению свободно пользоваться языком во всех сферах общественной жизни.
Развивающие:
-развивать у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение, вооружая их основами знаний о родном языке;
-развивать логическое мышление;
-развивать навыки самостоятельной работы с книгой, со словарями разных видов.
Воспитательные:
-воспитывать нравственное поведение средствами языка;
-воспитывать умение разбираться в языковых понятиях;
-воспитывать любовь к родному языку;
II. Организация работы по программе.
-практическое освоение выполнением работ по анализу текста, составлению плана текста, составлению своих текстов разных типов речи, использование знаний в выполнении тестовых заданий экзаменационной работы.
III. Ожидаемые результаты.
-более совершенная письменная и устная речь учащихся;
-успешная сдача экзаменов по русскому языку;
-углубленные знания по темам курса «Лексика», «Фразеология», «Культура речи»;
-умение пользоваться различными видами словарей;
-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
-умение использовать основные приемы информационной переработки текста.
Содержание программы:
1 Введение. (Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания) (1 ч.)
2 Тренировочное занятие по оформлению бланков (1ч.)
3 Понятие о тексте. Способы выражения темы.
Тема, идея, проблема текста и способы их установления (2ч.)
4 Композиция. Логическая и грамматическая структура текста (1ч.)
5 Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации (2ч.)
6 Способы сокращения текста (1ч.)
7 Средства связи предложений в тексте. Местоимения и союзы в связующей функции (1ч.)
8 Понятие о типах речи. Тексты разных стилей(2ч.)
9 Комплексный анализ текста. (2ч.)
10 Сочинение-рассуждение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Композиция сочинения-рассуждения(2ч.)
11 Тезисы и аргументы. Цитирование
Способы оформления чужой речи. (Прямая речь, косвенная речь, диалог, цитата) (4ч.)
12 Лексика. Лексическое значение слова. Основные лексические понятия. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы(2ч.)
13 Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Виды односоставных предложений
Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения (3ч.)
14 Орфография. Орфограммы в корнях слов. Чередующиеся гласные в корне слова
Правописание приставок
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Правописание Н и НН в разных частях речи
Правописание предлогов. Производные предлоги (5ч.)
15 Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника(4ч.)
16 Результаты репетиционного экзамена. Рекомендации для самоподготовки(1ч.)
Список методической и дополнительной литературы.
1. Русский язык 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2012г. Авторы-составители Н.А.Сенина, С.Г.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Ростов-на-Дону «Легион» 2009г.
2. Русский язык 9кл. Экзамен в новой форме. Авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ФИПИ. М.: «Астрель» 2012г.
3. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. А.Б.Малюшкин – Творческий центр «Сфера», Москва, 2012г.
4. Русский язык. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 классе. Авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова. Л.М. Рыбченкова. М.: «Дрофа».2008г.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание учебного материала |
1 | Введение. (Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания) | 1 | |
2 | Тренировочное занятие по оформлению бланков (Практическая работа №1) | 1 | Тренировочное занятие по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов |
3 | Понятие о тексте. Способы выражения темы. | 1 | Понятие о тексте. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка |
4 | Тема, идея, проблема текста и способы их установления | 1 | Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования |
5 | Композиция. Логическая и грамматическая структура текста | 1 | Композиция. Логическая и грамматическая структура текста. Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения |
6 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста | 1 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Обучение умению выделять в тексте микротемы |
7 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации | 1 | Знакомство со способами сокращения текста. Обучение умению выделять в тексте главную информацию Основные способы сокращения текста |
8 | Способы сокращения текста | 1 | Основные способы сокращения текста (грамматические, логические, синтаксические) Средства связи предложений в тексте, роль местоимений и союзов |
9 | Сжатое изложение (Практическая работа№2) | 1 | Практическая работа№2 |
10 | Средства связи предложений в тексте. Местоимения и союзы в связующей функции. | 1 | Средства связи предложений в тексте, роль местоимений и союзов |
11 | Понятие о типах речи | 1 | Типы речи (рассуждение, повествование, описание), особенности текста-рассуждения |
12 | Тексты разных стилей | 1 | Стили речи. Анализ текстов разных стилей |
13-14 | Комплексный анализ текста. | 2 | Комплексный анализ текста (практическая работа) |
15 | Сочинение-рассуждение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | Как работать с заданием С2. Объем сочинения, критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Тема и идея текста. Проблемы, поднятые в тексте |
| Композиция сочинения-рассуждения | 1 | Особенности композиции сочинения-рассуждения (вступление, рассуждение, пример лексического явления в тексте, вывод) |
16 | Тезисы и аргументы. Цитирование | | Тезисы и аргументы, комментарий к тезису |
17 | Способы оформления чужой речи (прямая речь. Косвенная речь, диалог, цитата) | | Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Правильное оформление цитат. Работа по закреплению пунктуационных навыков учащихся |
18-19 | Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту (Практическая работа №3) | 2 | Практическая работа №3 |
20 | Лексика. Лексическое значение слова. Основные лексические понятия. | 1 | Лексика как раздел науки о языке, основные лексические понятия |
21 | Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы | 1 | Основные лексические понятия, синонимы как средство связи предложений в тексте |
22 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания. (Практическая работа №4) | 1 | Словосочетание как единица языка. Связь слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Синонимичные словосочетания |
23 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Виды односоставных предложений | | Предложение. Виды предложений. Главные члены предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения |
24 | Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения (Практическая работа №5) | | Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Однородные члены предложения, обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Работа по закреплению пунктуационных навыков учащихся |
25 | Орфография. Орфограммы в корнях слов. Чередующиеся гласные в корне слова | 1 | Орфография как раздел науки о языке. Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные, чередующиеся гласные. Работа по закреплению орфографических навыков учащихся |
26 | Правописание приставок | 1 | Правописание приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; приставки на –з и -с. Работа по закреплению орфографических навыков учащихся |
27 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями и наречиями. НЕ с существительными и прилагательными. Работа по закреплению орфографических навыков учащихся |
28 | Правописание Н и НН в разных частях речи | 1 | Правописание одной и двух букв н в разных частях речи. Работа по закреплению орфографических навыков учащихся |
29 | Правописание предлогов. Производные предлоги (Практическая работа №6) | 1 | Правописание предлогов со словами. Производные и непроизводные предлоги. Работа по закреплению орфографических навыков учащихся |
30-33 | Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника | 4 | |
34 | Результаты репетиционного экзамена. Рекомендации для самоподготовки | 1 | |
| | Всего 34 часа | |