СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа по предмету "Охране труда"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа по предмету "Охране труда"

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по предмету "Охране труда"»


ЦЕНТР СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Зарегистрировано

№ 3521901



УТВЕРЖДЕНО”

Министерство высшего и среднего специального образования приказ № 484 от 20 декабря 2013 г.





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ


ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ



Профессия: 3521901– Техник по обслуживанию информационно-коммуникационных систем и информационных технологий














Ташкент – 2013

Учебная программа одобрена Координационным советом высшего и среднего специального профессиональго образования направления подготовки протоколом № ­ 5 от 20 декабря 2013 г


Составители:

Платонова М.И.

Преподаватель спец дисциплин ТПКИТ




Рецензент:


Давронбеков Д.А


к.т.н., доцент ТУИТ













ВВЕДЕНИЕ


Программой дисциплины "Охрана труда" предусматривается изучение общих требований безопасности труда при проведении различных видов работ, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены. Особенности безопасности технологических процессов и оборудования.

При изложении программного материала следует учитывать достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области безопасности труда, строго соблюдать единство терминологии и обозначений технических величин согласно действующим стандартам.

Для лучшего усвоения учащимися материала дисциплины необходимо использовать наглядные пособия, аудиовизуальные средства обучения, компьютерные программы, проводить экскурсии на выставки и предприятия с целью ознакомления с передовым опытом по безопасности и гигиене труда.

В целях обучения учащихся практическим навыкам владения безопасными приемами и методами работы программой предусмотрены практические работы.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА


Предмет «Охрана труда и техника безопасности» является учебной дисциплиной, которая рассматривает основные вопросы, связанные с созданием здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда на производстве, в том числе в вычислительных центрах и на предприятиях, где в кабинетах установлены персональные компьютеры и офисная техника. Научной базой предмета служат: теоретические и экспериментальные исследования явлений, ведущих к травматизму и заболеваниям на производстве; всесторонний анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений, пожаров и взрывов, происходящих на производстве; исследование и изучение природы вредности и опасности применяемых на производстве, перевозимых и хранящихся веществ и материалов; сравнительная оценка с точки зрения техники безопасности разнообразного производственного оборудования и технологических процессов, рекомендуемых к внедрению.

Для успешного овладения предметом требуется знание основ физики, электротехники, математики и других как естественных, так и общественных наук.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

В процессе изучения предмета учащиеся должны приобрести следующие знания:

  • основные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиене;

  • систему государственного надзора и общественного контроля за охраной труда;

  • порядок организации работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;

  • опасные и вредные производственные факторы;

  • порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве;

  • основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

  • способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

  • меры пожарной профилактики и технические средства пожаротушения;


В процессе изучения предмета учащиеся должны приобрести следующие умения:

  • организовывать рабочее место с соблюдением правил безопасности;

  • соблюдать производственную санитарию и гигиену;

  • применять знания и умения по охране труда на производстве;

  • выполнять правила пожарной безопасности;

  • избегать травмоопасных ситуаций.

  • осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности на участке, в цехе;

  • использовать безопасные приемы и методы работы и обучать им работающих;

  • проверять исправность технических средств защиты.

  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими и планируемыми видами профессиональной деятельности;

  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

  • проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДМЕТА С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ, НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ С МЕТОДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных учащимися по физике, химии, электротехнике, электронике и по специальным дисциплинам.

В последствие навыки и умения, приобретенные в процессе изучения предмета “Охрана труда” пригодиться учащимся в профессиональной деятельности.


ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА

Для преподавания данного предмета используются методы изучения и обучения, позволяющие передать учащимся необходимые знания и умения с целью получения соответствующей квалификации. Для проведения теоретических занятий, наряду с традиционными методами, такими как лекция, презентация, демонстрация, учебная беседа, необходимо применять интерактивные методы обучения, направленные на самостоятельное решение проблем, системное мышление, самостоятельное рабочее планирование, учение с целью понимания, развитие компетенции личности. К числу методов, содействующих развитию указанных принципов, относятся:

  • исследование

  • беседа за круглым столом

  • проблемная дискуссия

  • ролевая игра

  • исследование случая

  • руководство к самообучению

  • мозговой штурм

При теоретическом обучении, даются основные теоретические материалы, рассматриваемые в курсе предмета «Охрана труда и ТБ», закладываются необходимые базовые знания для последующих практических работ. При этом может быть использована наглядная демонстрация при помощи плакатов, персонального компьютера через проектор и экран и т.д.

При практическом обучении учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные при теоретическом обучении. Для выполнения практических заданий могут применяться следующие методы обучения:

  • 4-х ступенчатый метод (объяснение, демонстрация, имитация, упражнение)

  • 5-ти ступенчатый метод (мотивация, информация, демонстрация, применение, контроль)

  • метод направляющего текста

  • проектный метод


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Рекомендуется проводить практических работ по предмету «Охрана труда и техника безопасности» в компьютерных классах и лабораториях.

Состав лаборатории:

  1. Персональные компьютеры, подключенные к Интернету

  2. Проектор

  3. LCD проектор

  4. Экран для проектора

  5. Камера для документов

  6. Мультимедийный сборник по предмету «Информатика»

  7. Программное обеспечение – операционная система Windows XP, практические программы Microsoft Office

  8. Приложения-программы в учебной программе


ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА





Темы

Аудиторная учебная нагрузка, в часах

Самостоятельная работа

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Лабораторные работы

Семинары

Курсовые работы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Основы трудового законодательства

2

2






Производственный травматизм и профессиональные заболевания

2

2






Основные понятия гигиены, физиологии и психологии труда

2

2






Метеорологические условия производственной среды в ВЦ

4

2

2





Мероприятия по борьбе с шумом

4

2

2





Освещение производственных помещений в ВЦ

6

2

4





Вентиляция и кондиционирование воздуха в ВЦ

2

2






Воздействие электрического тока на организм человека

6

4






Меры защиты от поражения электрическим током

4

2

2





Пожарная профилактика при проектировании и строительстве зданий

4

2

2






Средства оповещения о пожарах и их тушения

6

4

2






Всего:

40

26

14




18



СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЫ


1 - Тема. Основы трудового законодательства

Трудовое законодательство как совокупность действующих законов и нормативных актов. Трудовой договор. Права и обязанности администрации и работников. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха. Организация работы по охране труда.


2 - Тема. Производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Основные понятия о травматизме и профессиональных заболеваниях. Виды травм. Классификация несчастных случаев. Расследование и учет несчастных случаев. Методы анализа причин травматизма и профессиональных заболеваний.


3 - Тема. Основные понятия гигиены, физиологии и психологии труда

Основные понятия гигиены, физиологии и психологии труда. Эргономика и эстетика производства.


4 - Тема. Метеорологические условия производственной среды в ВЦ.

Основные понятия о метеорологических условиях. Методы исследования метеорологических условий. Нормирование температуры, влажности и скорости движения воздуха.

Практическая работа

Измерение параметров микроклимата помещения – температуры, влажности, скорости движения воздуха, интенсивности теплового излучения.


Тема -5. Мероприятия по борьбе с шумом в помещениях, где установлены компьютерная техника и офисное оборудование.

Действие шума на человека и его нормирование. Источники шума и шумовые характеристики технических средств. Меры защиты от шума.

Практические работы

Определение суммарного уровня звуковой мощности в помещении от различных источников шума.


6 - Тема. Освещение производственных помещений

Основные светотехнические понятия и величины. Классификация освещения. Нормирование освещения. Расчет и контроль освещения.

Практические работы

Расчет потребной мощности электрической осветительной установки при искуственном освещении помещения

Измерение освещенности рабочих мест с помощью люксметров.


7 – Тема. Вентиляция и кондиционирование воздуха

Системы вентиляции. Системы отопления. Установки для кондиционирования воздуха.


8 – Тема. Воздействие электрического тока на организм человека.

Виды воздействия электрического тока на организм. Электрическое сопротивление тела человека. Опасность прикосновения к токоведущим частям. Опасность напряжений прикосновения и шага при замыкании токоведущих частей электроустановок на землю.


9 – Тема. Меры защиты от поражения электрическим током

Организационные и техническин мероприятия по предупреждению пораженияэлектрическим током. Технические средства, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках. Оказание первой помощи. Защита от статического электричества.

Практическая работа

Оказание первой помощи человеку, пораженному электрическим током


10 – Тема. Пожарная профилактика при проектировании и строительстве зданий

Характеристика пожарной опасности. Противопожарные требования к зданиям и помещениям, где установлены компьютерная техника и офисное оборудование. Пожарная безопасность ситем вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях.

Практическая работа

Разработка плана эвакуации людей из помещений при пожаре


11 – Тема. Средства оповещения о пожарах и их тушения

Первичные средства тушения пожаров. Виды огнетушителей. Пожарная сигнализация. Системы автоматического пожаротушения.

Практическая работа

Использование огнетушителей различной конструкции при тушении пожара.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОСНОВНЫХ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ


Список основной литературы:

  1. Закон Республики Узбекистан об охране труда, от 6 мая 1993 г., № 839-XII

  2. Трудовой кодекс Республики Узбекистан.

  3. Закон Республики Узбекистан об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 10 сентября 2008 г., № ЗРУ-174.

  4. Положение о разработке инструкций по охране труда.

  5. Ппостановления Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № ПП-1251 «О мерах по совершенствованию структуры Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан».

  6. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан о дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по охране труда.

  7. Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан о мерах по разработке и производству средств индивидуальной и коллективной защиты в области охраны труда.

  8. Постановление Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан об утверждении списка работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.

  9. Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан о внесении изменений в типовое положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда.

  10. Т.Ф. Михнюк. Охрана труда. – Минск ИВЦ МинФина, 2007.

  11. Сенич В.П. Охрана труда на персональных ЭВМ и другой офисной технике. Практическое пособие. Мн., Вышэйшая школа, 2001.

  12. Сокол Т.С. Охрана труда. Учебное пособие. Мн.: «Дизайн ПРО», 2005.

  13. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 6-е изд./Под ред. О.Н.Русака – Спб: Издательство «Лань», 2003.


Список электронных образовательных ресурсов:

Интернет сайты:

Единый портал интерактивных государственных услуг