ЦЕНТР СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зарегистрировано № 3521901 | | “УТВЕРЖДЕНО” Министерство высшего и среднего специального образования приказ № 484 от 20 декабря 2013 г. |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Профессия: 3521901– Техник по обслуживанию информационно-коммуникационных систем и информационных технологий
Ташкент – 2013
Учебная программа одобрена Координационным советом высшего и среднего специального профессиональго образования направления подготовки протоколом № 5 от 20 декабря 2013 г
Составители: | Платонова М.И. | Преподаватель спец дисциплин ТПКИТ |
| |
Рецензент: | Давронбеков Д.А | к.т.н., доцент ТУИТ |
ВВЕДЕНИЕ
Программой дисциплины "Охрана труда" предусматривается изучение общих требований безопасности труда при проведении различных видов работ, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены. Особенности безопасности технологических процессов и оборудования.
При изложении программного материала следует учитывать достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области безопасности труда, строго соблюдать единство терминологии и обозначений технических величин согласно действующим стандартам.
Для лучшего усвоения учащимися материала дисциплины необходимо использовать наглядные пособия, аудиовизуальные средства обучения, компьютерные программы, проводить экскурсии на выставки и предприятия с целью ознакомления с передовым опытом по безопасности и гигиене труда.
В целях обучения учащихся практическим навыкам владения безопасными приемами и методами работы программой предусмотрены практические работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА
Предмет «Охрана труда и техника безопасности» является учебной дисциплиной, которая рассматривает основные вопросы, связанные с созданием здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда на производстве, в том числе в вычислительных центрах и на предприятиях, где в кабинетах установлены персональные компьютеры и офисная техника. Научной базой предмета служат: теоретические и экспериментальные исследования явлений, ведущих к травматизму и заболеваниям на производстве; всесторонний анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений, пожаров и взрывов, происходящих на производстве; исследование и изучение природы вредности и опасности применяемых на производстве, перевозимых и хранящихся веществ и материалов; сравнительная оценка с точки зрения техники безопасности разнообразного производственного оборудования и технологических процессов, рекомендуемых к внедрению.
Для успешного овладения предметом требуется знание основ физики, электротехники, математики и других как естественных, так и общественных наук.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
В процессе изучения предмета учащиеся должны приобрести следующие знания:
основные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиене;
систему государственного надзора и общественного контроля за охраной труда;
порядок организации работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;
опасные и вредные производственные факторы;
порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве;
основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;
способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
меры пожарной профилактики и технические средства пожаротушения;
В процессе изучения предмета учащиеся должны приобрести следующие умения:
организовывать рабочее место с соблюдением правил безопасности;
соблюдать производственную санитарию и гигиену;
применять знания и умения по охране труда на производстве;
выполнять правила пожарной безопасности;
избегать травмоопасных ситуаций.
осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности на участке, в цехе;
использовать безопасные приемы и методы работы и обучать им работающих;
проверять исправность технических средств защиты.
выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими и планируемыми видами профессиональной деятельности;
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;
проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДМЕТА С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ, НЕПРЕРЫВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ С МЕТОДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных учащимися по физике, химии, электротехнике, электронике и по специальным дисциплинам.
В последствие навыки и умения, приобретенные в процессе изучения предмета “Охрана труда” пригодиться учащимся в профессиональной деятельности.
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
Для преподавания данного предмета используются методы изучения и обучения, позволяющие передать учащимся необходимые знания и умения с целью получения соответствующей квалификации. Для проведения теоретических занятий, наряду с традиционными методами, такими как лекция, презентация, демонстрация, учебная беседа, необходимо применять интерактивные методы обучения, направленные на самостоятельное решение проблем, системное мышление, самостоятельное рабочее планирование, учение с целью понимания, развитие компетенции личности. К числу методов, содействующих развитию указанных принципов, относятся:
При теоретическом обучении, даются основные теоретические материалы, рассматриваемые в курсе предмета «Охрана труда и ТБ», закладываются необходимые базовые знания для последующих практических работ. При этом может быть использована наглядная демонстрация при помощи плакатов, персонального компьютера через проектор и экран и т.д.
При практическом обучении учащиеся закрепляют и углубляют знания, полученные при теоретическом обучении. Для выполнения практических заданий могут применяться следующие методы обучения:
4-х ступенчатый метод (объяснение, демонстрация, имитация, упражнение)
5-ти ступенчатый метод (мотивация, информация, демонстрация, применение, контроль)
метод направляющего текста
проектный метод
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Рекомендуется проводить практических работ по предмету «Охрана труда и техника безопасности» в компьютерных классах и лабораториях.
Состав лаборатории:
Персональные компьютеры, подключенные к Интернету
Проектор
LCD проектор
Экран для проектора
Камера для документов
Мультимедийный сборник по предмету «Информатика»
Программное обеспечение – операционная система Windows XP, практические программы Microsoft Office
Приложения-программы в учебной программе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
№ | Темы | Аудиторная учебная нагрузка, в часах | Самостоятельная работа |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Лабораторные работы | Семинары | Курсовые работы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
-
| Основы трудового законодательства | 2 | 2 | | | | | |
-
| Производственный травматизм и профессиональные заболевания | 2 | 2 | | | | | |
-
| Основные понятия гигиены, физиологии и психологии труда | 2 | 2 | | | | | |
-
| Метеорологические условия производственной среды в ВЦ | 4 | 2 | 2 | | | | |
-
| Мероприятия по борьбе с шумом | 4 | 2 | 2 | | | | |
-
| Освещение производственных помещений в ВЦ | 6 | 2 | 4 | | | | |
-
| Вентиляция и кондиционирование воздуха в ВЦ | 2 | 2 | | | | | |
-
| Воздействие электрического тока на организм человека | 6 | 4 | | | | | |
-
| Меры защиты от поражения электрическим током | 4 | 2 | 2 | | | | |
-
| Пожарная профилактика при проектировании и строительстве зданий | 4 | 2 | 2 | | | | |
-
| Средства оповещения о пожарах и их тушения | 6 | 4 | 2 | | | | |
| Всего: | 40 | 26 | 14 | | | | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЫ
1 - Тема. Основы трудового законодательства
Трудовое законодательство как совокупность действующих законов и нормативных актов. Трудовой договор. Права и обязанности администрации и работников. Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха. Организация работы по охране труда.
2 - Тема. Производственный травматизм и профессиональные заболевания.
Основные понятия о травматизме и профессиональных заболеваниях. Виды травм. Классификация несчастных случаев. Расследование и учет несчастных случаев. Методы анализа причин травматизма и профессиональных заболеваний.
3 - Тема. Основные понятия гигиены, физиологии и психологии труда
Основные понятия гигиены, физиологии и психологии труда. Эргономика и эстетика производства.
4 - Тема. Метеорологические условия производственной среды в ВЦ.
Основные понятия о метеорологических условиях. Методы исследования метеорологических условий. Нормирование температуры, влажности и скорости движения воздуха.
Практическая работа
Измерение параметров микроклимата помещения – температуры, влажности, скорости движения воздуха, интенсивности теплового излучения.
Тема -5. Мероприятия по борьбе с шумом в помещениях, где установлены компьютерная техника и офисное оборудование.
Действие шума на человека и его нормирование. Источники шума и шумовые характеристики технических средств. Меры защиты от шума.
Практические работы
Определение суммарного уровня звуковой мощности в помещении от различных источников шума.
6 - Тема. Освещение производственных помещений
Основные светотехнические понятия и величины. Классификация освещения. Нормирование освещения. Расчет и контроль освещения.
Практические работы
Расчет потребной мощности электрической осветительной установки при искуственном освещении помещения
Измерение освещенности рабочих мест с помощью люксметров.
7 – Тема. Вентиляция и кондиционирование воздуха
Системы вентиляции. Системы отопления. Установки для кондиционирования воздуха.
8 – Тема. Воздействие электрического тока на организм человека.
Виды воздействия электрического тока на организм. Электрическое сопротивление тела человека. Опасность прикосновения к токоведущим частям. Опасность напряжений прикосновения и шага при замыкании токоведущих частей электроустановок на землю.
9 – Тема. Меры защиты от поражения электрическим током
Организационные и техническин мероприятия по предупреждению пораженияэлектрическим током. Технические средства, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках. Оказание первой помощи. Защита от статического электричества.
Практическая работа
Оказание первой помощи человеку, пораженному электрическим током
10 – Тема. Пожарная профилактика при проектировании и строительстве зданий
Характеристика пожарной опасности. Противопожарные требования к зданиям и помещениям, где установлены компьютерная техника и офисное оборудование. Пожарная безопасность ситем вентиляции и кондиционирования воздуха в помещениях.
Практическая работа
Разработка плана эвакуации людей из помещений при пожаре
11 – Тема. Средства оповещения о пожарах и их тушения
Первичные средства тушения пожаров. Виды огнетушителей. Пожарная сигнализация. Системы автоматического пожаротушения.
Практическая работа
Использование огнетушителей различной конструкции при тушении пожара.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОСНОВНЫХ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Список основной литературы:
Закон Республики Узбекистан об охране труда, от 6 мая 1993 г., № 839-XII
Трудовой кодекс Республики Узбекистан.
Закон Республики Узбекистан об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, 10 сентября 2008 г., № ЗРУ-174.
Положение о разработке инструкций по охране труда.
Ппостановления Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2009 года № ПП-1251 «О мерах по совершенствованию структуры Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан».
Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан о дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по охране труда.
Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан о мерах по разработке и производству средств индивидуальной и коллективной защиты в области охраны труда.
Постановление Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан об утверждении списка работ с неблагоприятными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.
Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан о внесении изменений в типовое положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда.
Т.Ф. Михнюк. Охрана труда. – Минск ИВЦ МинФина, 2007.
Сенич В.П. Охрана труда на персональных ЭВМ и другой офисной технике. Практическое пособие. Мн., Вышэйшая школа, 2001.
Сокол Т.С. Охрана труда. Учебное пособие. Мн.: «Дизайн ПРО», 2005.
Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 6-е изд./Под ред. О.Н.Русака – Спб: Издательство «Лань», 2003.
Список электронных образовательных ресурсов:
Интернет сайты:
Единый портал интерактивных государственных услуг