Серова Е.М.
г.Магнитогорск
Учебная ситуация как эффективный инструмент создания модели языковой среды на уроках английского языка в современной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает учебную ситуацию как особую единицу учебного процесса. При этом изучаемый учебный материал выступает как основа для создания учебной ситуации, в которой учащиеся совершают некоторые действия: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, преобразуют его, частично – запоминают. Цель учебной ситуации на уроке - построение такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Одним из основных факторов, затрудняющих освоение иностранного языка, является отсутствие естественной языковой среды, что составляет огромную трудность для учителей иностранного языка. Так как при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, непросто. Если мы не можем восполнить это отсутствие, то каким образом можно его компенсировать?
Опыт в условиях работы школы с углубленным изучением математики со способными одаренными детьми и детьми, имеющими высокие образовательные потребности в области филологии, показал, что именно перевод учебной задачи в учебную ситуацию на основе деятельностного подхода поддерживает интерес учащихся к предмету и повышает мотивацию учения, расширяет и обогащает образовательное пространство обучающегося. В данной статье нам хочется познакомить с наиболее эффективными приемами создания учебной ситуации на уроках английского языка.
На своих занятиях педагоги нашей школы стараются создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала – всё, что приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам и активизирует ранее изученный материал. Например, при прохождении темы «Международные конкурсы для подростков» используем реальные объявления, найденные в сети Интернет и настоящие звуковые письма учащихся старших классов, записанные ранее в рамках других проектов.
На первом этапе урока (стадии вызова) задача педагога заключается в стимулировании учащихся к бесконфликтному вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме. Наиболее эффективными приёмами являются:
1) прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Грамматические игры типа «Крестики-нолики» способствуют повторению различных грамматических конструкций: учитель просит составить утвердительные \ вопросительные \ отрицательные предложения со словами, расположенными в клетках игрового поля, в случае верного ответа команда ставит знак «Х» или «О» вместо записанного слова, выигрывает та команда, которая заполнит поле тремя знаками в линию. (Пример заполнения полей на рис.1)

рис.1
2) прием «фонетическая сказка». Даже фонетическая зарядка может пройти весело и интересно, если предложить не слепое следование образцу, а участие в фонетической сказке.
3) прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Он переносит учебную ситуацию на фантастическую планету; придумывает фантастическое растение, животное или некое существо; использует выдуманного героя при объяснении нового материала. Так пушистая игрушка на руку оживет при помощи педагога и расскажет ребятам о том, как она проводит свой день или станет равноценным партнером учителя при разъяснении нового правила.
4) прием «подзорная труба». Мы прикладываем к лицу вымышленную подзорную трубу, чтобы рассказать, чем занимается в настоящий момент ученик класса, по тем или иным причинам пропустивший урок, или фантазируем, разглядывая достопримечательности выдуманного или реального города.
5) прием «поймай меня, если сможешь». Работая с текстом, учитель намеренно допускает ошибки, самые внимательные ребята поправляют его.
Задачей второго этапа урока (этапа осмысления) мы считаем ясное и привлекательное изложение информации. Важное значение имеет отобранный материал. Например, прием «схема шпиона». Графическое представление информации представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Ученики создают собственную систему опорных сигналов, в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. (Пример схемы по теме «Осень» на рис.2)

рис.2
Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:
1) прием «особое задание». Ученики получают право на выполнение особого задания, только в том случае если они справились с большим объем заданий на уроке, чем остальные учащиеся.
2) прием «свободное задание». Задания, назначенного учителем нет, но функция домашней работы выполняется, так как детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.
3) прием «временный учитель». Учитель просит объяснить на примере выполненного домашнего задания пройденное правило ученику, пропустившему урок-объяснение.
Таким образом, мы считаем, что использование учебных ситуаций на уроках английского языка позволяет внести разнообразие в содержание урока, расширяет общий кругозор и коммуникативную культуру младших школьников, развивает языковую догадку, чувство языка, повышает интерес обучающихся к языку, а, следовательно, и мотивацию к учению.