СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная задача по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача разработана к уроку русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных".

Имя задачи: «Решение проблемной задачи»

Авторы: Меркулова С.Г., Николаева О.В., Кротова Т.Н.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: «Правописание суффиксов –ек, -ик имен существительных»

Профиль: гуманитарный

Уровень: высокий

Текст задачи:

 

  1. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма по повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» и поможем главному герою решить орфографическую задачу. (Герой ее, Витя Перестукин,  попал в сказочную страну. Ему пришлось решать одну из орфографических задач: нужно было вставить пропущенные буквы в словах ключ..к и замоч..к)
  1. Как решить эту задачу?
  2. Обсуди с соседом, составь алгоритм правила.
  3. Сравните свои ответы с ответами других пар. Что получилось? Давайте обратимся к учебнику (с. 86). Какой вывод можно сделать?
  4.  Работа в группах: продолжите просмотренный фрагмент повести, рассказав о том, как Витя Перестукин оказался в стране Невыученных уроков.
  5. А вы бы хотели оказаться в стране Невыученных уроков? Что для этого нужно?

 

Возможные источники информации:

  1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2011.- 280 с.

2.     Интернет – ресурс: В стране невыученных уроков. 8 с. WWW.VAVAFILM.RU

 

Культурный образец / вариант учителя

Чтобы узнать, какой суффикс - -ЕК- или –ИК- пишется в слове, нужно поставить это слово в форму родительного падежа. Если гласный суффикса выпадает, то пишем –ЕК-. Если гласный суффикса не выпадает, то пишем –ИК-.

 

Продолжение просмотренного фрагмента мультфильма:

Если в родительном падеже  в конце слова выпадает гласный, то пишется ЕК, а если не выпадает, пишется ИК. Это нетрудно проверить: именительный- замочЕК, родительный- замочКа. Ага! Буква выпала! Значит, правильно- замочЕК. Теперь совсем легко проверить и «ключик»: ключИК- ключИКа. Гласная остается на месте. Значит, надо писать «ключИК».

…Ворота распахнулись.

Чтобы не оказаться в стране Невыученных уроков, необходимо разработать  алгоритм правила и объяснять написание суффиксов –ЕК/-ИК.

 

1 шаг. Измени форму (слова-помощники: нет, много)

2 шаг.  Определи: «убегает» ли гласный.

 

 

Методический комментарий

 

Задача имеет метапредметный характер, необходимо, чтобы конечным продуктом учащихся стал  алгоритм правила «Правописание суффиксов –ЕК- -ИК-»,  написание продолжения  фрагмента повести Л.  Гераскиной; умение работы в парах, группах.

Коммуникативные УУД:

  • работа в парах по созданию  алгоритма правила;
  • отзыв на работу других пар;
  • работа в группе по созданию текста;
  • принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров при парной и групповой работе.

 

 

Познавательные УУД:

• объяснение явления, выявленного в ходе микроисследования;

 

Регулятивные УУД:

• планирование пути решения учебной задачи;

• умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им при работе в паре и группе;

• сравнение своего ответа с эталоном (с правилом учебника; фрагментом повести);

• составление алгоритма правила.

 

 

Личностные УУД:

• осознание ценности учения.