МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский автомеханический техникум»
«СЫКТЫВКАРСА АВТОМЕХАНИЧЕСКӦЙ ТЕХНИКУМ»
УДЖСИКАСӦ ВЕЛӦДАН КАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ
Доклад на тему «Учебно-исследовательская деятельность студентов. Из опыта подготовки к участию в конференции «Шаг в науку-2016»
Составил: преподаватель русского языка и литературы Орлова М.Е.
Сыктывкар, 2017г. |
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 6
Список источников 7
Приложение 1. Методы исследования. 8
Приложение 2. Советы при подготовке к выступлению на конференции 9
Приложение 3. Рекомендуемая структура и оформление работы 10
Введение
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
Это станет моим навсегда.
Китайская пословица
Тема доклада - «Учебно-исследовательская деятельность студентов. Из опыта подготовки к участию в конференции «Шаг в науку-2016». Первый год я разрабатываю методическую тему «Основы организации учебно-исследовательской работы студентов». Исследовательская работа студентов является обязательной частью подготовки специалистов в ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум». Современный мир предъявляет к выпускнику техникума высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный или развитый в техникуме, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях. Цель данного доклада:
Частично проанализировать свою работу по подготовке студентов к участию в конференции техникума «Шаг в науку - 2016»
Показать, какой алгоритм работы использую я.
Конференция проводится ежегодно и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению студентов к научному творчеству и исследовательской работе. Тема актуальна, так как развитие исследовательских умений и навыков студентов помогает достичь определенных целей: поднять интерес студентов к учебе и тем самым повысить эффективность обучения.
Методическая разработка состоит из введения, основной части, списка используемой литературы и приложения.
Основная часть
1. 1.1. Понятие исследовательской деятельности
Вопрос о том, когда собственные исследования детей стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ: они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.
Исследовательская деятельность студентов «определяется как деятельность по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся» [2, С. 23-25].
Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.
Исследовательская деятельность способствует выработке следующих знаний и умений:
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- рассматривать одни и те же факты и явления под новым углом зрения;
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы одногруппников.
1.2. Особенности исследовательской деятельности студентов
Формирование исследовательской позиции студентов – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, а мы ограничены 2 курсами. Тем не менее, надо всегда помнить, что в стенах техникума «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
2. Алгоритм работы, который я использовала:
- выбор темы исследовательской работы;
- определение цели и задач работы;
- подбор материала по теме (литература и другие источники);
- подготовка практической части (методы исследования);
- составление доклада (структура доклада);
- составление мультимедийной презентации;
- составление устного выступления (памятка)
3. Анализ работы по подготовке студента к участию в конференции.
Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлеченного литературой студента (Функции пейзажа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"; Тема "маленького человека" в поэме "Медный всадник" А. С. Пушкина). Но подобные темы имеют своим результатом реферат: студенты пересказывают известные исследования, не всегда делая ссылки на источник при дословном цитировании. Широко сформулированные темы ("А. С. Пушкин и мировая культура") затрудняют конкретизацию материала. Ю.М. Лотман подчеркивал: "Узкая конкретная тема ориентирует молодого исследователя на внимательное погружение в текст. Слишком же широкие темы – на путь красноречия, не всегда глубокого", поэтому найти удачную тему не так-то просто. С выбором темы студенту, конечно же, обязан помочь преподаватель. Можно предложить несколько интересных тем на выбор либо заинтересовать одной темой. В нашем случае тема определилась сама собой, конференция была в апреле, а 23 апреля - Всемирный день книг.
До начала исследования определили цель и задачи исследования, определились с методами исследования. Так как студент, которого я готовила, никогда еще не выступал на конференциях и не готовил доклады, то он получил следующую памятку (приложение 1) - «Примерный перечень методов исследования» (среди методов после обсуждения выбрали 1,4,6).
Далее я как научный руководитель помогла с подбором материала по теме для 1 главы. Студенты часто пользуются лишь готовыми рефератами или сайтом Википедия, поэтому такой список был необходим для качественной работы. Для практической части было выбрано анкетирование, и первый письменный анонимный опрос студент проводил в собственной группе. Всего опрошено было 85 студентов. Весь анализ ответов опрошенных студент провел сам, было потрачено много времени, но работа шла с большим интересом, так как хотелось быстрее узнать результат – любят ли читать студенты в нашем техникуме.
Следующий этап - составление доклада (приложение 3). Здесь используется четкая структура (титульный лист, оглавление, введение, основная часть из нескольких глав, заключение, список литературы и источников, приложения). Презентация была составлена совместно с руководителем, но студенты 1 курса на уроках информатики уже учатся составлять мультимедийные презентации самостоятельно. Для подготовки к устному выступлению докладчик получил памятку «Советы при защите», что по его собственному признанию облегчило ему выступление. (Приложение 2)
Заключение
В заключение хочу сказать, что организация исследовательской работы студентов сложна, но является одной из важнейших частей учебного процесса. Данная методическая работа создана для облегчения работы преподавателей - научных руководителей и студентов. Состоит из теоретической части, плана работы и практических советов, а также из полезных памяток.
Список источников
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007. – 64с.
Н. М. Балакина. Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы. Описание системы работы. Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-navikov-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-na-urokah-literaturi-276369.html
Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-tvorcheskiy-otchet-419766.html
Режим доступа: http://temagenerator.ru/metody-issledovaniya/
Режим доступа: http://temagenerator.ru/rekomenduemaya-struktura-i-oformlenie-raboty/
Приложение 1. Методы исследования.
Изучение литературы и других источников информации по теме
Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.
Наблюдение
Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
Анкетирование
Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.
Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
Эксперимент
Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.
Анализ текста
Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Приложение 2. Советы при подготовке к выступлению на конференции
План выступления при защите исследовательской работы
Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы;
Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны;
Цели и задачи работы;
Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц);
Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию);
Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);
Описание собственного исследования (представление практической части);
Полученные результаты, выводы;
Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);
«Спасибо за внимание».
Регламент выступления и рекомендации
Время на представление работы – 7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты.
Форма одежды – деловая.
Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным.
Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.
Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый.
Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративный материал.
В процессе выступления рекомендуется обращать внимание слушателей на слайды, используя лазерную указку. Например: «Как проводился этот опыт — вы видите на слайде»; «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде», «Как мы видим, схема …» и т.д.
Отвечая на вопросы, выступающий должен показать знание материала, умение рассуждать, вести дискуссию и соблюдать научную этику. Используемая форма самопрезентации — «мы», например «Проведенное нами исследование …» (мы = я, мой научный руководитель, слушатели, ученые, книги которых я взял за основу).
Приложение 3. Рекомендуемая структура и оформление работы
Основные части работы
1. Титульный лист, пример оформления:

2. Содержание, отражающее все главы и подглавы (1.1. Понятие текста. 1.2. Типология текстов и т.д.). В содержании также должно быть отражено введение, заключение, список использованных источников.
Содержание создается автоматически следующим образом:
Заголовки и подзаголовки выделяются как «Заголовок 1».
Далее: Вставка – Ссылка — Оглавление и указатели — Создать оглавление (в Word 2003); Вставка – Оглавление — Автособираемое оглавление (в Word 2007).
Заголовки и подзаголовки оказываются в оглавлении гиперссылками. Это очень удобно при изменении текста, т.к. номера страниц обновляются автоматически!
3. Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, новизну проблемы, формулировку цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения данной цели (изучить литературу, провести опрос, сравнить, сделать выводы и т.д.), краткую характеристику самой работы, ее структуры: указывается кол-во страниц, кол-во глав и краткая информация о том, чему посвящены главы. Описание объема изученного материала (нашел 106 примеров, сравнил, провел опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы и т.д.).
4. Глава 1. В ней рассматриваются основные термины и понятия, дается анализ изученности данной проблемы, реферативно излагается теоретический материал по теме, необходимый для выполнения исследовательской части работы. Главное в 1-ой главе – грамотно отделять свои мысли от чужих и давать ссылки. Например, пишем: «Проблема влияния Кока-Колы на здоровье кажется мне очень интересной. Для ее изучения сначала обратимся к истории. Иванов В.В. в книге «История газированных напитков» пишет о том, что … (даем информацию своими словами). Далее ставим в тексте ссылку [Иванов, 2008: 28-29]. Это значит: материал взят из книги Иванова В.В. из списка литературы, год издания 2008, страницы 28-29).
Или:
На сайтах в Интернете можно найти информацию о том, что… (и даем информацию своими словами со ссылкой, например [www.literatura.ru и др.]
Если дословно цитируем чьи-то слова – заключаем их в кавычки.
Источник информации дается полностью в разделе «Список использованных источников».
При работе с электронными ресурсами категорически запрещается использовать банки готовых рефератов. Рекомендуется использовать электронные библиотеки, где представлены книги в цифровом формате, специализированные исторические, лингвистические, математические и др. сайты, сайты общественных организаций, занимающихся выбранной темой.
Исследовательские работы учащихся обычно проверяются системой «Антиплагиат». При степени уникальности текста менее 75% работа до защиты не допускается.
5. Выводы по главе 1.
6. Глава 2. Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы, описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч. текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д. Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д.
7. Выводы по главе 2.
8. Заключение. В нем излагаются полученные результаты, описываются перспективы дальнейшего исследования проблемы («На мой взгляд было бы интересно исследовать/рассмотреть также …» ), формулируется назначение работы ( «исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются биологией, а также садоводам и работникам, занятым в области сельского хозяйства»). Прописывается, что дала работа самому исследователю «узнал, научился, понял …».
Цитат в заключении и выводах по главам быть не должно, это только собственные мысли.
9. Список использованных источников. Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.
Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.
Оформление:
Сначала указываются книги в алфавитном порядке (по фамилии автора), потом Интернет-источники.
Если это книга, ее описание дается так:
Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического: Монография. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006.
Если это статья, ее описание дается так:
Гончарова Е.А. Поэма // Литературоведческий словарь. – СПб.: Изд-во «М-Пресс», 2001. – С. 59-62.
Если это электронный ресурс, пишем автора и название работы или официальное название сайта, например:
Иванов В.В. Школа и общество. Режим доступа: http://www.text-express.ru/еса098;
Или:
Официальный сайт Российского экологического общества Режим доступа: http://www.ecologia.ru.
На каждый источник из списка должна быть ссылка в тексте.
10. Приложения. В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др.
Стандартные технические требования к исследовательской работе
Расположение листа вертикальное, бумага белая, без «файлов», чтобы рецензент имел возможность делать заметки на полях; шрифт Times New Roman, 14 размер, междустрочный интервал полуторный, поля справа не менее 2-х см.; введение, заключение, список литературы, новые главы и выводы по главам с новой страницы; нумерация страниц обязательна, внизу по центру.