СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Результаты учебно-исследовательской работы "Особенности репрезентативных систем учащихся" будут полезны как учителям, так и самим учащимся.
XXXXII региональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи Омской области
Комитет по образованию администрации Калачинского
муниципального района Омской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Орловская общеобразовательная школа»
Учебно-исследовательская работа
(Исследование типов восприятия информации учащихся и рекомендации педагогическому коллективу)
Работа ученицы 9 класса
Петровой Екатерины
МБОУ « Орловская СОШ»
(Калачинского района)
Руководитель: учитель географии
и биологии
Страздина Людмила Сергеевна
МБОУ « Орловская СОШ»
(Калачинского района)
Калачинск-2010
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Основная часть
-обзор литературы…………………………………………………………5
-методика исследования…………………………………………………...13
3. Результаты исследования……………………………………………… 23
Выводы……………………………………………………………………24
Перспективы работы……………………………………………………25
5. Литература………………………………………………………………. .26
6. Приложения……………………………………………………………. ..27
Введение.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года важной задачей перспективного развития школы определила сохранение и поддержание здоровья учащихся. В решении этой задачи огромная роль отводится учителям, тем методам воспитания и преподавания, которые они используют в работе с детьми!
Обоснование: В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПиНам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психическому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применение здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья школьников.
Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются:
обеспечение учебной мотивации;
построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся;
недопущение форм сильно выраженного утомления.
Педагогу нужна объективная информация о состоянии этих показателей для корректировки педагогических воздействий, самооценки профессиональной деятельности. Эти знания также необходимы не только учителям, но и родителям и самим учащимся.
Объект исследования: коллектив учащихся 9 класса МБОУ «Орловская СОШ»
Предмет исследования: типы восприятия информации учащихся 9класса. 9 класса МБОУ « Орловская СОШ»
Цель исследования: исследовать и определить типы восприятия информации у учащихся 9 класса, а также дать рекомендации учителям, родителям, учащимся с целью сохранения здоровья школьников и повышения качества обучения.
Задачи:
Познакомиться с литературой по данной теме и дать краткую характеристику основных репрезентативных систем.
Изучить простейшие методики определения ведущих типов восприятия информации.
Исследовать типы восприятия информации у учащихся 9 класса.
Дать рекомендации учителям по учету особенностей типов восприятия информации в процессе обучения учащихся 9класса.
Познакомить с результатами исследовательской работы родителей и учащихся 9 класса.
Научиться оформлять исследовательскую работу (программа Microsoft Office Word.)
Научиться создавать мультимедийную презентацию в программе Power Paint.
Научиться находить необходимую информацию в сети Интернет.
Методы и исследования:
1. Подбор и изучение литературы.
2. Исследование типов восприятия.
3. Сравнение и обобщение материала.
Этапы исследования:
1. Работа в библиотеках по подбору литературы, ее изучение – октябрь.
2.Подбор методик исследования репрезентативных систем - ноябрь
4.Исследование типов восприятия информации у учащихся 9класса - декабрь.
5. Обобщение и анализ материала, оформление рекомендаций педагогическому коллективу - январь.
6.Оформление результатов работы - февраль.
Обзор литературы.
1.1. Большинство из нас понимают здоровье как отсутствие болезней. В большой медицинской энциклопедии / БМЭ/ утверждается: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда все функции органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».
Наиболее широкое признание получило определение здоровья, данное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения / ВОЗ/ еще в 1946 году: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Составляющими здоровья являются следующие компоненты: соматическое здоровье, физическое, душевное /психологическое/ и нравственное /социальное/.
Соматическое здоровье определяется функционированием органов и систем организма: дыхательной, сердечнососудистой, выделительной, эндокринной и т. д. Если в работе какого-то органа или системы иссяк запас прочности и появился сбой, то говорят о нарушении соматического здоровья.
Соматическое здоровье тесным образом связано с физическим здоровьем, то есть способностью человека к физической нагрузке. Чем более тренирован человек физически, тем больше запас прочности имеют его органы и системы.
Душевное /психическое/ здоровье человека определить труднее. Незначительные отклонения в психическом здоровье может заметить только врач. В определении душевного здоровья используют следующие характеристики: ориентация в пространстве, времени; память, внимание; контроль своего поведения, мыслей, чувств; частота и интенсивность общих положительных эмоций; чувство беспокойства, нервозности, депрессии и др.
Кроме того, различают здоровье индивидуальное и общественное.
Индивидуальное – это здоровье отдельно взятого человека, а общественное здоровье характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемость, смертность, уровень физического развития, заболеваемость, средняя продолжительность жизни и др.
1.2. От чего же зависит наше здоровье? Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего, действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то наследство, которое в дальнейшем можно или приумножить, или растерять. Правда, дети не всегда рождаются здоровыми. Известно более 2000 наследственных болезней.
Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда. Чем сильнее загрязнены окружающие людей воздух, вода, почва, тем больше будет всевозможных заболеваний. Сказывается на нашем здоровье так же микроклимат помещений, в которых мы находимся, гигиеническое состояние этих помещений, улиц, дворов и даже личная гигиена.
Влияние социальной и психологической среды на здоровье – «психологическое загрязнение». Особенно важен благоприятный психологический климат в семье и школе для здоровья детей». (Гуреева О. Г. и др. «Валеология» учебное пособие для студентов педагогических вузов. Омск. 1997 год. Стр. 6-11)
2.1 «При получении информации о внешнем мире человек опирается на органы чувств. На теле человека расположены многочисленные чувствительные рецепторы. Кроме этих нервные механизмов человек не обладает другими способами получения информации об окружающем мире. Фактически, весь человеческий опыт формируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений (именно эти пять сенсорных модальностей наиболее важны, хотя кроме них существуют и другие). Эти модальности еще называют репрезентативной системой. При анализе индивидуальных навыков человека можно обнаружить, что их функционирование связано с развитием и программированием основных репрезентативных систем.
Нужно учесть, что пять сенсорных систем выполняют значительно более важную роль, чем простой сбор информации. Каждая система получает информацию и затем активирует воспоминания для выработки поведения. Эту деятельность осуществляет нервная система. Мозг кодирует информацию в том же виде, в каком мы получаем ее от наших органов чувств. Информация, полученная при помощи внутренних ощущений, мозг кодирует как чувство и эмоцию. Когда человек вспоминает информацию, мозг обращается к памяти и выражает воспоминания в том же виде, в каком он сохранил информацию. Например, когда информация получена визуально, мозг кодирует эту информацию как изображение. Полученную аудиальную информацию мозг кодирует ее в виде звуков и слов. Человеческое сознание кодирует изученный материал в том же виде, в котором мы его изучили. Извлечение этой информации из памяти осуществляется посредством той же репрезентативной системы.
Информация, поступающая из внешнего мира | Поступает в нервную систему и интерпретируется как: | Информация конструируется или извлекается как: |
Визуальная (глаза) | Изображения | V - визуализации, изображения |
Аудиальная (уши) | Звуки | А - звуки, шумы |
Кинестетическая (кожа/тело) | Ощущения | К - тактильные ощущения |
Рис.1.1 Формирования представлений о мире.
Конечно, при хранении и кодировании большинство воспоминаний человек использует не одну сенсорную модальность, а больше. Но все же можно выделить три репрезентативные системы: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Если частью воспоминаний будет являться запах или вкус, человеческий разум будет использовать и его. Однако эти две модальности играют менее значительную роль. Термин "репрезентативная система" возник из того факта, что человек осуществляет репрезентацию информации в основном визуальным, аудиальным и кинестетическим образом. По достижении взрослого возраста большинство людей начинают отдавать предпочтение какой-то одной репрезентативной системе.
Основная репрезентативная система позволяет определить "тип личности" человека (то, как он выражает и развивает свои "способности" и "функции" как личность). Проводя различные исследования, психологи пришли к выводу, что существует прямая связь между основной репрезентативной системой человека и определенными физиологическими и психологическими характеристиками. Так же и речь человека отражает, какой репрезентативной системой он пользуется. Фразы, используемые человеком для описания событий, являются не только метафорами, но и дают буквальное описание того, что происходит в мозге данного человека при кодировании и репрезентации информации. Это означает, что способ репрезентации человеком информации с использованием репрезентативной системы проявляется в его речи (приложение 1,2,3).
Каждый человек не пользуется какой-то одной репрезентативной системой. В реальных условиях люди часто меняют свои репрезентативные системы в зависимости от ситуации. Очень редко можно встретить человека, который был бы стопроцентным аудиалом, визуалом или кинестетиком.
Ниже будут приведены обобщенные характеристики основных репрезентативных систем, которые люди чаще всего используют в своей личной и профессиональной деятельности.
Люди, для которых основной является визуальная система, часто стоят или сидят с выпрямленной шеей и/или спиной и взглядом, направленным вверх. Их дыхание чаще всего неглубокое и особенно заметное в верхней части груди. Когда визуал получает доступ к образу, его дыхание даже может остановиться на мгновение. Когда начинает формироваться картинка, дыхание возобновляется. Их губы часто выглядят тонкими и сжатыми. Их голос часто бывает высоким и громким с быстрыми и резкими вспышками экспрессии. Визуалам свойственны организованность и опрятность. Шум может отвлекать их. Они учатся и запоминают, представляя картинами. Поэтому они, как правило, скучают на лекциях и запоминают на них очень мало. При обучении визуалы любят и хотят иметь визуальную поддержку, а также требуют ее. Они проявляют больше интереса к внешнему виду продукта, чем к тому, как он звучит и ощущается. Визуалы составляют 60% популяции.
Так как визуалы организуют свой мир визуальным образом, они дают более легкий выход своим эмоциям. Быстро создавая новые картину, визуалы могут использовать их и сопровождающие их эмоции для замены старых картин и эмоций. Визуальный человек "что видит, тем и становится". Визуалы склонны легко создавать новые картинки и изменять свои внутренние состояния.
Что касается типа телосложения, то очень многие визуалы худощавы, долговязы и обладают удлиненной талией. Они поддерживают прямую вертикальную осанку. Нужно предоставить таким людям как можно больше визуального пространства, поэтому не стоит стоять с ними, слишком близко. Например, они должны иметь большой участок комнаты, чтобы видеть различные предметы.
Люди с предпочитаемой аудиальной репрезентативной системой будут склонны перемещать свои глаза из стороны в сторону. Дыхание аудиалов будет довольно регулярным и ритмичным и особенно заметным на уровне середины грудной клетки. Если попросить таких людей описать свои переживания, то они будут концентрироваться, прежде всего, на их звучании. При этом их дыхание будет приспосабливаться к выражению тех звуков, которые они слышат внутри себя. Они часто вздыхают.
Обрабатывая информацию в терминах звуков, аудиалы будут с удовольствием отвечать, используя свои собственные звуки и язык музыки. Они часто обладают "бойкостью речи". Аудиалы часто любят давать долгие объяснения. Такие люди гордятся своим умением ясно и внятно излагать мысли. Из-за своей многословности аудиалы могут доминировать в разговоре. Бывает такое, что аудиалы чрезмерно утомляют людей своей излишней разговорчивостью, тогда они становятся "отшельниками". Аудиалы много говорят с собой. Они часто обладают высокой чувствительностью к звукам и легко отвлекаются, поэтому аудиалы пытаются изолировать себя от резких и неприятных звуков.
Аудиально сфокусированные люди учатся посредством слушания. Так как слуховые каналы доставляют информацию последовательно, аудиалы так же будут "думать" и запоминать методичным, пошаговым и последовательным образом. Аудиалам нравится, когда другие люди рассказывают им о происходящих событиях. Так как аудиалы придают самое большое значении звукам, то при разговоре с таким людьми следует присоединяться к их тональности и предикатам. Используемые ими предикаты и тональность хорошо звучат для них, потому что согласуются с их внутренней реальностью. Люди с этой репрезентативной системой составляют приметно 20% популяции.
По фигуре и форме тела аудиалы склонны занимать промежуточную позицию между худыми визуалами и тучными кинестетиками. При жестикуляции их руки часто указывают на уши. Внешне ориентированные аудиалы будут при разговоре наклоняться вперед. Когда такой человек слышат звуки внутри себя, он отклонятся назад. Аудиалы будут следить за тем, чтобы их голос был ритмичным и ровным. В разговоре с такими людьми нужно выражаться ясно. На жесты аудиалы довольно скупы, если в чем-то неуверенны, держат руку на подбородке, как бы прикрывая источник неверной информации. Нередко жесты и движения аудиалов при разговоре выдерживают какой-то ритм. Есть примеры того, что у аудиалов в голове находится как минимум два, а то и три магнитофона. На одном записывается его голос, а на другом может быть записан голос оппонента, скептика и других персонажей, кто непрерывно ведет с ним диалог, правильнее сказать это диалог с самим собой.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они просто по-другому просто ничего не понимают.
Люди, использующие кинестетическую систему, при выражении своих чувств смотрят в основном вниз и вправо. Они используют предикаты, обозначающие ощущения, движения, действия: прикасаться, чувствовать, хватать, тепло и т.д. Кинестетики обладают брюшным типом дыхания. Тот, кто испытывает глубокие чувства, дышит глубоко. Их дыхание изменяется в зависимости от состояния их чувств. Губы кинестетиков выглядят полными и мягкими. Тон их голоса часто бывает низким, глубоким, хриплым или приглушенным. Кинестетики обычно говорят медленно и делают долгие паузы, когда получают доступ к хранимой в глубине себя информации. Если они обладают внутренней ориентацией, их тела будут выглядеть и ощущаться полными, округлыми и мягкими. Однако если кинестетики обладают внешней ориентацией, их тела будут выглядеть и ощущаться крепкими и мускулистыми.
Многие кинестетики двигаются очень медленно. Чтобы побудить такого человека сделать что-либо, нужно его поощрить или одобрительно похлопать по спине. Кинестетики любят прикосновения. При общении с кинестетиком нужно располагаться на небольшом расстоянии от него, им нравится близость. Им трудно избавится от отрицательных эмоций. Если кинестетики печальны, это может подтолкнуть их к депрессии. Эти тяжелые эмоции приведут т к тому, что они станут еще печальнее и попадут в замкнутый круг. Плюсы заключаются в их способности испытывать глубокие чувства и глубокую привязанность. Нужно понять чувства этого человека, чтобы войти с ним в контакт. Кинестетики составляют приблизительно 20% популяции.
3.1. Диагностика психофизиологических особенностей.
Определение типологических свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов) обеспечивает возможность индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, организации труда. Например, учащимся со слабой нервной системой трудно работать в ситуациях когда:
работа (как домашняя, так и на уроке) слишком длительная и напряженная;
педагог задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (такому ребенку проще ответить письменно);
его отвлекают (реплики педагога, ответ или вопрос другого учащегося)
Еще один очень важный аспект данной проблемы. Особенности восприятия, запоминания, мышления, эмоциональная сфера человека определяются функциональной асимметрией мозга (распределением психических функций между полушариями). При доминировании левого полушария (левополушарные люди) характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению. Доминирование правого полушария предполагает конкретно-образное мышление, развитое воображение. Существуют также люди, у которых отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий (равнополушарные).
Педагог должен знать не только врожденные особенности организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий. При распределении материала по сложности в ходе учебного занятия необходимо учитывать, что девушки быстрее достигают оптимального уровня работоспособности. У юношей более длительный период адаптации к работе.
Знание о предпочтительных каналах восприятия ребенком информации (различают аудиальный, визуальный и кинестетический) позволит преподавателю излагать учебный материал на доступном для каждого языке, облегчив процесс его запоминания.
Таким образом, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка, сохранив его здоровье, необходимо создать оптимальные условия для учебы с учетом объективных данных о типе нервной системы, функциональной ассиметрии мозга, предпочтительном канале восприятия информации каждого ученика.
Диагностика психофизиологических особенностей школьников проводится в начале обучения с помощью стандартных методик, подобранных в соответствии с выделенными параметрами изучаемого показателя (тип высшей нервной деятельности, каналы восприятия информации, доминирующее полушарие).
Для определения подвижности нервных процессов применяется методика дозированной по времени корректурной пробы с помощью буквенной таблицы В.Я. Анфимова. Определение ведущего канала восприятия проводится по методике «Аналитический обзор стиля обучения (АОСО)». Типы асимметрии полушарий исследуются с помощью теста И.П. Павлова. Этот тест выявляет доминирующее полушарие.
По результатам диагностики составляются индивидуальные психофизиологические карты-характеристики (приложение 4) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для успешной учебы каждого школьника. Для составления рекомендаций можно воспользоваться сводной таблицей (приложение 5).
Идеальный вариант, когда при поступлении в учебное заведение такая диагностика осуществляется специалистами: психологом или врачом. Но, к глубокому сожалению, дальше информации о группе здоровья для урока физкультуры дело не идет. Таким образом, многие педагоги-предметники практически не знают своих подопечных.
3.2. |
|
Методика исследования.
1.Работая с литературой по данной теме, мы установили, что
1.1.«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
1.2. Одним из основных факторов является - создание благоприятного психологического климата в семье и в школе.
2.1. Весь человеческий опыт формируется на основе репрезентативных систем или типов восприятия информации.
2.2.Существует несколько типов восприятия информации, основные – это: визуальный, аудиальный и кинестетический.
3.1. Чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка, со хранив его здоровье, необходимо создать оптимальные условия для учебы с учетом объективных данных о типе нервной системы, функциональной ассиметрии мозга, предпочтительном канале восприятия информации каждого ученика.
3.2. Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал.
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения.
2.Изучили простейшие методики определения ведущих типов восприятия информации:
Некоторые из использованных в процессе исследования методик.
Тест на определение объема динамической памяти.
Любая из трёх репрезентативных систем непосредственно связана с операциями: получения, переработки, хранения и вывода информации. При этом то, с чего начинается ввод информации будет определять дальнейшую последовательность "сенсорной записи" любого опыта.
Можно сказать, что репрезентативные системы являются своего рода "фильтрами" нашего восприятия. Следовательно, тот фильтр, через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит, в конечном итоге, полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) "сенсорной записи".
Визуальный способ.
Ученикам визуально (только глядя на специальную карточку) предлагается запомнить в течение 15 секунд ряд, состоящий из 15 знаков (букв и цифр).
Инструкция: запомнить данный ряд, как бы фотографируя его взглядом, в полной тишине и расслабленной позе (без звуков и движений). При воспроизведении вспоминать этот ряд, представляя его в виде фотографии на “внутреннем экране”.
Проверка (вывод информации): показать в любой последовательности запомненные знаки в специальной таблице (без звуков и лишних движений).
Пример карточки: (приложение 6)
П 5 Н Ц 2 Л 9 Ж В 7 Ч Т 1 К Ф |
Пример таблицы (приложение 7)
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Аудиальный способ.
Ученикам предлагается аудиально (прослушать с закрытыми глазами и без движений) в течение 15 секунд ещё один ряд из 15-ти символов.
Инструкция: прислушиваться при запоминании к характеристикам голоса (тембру, тону, звонкости, громкости и т.д.), сообщающего информацию. При этом говорящему необходимо произносить ряд знаков чётко и внятно, с частотой один знак в секунду. При воспроизведении вспоминать голос диктовавшего, как бы прослушивая его запись с аудиопленки.
Проверка: произнести вслух (с закрытыми глазами и без движений), запомненные знаки в любой последовательности.
Кинестетический способ.
Ученикам палочкой (можно пальцем, обратной стороной карандаша и т.д.) записывают на спине очередной ряд из 15 знаков с интервалом одна секунда.
Инструкция: предварительно желательно потренироваться с произвольными знаками для увеличения эффективности понимания, подобрав оптимальную для испытуемого силу нажима и размер символа. При запоминании (с закрытыми глазами и в тишине) важно обращать внимание на ощущения в области спины (глубину, площадь, степень нажима и пр.). При воспроизведении вспоминать только ощущения от движения карандаша по спине.
Проверка: записать на бумаге в любой последовательности все запомненные знаки (с закрытыми глазами и в тишине).
При составлении символьных последовательностей нельзя использовать знаки: З, О, Ч, так как они имеют буквенно-цифровые аналоги, а также избегать общепринятых сокращений (ПТУ, КГБ и пр.).
Указанные тесты проводились индивидуально. Перед началом опыта ученикам была дана инструкция, обеспечивающая получение более объективных результатов, то есть разъяснялось, что тесты направлены только на исследование индивидуального способа работы с информацией, а не на общий объём памяти, выявление развитости ума, интеллекта и пр.
Каждому участнику выдавалось все нужное для проведения теста оборудование: карточки, бумага, ручки и пр.
По результатам тестов, число правильно воспроизведенных знаков показывало соотношение объемов восприятия каждой из репрезентативных систем (приложение 8)
Тестовые методики направленные на определение ведущей репрезентативной системы по речи учащихся:
Ниже приведен лист опроса, в котором первые три блока предлагают спонтанно продолжить фразу выраженную в какой-либо одной модальности (сенсорная "провокация"), и последний блок предлагает продолжить фразу выраженную внемодально.
1. Продолжи фразы: Я вижу маму и ...______________________________________ _______________________________________________________ Я рассматриваю в магазине красивую игрушку и ...___________ ________________________________________________________ Когда я смотрю мультик..._______________________________ ______________________________________________________ Я слышу как лает собака и ...___________________________ _____________________________________________________ Когда я слышу, как за окном шумит дождик, я ...________ ______________________________________________________ Я слышу, как звонит будильник (или тикают часики) и ...____ ______________________________________________________ Я глажу мягкого пушистого кота и ...____________________ ______________________________________________________ Когда мне очень грустно, я ...___________________________ _______________________________________________________ Когда я бегу по коридору, я ...___________________________ _______________________________________________________ 2. Продолжи фразы: Вспоминаю праздник Новый год и ...___________________ _____________________________________________________ Я могу ..._____________________________________________ Мне хочется ...________________________________________ Я думаю, что ...________________________________________ Я помню ...____________________________________________ Фамилия, имя____________________________________________ Класс___________________________________________________ |
Далее в трех выше указанных тестах были выделены сенсорные предикаты и посчитано их соотношение на единицу текста.
Результаты, полученные по всем тестам были соотнесены методом обобщения независимых характеристик, что позволило сделать вывод об особенностях развития репрезентативных систем.
(Плигин Андрей, ведущий тренер, научный руководитель "Центра НЛП в Образовании";
Герасимов Александр, ведущий тренер, директор "Центра НЛП в Образовании")
3. Исследовали типы восприятия информации у учащихся 9 класса.
Тест на определение объема динамической памяти. Визуальный способ
№ | Фамилия Имя
| Результаты теста | ||
№ Карт. | Знаки | кол. пр. | ||
1 | Олег А. | 5 | Я 1 Ф И 4 Щ 4 У Ф 2 Н Л 2 | 9 |
2 | Мхитар Б. | 5 | Я 1 Щ 6 У Э 8 И Р 8 Л 4 5 | 12 |
3 | Дарья В. | 2 | 1 2 3 4 7 9 Ю А Л Ж И Е С Б К | 15 |
4 | Александр М. | 2 | Ю З А Л 1 2 4 9 Б К Ж И Р Е С | 15 |
5 | Екатерина П. | 4 | Т 6 Ф Ц Щ 4 5 9 1 Ж И З Л В | 13 |
6 | Алена П. | 3 | С А 9 7 К Ж 8 К 9 | 6 |
7 | Николай Р. | 4 | Т 6 Л В 1 Ж И 5 Ш Ц 4 Ф Б | 13 |
8 | Полина С. | 3 | 2 3 4 7 9 А Б В Г К 8 С | 12 |
9 | Юлия С. | 1 | П Н Ц Л Ф В Ч У 1 7 9 5 2 К | 13 |
Тест на определение объема динамической памяти. Аудиальный способ
№ | Фамилия Имя
| Результаты теста | ||
№ карт | Знаки | кол. пр. | ||
1 | Олег А. | 4 | П Л 9 Т Ч Ш Р И 4 | 5 |
2 | Мхитар Б. | 2 | Б 1 Р Ю 4 Р Л 6 1 Б В | 7 |
3 | Дарья В. | 5 | 1 4 5 6 9 Ю Ф Щ Л И Ц | 8 |
4 | Александр М. | 3 | Б 4 7 О Р Д Р К 8 А | 9 |
5 | Екатерина П. | 2 | Ю З Л И 4 К Р И | 8 |
6 | Алена П. | 4 | П 9 Л Т В 6 П 4 С 7 Ш 9 Л В 6 Б З | 9 |
7 | Николай Р. | 1 | П 5 Л Ц Б 9 Ж 1 Н | 8 |
8 | Полина С. | 5 | 4 5 Я 1 Ф Ч Щ 6 Ф И | 8 |
9 | Юлия С. | 5 | Я 1 Й Ф Ч Щ 5 8 И | 9 |
Тест на определение объема динамической памяти. Кинестетический способ
№ | Фамилия Имя
| Результаты теста | ||
№ карт. | Знаки | кол. пр. | ||
1 | Олег А. | 3 | Я 1 Р 2 С Э В С 2 Ф И Т С В | 4 |
2 | Мхитар Б. | 1 | П 5 4 Т Ф В 7 Л Е Ж Ц | 9 |
3 | Дарья В. | 4 | Т Б Ж 9 1 Ф Ц Н Ш И | 8 |
4 | Александр М. | 4 | Г Л П Ж Ш Щ 5 В | 6 |
5 | Екатерина П. | 5 | Я 1 Ф Щ 4 Ч У Э Й И Ю 5 | 11 |
6 | Алена П. | 2 | Т 6 3 4 А 8 И 7 Я 9 | 4 |
7 | Николай Р. | 2 | Ю 3 А Л 9 Е И К | 7 |
8 | Полина С. | 5 | 5 И Я 1 6 Р И Ф 8 Э | 10 |
9 | Юлия С. | 3 | Б О В А Г Л 6 2 5 3 8 Я | 8 |
Сравнение результатов тестов на определение объема динамической памяти
№ | Фамилия Имя
| Результаты тестов (%) | |||
Визуальный | Аудиальный | Кинестет. | преобладающий | ||
1 | Олег А. | 60% | 33% | 26% | Визуальный |
2 | Мхитар Б. | 80% | 47% | 60% | Визуальный |
3 | Дарья В. | 100% | 53% | 53% | Визуальный |
4 | Александр М. | 100% | 60% | 40% | Визуальный |
5 | Екатерина П. | 87% | 53% | 73% | Визуальный |
6 | Алена П. | 40% | 60% | 26% | Аудиальный |
7 | Николай Р. | 87% | 53% | 46% | Визуальный |
8 | Полина С. | 80% | 53% | 67% | Визуальный |
9 | Юлия С. | 87% | 60% | 53% | Визуальный |
Рекомендации учителям, родителям и учащимся.
Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
|
Результаты исследования
Работая с литературой, мы установили, что здоровье детей и подростков зависит от многих факторов, особенно от создания благоприятного психологического климата в семье и школе, основанного на знании основных репрезентативных систем или ведущих типов восприятия информации.
В ходе изучения методик определения ведущих типов восприятия информации выяснили, что простейшими методиками являются:
Тесты на определение объема динамической памяти(визуальным, аудиальным, кинестетическим способами)
Тестовые методики, направленные на определение ведущей репрезентативной системы по речи учащихся
3. Исследовали типы восприятия информации у учащихся 9класса на
шей школы и установили, что преобладающим является – визуаль
ный тип восприятия информации.
4.Представили результаты исследования учителям, родителям и учащимся, ознакомили с рекомендациями по учету особенностей типов восприятия информации в процессе обучения учащихся 9 класса.
Выводы.
1. По определению устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
2.Здоровье зависит от многих факторов окружающей среды, в том числе и от создания благоприятного психологического климата в семье и в школе.
3. Создание благоприятного психологического климата в семье и в школе и успешная учебная деятельность основаны на знании основных психофизиологических особенностей учащихся, в том числе и на знании основных репрезентативных систем или ведущих типов восприятия информации.
4. Большую роль в сохранении здоровья детей и подростков играют родители и учителя, поэтому взрослым необходимо создавать благоприятную среду обучения и воспитания с целью сохранения здоровья школьников и повышения качества обучения.
5. Необходимо также формировать у учащихся компетенцию личностного самосовершенствования, которая направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, на овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Перспективы работы
Продолжить исследование психофизиологических особенностей учащихся 9 класса:
Тип нервной системы
Тип функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Типы интеллекта
Составить индивидуальные психофизиологические карты учащихся 9 класса.
Составить индивидуальные рекомендации по созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся 9 класса.
Литература
Галеева Н.Л. «Сам себе учитель» Курс практических занятий по формированию успешности ученика Москва «ООО 5 за знания» 2006г.
Галеева Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» Москва «ООО 5 за знания» 2006г.
Герасимов А., Пилигин А. «Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников» Московский Центр НЛП в Образовании 1994г.
Гуреева О.Г. «Валеология» учебное пособие для студентов педагогических вузов Омск 1997г.
Крушельницкая О.И.,Третьякова А.Н. «Загадки нашего восприятия» журнал «Биология в школе» №6 1998г.
Резвых И., Клюева Г. «Сначала диагностика, учеба потом» Пермь 2009г.
Щербакова С.Г. «Формирование проектных умений школьников» практические занятия Волгоград 2009г.
Приложение № 1
Аудиальные слова
Различное восприятие окружающего мира делит людей на несколько категорий, каждая из которых использует в процессе коммуникации определенный тип слов и словосочетаний. Здесь мы акцентируем внимание на аудиальной категории, которая объединяет людей, познающих и воспринимающих окружающий мир, так сказать, на слух. Ниже мы приводим список слов и словосочетаний, которые помогут вам не только с легкостью узнать людей, относящихся к данной категории, но и добиться успеха в общении с ними.
Акцентировать внимание
Внимательный
Вызывать
Говорить
Громко и ясно
Декламировать
Жаловаться
Задавать вопросы
Звонить
Звонить в колокол
Звук звонка
Интонация
Короткий разговор
Лишиться дара речи
Манера разговора
Мне нравится идея
Монотонный
Неуслышанное
Обсудим это позже
Обсуждать
Объяснять
Озвучить мнение
Оказаться глухим
Осматривать
Откровенный
Повторение
Предлагать
Прекрасно
Призывать
Пустая болтовня
Разговаривать на одном языке
Рассказывать
Ритм
Слушать
Так сказать
Туманный
Услышанный
Я вас понимаю
Я должен признаться Я это уже где-то слышал
Приложение№2
Визуальные слова
Различное восприятие окружающего мира делит людей на несколько категорий, каждая из которых использует в процессе коммуникации определенный набор слов и словосочетаний. Рассмотрим визуальную категорию, объединяющую людей, которые познают и воспринимают окружающий мир при помощи зрения. Ниже мы приводим список слов и словосочетаний, которые помогут вам не только с легкостью узнать людей, относящихся к данной категории, но и добиться успеха в общении с ними.
Освещать
В пределах видимости
Осторожность
Взгляд
Покажите мне
Взглянуть украдкой
Показывать
Воображение
Понимаю
Похоже, что вы имеете в виду
Горизонт
Диаграмма
Зрелище
Зрение
Иллюзия
Кажется
Красивая, как картинка
Кристально чистый
Место действия
Мысленная картинка
Мысленный образ
Наблюдать
Невооруженным взглядом
Неодобрительно
Оглянешься назад и
Предвидеть
Предугадать
Присматриваться
Пристально смотреть
Проверять
Прятать
Рассматриваю в деталях
Реагировать
С глазу на глаз
Смутный
Темный
Туманный
Фокус
Фотографическая память
Приложение №3
Кинестетические слова
Как уже отмечалось, различное восприятие окружающего мира делит людей на несколько категорий, каждая из которых использует в процессе коммуникации определенный тип слов и словосочетаний. Сейчас мы рассматриваем кинестетическую категорию, которая объединяет людей, познающих и воспринимающих окружающий мир посредством физических и эмоциональных ощущений. Ниже мы приводим список слов и словосочетаний, которые помогут вам не только с легкостью узнать людей, относящихся к данной категории, но и добиться успеха в общении с ними.
Атаковать
Будь что будет
Быть уверенным в своей правоте
Назначить встречу
Опыт
Острый как нож
По рукам!
Вибрация
Восприятие
Гладкий
Грохот
Давление
Дело проясняется
Держаться
Дисбаланс
Дразнить воображение
Зарядиться
Затрагивать
Игра
Играть с...
Инстинкт
Интуиция
Копаться
Помощь
Предчувствие
Примерять
Расследовать
Решить вопрос
Скоро все будет готово
Снисходить
Спешит
Справляться Твердый
Теплый Трудный Уточнить детали Холодный Чувствовать
Приложение№4
Индивидуальная психофизиологическая карта учащегося
Приложение№5
Сводная таблица рекомендаций по созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся с учетом психофизиологических особенностей
Приложение №6
Карточка №1 П5НЦ2Л9ЖВ7ЧТ1КФ
Ю3АЛ2Ж7ЙР9ЕС4БК
Б4ОВ8А2РС9ГК3КД
Т6ЛВ9П1ЖИ5ШЦ4Ф
Я1ФЙ6Щ4УЭ2ИР8ЛЧ
Приложение №7
Приложение №8