Введение
Данная методичка посвящена изучению синтаксических функций причастий в английском языке, а так же способов их перевода на русский язык.
Вопрос о функционировании причастий относится к одному из самых сложных вопросов языкознания. Причастия - это объект изучения морфологии, грамматики, стилистики, синтаксиса и еще ряда лингвистических дисциплин. Причастия употребляются во всех стилях речи английского языка: они незаменимы в научном стиле, для которого характерны определения понятий и описание реальных объектов путем указания на их свойства; часто используются в публицистике; нередко встречаются в художественной литературе; наиболее часто употребимы в официально-деловом стиле речи, где любой документ должен обеспечить полную ясность существа вопроса, что и достигается использованием причастий и причастных оборотов; и только в разговорном стиле английского языка причастия встречаются реже, для этого стиля характерен упрощенный синтаксис.
Цель работы - определить, в каких синтаксических функциях чаще всего выступает причастие в английском языке и какие переводческие трансформации чаще используют при их переводе на русский язык. Для достижения цели решаются следующие задачи:
1)классифицировать причастия по выполняемым ими синтаксическим функциям
2)выявить общие тенденции перевода причастий с английского языка на русский в зависимости от выполняемых ими функций в предложении;
Причастие
Причастие в английском языке представляет собой неличную форму глагола, соответствующую в русском языке причастию и деепричастию (деепричастие как часть речи в английском языке отсутствует).
Причастие в английском языке обладает свойствами как прилагательного, выполняя функцию определения в предложении, так и деепричастия, являясь в предложении обстоятельством.
Существуют следующие формы причастий в действительном и страдательном залогах:
Participle Формы причастия | Active Действительный залог | Passive Страдательный залог |
present | using | Being used |
past | __________________________ | used |
perfect | Having used | Having been used |
Participle I
Причастие I представляет собой неличную форму глагола с суффиксом –ing, обозначающую действие , приписываемое лицу или предмету как их признак. В русском языке причастию I соответствует обычно причастие, оканчивающееся на –щий(ся), реже –вший(ся), или деепричастие, оканчивающееся на –а,-я, реже –в, -вши:
- reading – читающий, читая;
- building – строящий, строя;
- taking – берущий, беря, взявший, взяв.
За причастием может следовать относящееся к нему прямое дополнение:
-Frank, hearing the steps on the gravel, turned round sharply.- Услышав шаги на дорожке, Франк резко обернулся.
2. причастие I может определяться наречием:
- The street was full of people, laughing and talking gaily. – улица была полна людей, которые смеялись и весело разговаривали.
Формы причастия | Действительный залог | Страдательный залог |
Прич. Простое (Simple) | Asking – спрашивающий, спрашивая | Being asked – спрашиваемый, будучи спрашиваемым |
Прич. Завершённое (Perfect) | Having asked – спросив(ши) | Having been asked – будучи спрошенным |
Participle I Simple указывает на то, что действие, выраженное причастием, происходит обычно, всегда или совпадает во времени с действием, выраженным сказуемым:
- Leaving the port, they hoisted the flag. – покидая порт, они подняли флаг.
Participle I Perfect указывает на то, что действие, выраженное причастием, предшествовало действию, выраженному сказуемым:
- Having left the port, they headed northward. – покинув порт, они отправились на север.
Participle II
У правильных глаголов она образуется путём прибавления окончания –ed –asked, opened
Причастие II переходных глаголов имеет страдательное значение; в русском языке ему соответствует причастие, оканчивающееся на –имый (-емый), -(е)нный, -тый: reconstructed – перестроенный, перестраеваемый; built – построенный.
Причастие может определяться наречием: The room furnished rather simply was large enough. – Комната, обставленная довольно просто, была достаточно большой.
За причастием II может следовать предложное дополнение, вводимое обычно предлогом by: The novel recommended by the librarian turned out to be very dull. – Книга, рекомендованная библиотекарем, оказалась очень скучной.
В этом случае перед причастием иногда стоят союзы when, while, if, as though, although
Такие причастные обороты переводятся на русский язык, как правило, придаточными предложениями (иногда сочетанием «будучи+причастие»): Though expected on Sunday he only arrived on Monday. – он приехал в понедельник, хотя его ожидали в воскресенье.
Оборот объектный падеж с причастием I употребляется после глаголов, выражающих восприятие, желание – to see, to hear, to watch, to observe, to notice, to feel и др. этот оборот переводится на русский язык дополнительным придаточным предложением
I saw him crossing the street Я видел, как он переходит улицу.
I saw him cross the street Я видел, что он перешёл улицу.
|
My friend being very busy, I couldn’t see him.
It being very late, I came home. | Так как мой друг был очень занят, я не мог повидать его. Так как было очень поздно, я пошёл домой. |
Заключение
В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:
Чаще всего Причастие I употребляется в предложении в функции обстоятельства, а Причастие II - в функции определения.
Причастие I чаще имеет адвербиальное (т.е. сближающее его с наречием) значение, а Причастие II - атрибутивное (т.е. сближающее его с прилагательным), именно наречие чаще всего выполняет синтаксическую функцию обстоятельства, а функцию определения - прилагательное.
При переводе Причастия I и II на русский язык наиболее часто употребимы грамматические трансформации, причем такой переводческий прием, как замена части речи, и только при переводе Причастия II в функции обстоятельства часто использовался дословный перевод.
Это объясняется следующим: причастие - как в английском, так и в русском языках - не является самостоятельной частью речи, эта форма глагола, но в английском языке это неличная форма глагола, совмещающая в себе свойства глагола, прилагательного и наречия, а русское причастие не обладает свойствами наречия. Функцию особой формы глагола, обладающей свойствами наречия в русском языке выполняет деепричастие. Именно поэтому функции, выполняемые причастием в английском и русском языке не совпадают, и при переводе причастие приходится заменять - глаголом, деепричастием или наречием.
Итак, чаще всего причастие в английском языке выполняет синтаксические функции определения и обстоятельства, но эти функции не совпадают с синтаксическими функциями причастий в русском языке, и поэтому часто при переводе необходимо заменять причастие на другую часть речи или использовать прием лексико-семантических замен.
План-конспект урока
Цели урока: - дать понятие о действительных и страдательных причастиях;
- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;
Задачи:
- обучающие -способствовать формированию умения различать действительные и страдательные причастия в речи через работу с разными источниками информации;
- совершенствовать умение опознавать причастия в тексте;
-развивающие - содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию информационной и коммуникационной культуры;
-воспитательные - способствовать обогащению словарного запаса учащихся для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения;
- совершенствовать умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, коллективная
Ход урока:
Приветствие
T: Good afternoon, boys and girls! Glad to see you! How are you today?
P: I am fine (good, excellent, great, OK, all right, so-so) thanks.
2. Организационный момент
T: Who is on duty today? Who is absent today? What is the date today? What is the day of the week? What is the season now? Do you like winter? What is the weather like today?
3.Опрос домашнего задания
4. Сообщение целей урока
T: Today we are going to discuss what the participle is in english. Firstly, I explain you all information concerning the participle, then, we’ll repeat the material looking at the presentation and then, you are to do several tasks.
5.Учитель объясняет теоретический материал, опираясь на таблицу форм причастий. При этом, учащимся необходимо сделать краткие записи по теме.
6.Далее учитель показывает презентацию и уже вместе с учащимися повторяет весь теоретический материал. Необходимо отметить, что преподавателю в данном случае лучше, опираясь на презентацию, задавать учащимся вопросы, дабы последние смогли более глубоко усвоить материал.(см. презентация «Причастие»)
7.После всего, учитель предлагает сделать несколько заданий по теме урока с целью закрепления изученного материала. Следующие задания могут быть выполнены как индивидуально, так и в группах, а также и в парах:
Exrercise 1. Translate the sentences from Russian into English.
Написав упражнения, мы стали смотреть телевизор. 2. Увидев противника, солдаты начали стрелять. 3. Ожидая вечером жену, я прочёл интересную статью. 4. После того, как книга была прочитана, Виктор сдал её в библиотеку. 5. После того, как информация была получена, он сообщил её коллегам. 6. Повторив распоряжение, директор уехал. 7. Будучи врачом, он сможет ответить на ваш вопрос. 8. Почувствовав себя плохо, он вызвал врача. 9. Сказку, рассказанную бабушкой, она на следующий день рассказала подруге. 10. Окончив читать газету, он вышел на улицу. 11. Позавтракав, мальчик пошёл в школу. 12. Закончив работу, он поехал домой. 13. После того, как её пригласили в кинотеатр, она долго обдумывала свой наряд. 14. После того, как ему сделали замечание, мальчик стал вести себя лучше. 15. После того, как её спросили, она объяснила, как идти к магазину. 16. После того, как его поздравили, Пётр поблагодарил гостей. 17. После того, как кондуктор подошёл к Ирине, она показала ему свой билет.
Exercise 2. Choose the right Participle form.
On the tower of Westminster Palace there is a big clock ______________(calling/called) Big Ben and __________(knowing/known) all over the world. 2. Glasgow has the Art Gallery _______(containing/contained) fine collections of painting. 3. Twenty bridges __________(crossing/crossed) the Thames connect the two parts of London. 4. The legendary Liverpool musicians ___________(knowing/known) as “the Beatles” were a great success in Great Britain. 5. The Tower of London _______________(building/built) nine centuries ago was used as a strong fortress. 6. The national flag of Great Britain ____________(knowing/known) as the Union Jack is made of three flags _______________(representing/represented) England, Scotland and Northern Ireland. 7. Camera Obscura _____________(housing/housed) at the Outlook Tower in Edinburgh gives a ______________(moving/moved) panorama of the __________________(surrounding/surrounded) city. 8. The laboratory _______________(founding/founded) by Maxwell in 1871 made Cambridge _____________(well-knowing/well-known) in the field of experimental physics. 9. The leader of the party _____________(winning/won) the election becomes Prime Minister. 10. When _____________(appointing/appointed) ministers Prime Minister forms the Cabinet.
Exercise 3. Open the brackets and use the correct form of Participle I.
That night, _______(go) up to his room he thought of his unpleasant duty. 2. She smiled __________(remember) the joke. 3. A new road will soon be built ____________(connect) the plant with the railway station. 4. He speaks like a man __________(have) his opinion of everything. 5. __________(Not know) that she could trust them she didn’t know what to do. 6. And _______(say) this he threw himself back in the armchair. 7. I spent about ten minutes ________(turn) over the sixteen pages of “The Guardian” before I found the main news and articles. 8. _________(Be) so far away he came out of the water ___________(shake) from top to toe. 9. __________(Support) her by the arm he helped her out of the taxi.
Exercise 4. Open the brackets and using Participle II.
She looked at the table. There was a loaf of brown bread _________(divide) into two halves. 2. There was another pause _________(break) by a fit of laughing of one old man sitting in the first row. 3. The child _________(leave) alone in the large room began screaming. 4. The centre of the cotton industry in Manchester __________(connect) with Liverpool by a canal. 5. The story _________(tell) by the old captain made the young girl cry. 6. He didn’t doubt that the information _________(receive) by morning mail was of great interest to his competitors. 7. The equipment __________(install) in the shop is rather sophisticated. 8. We’ve got a great variety of products, which are in great demand. Here are samples __________(send) to our distributors last month. 9. The methods ___________(apply) in the building of the new metro stations proved to be efficient. 10. She warmed over the dinner __________(cook) yesterday.
Exercise 5. Open the brackets and use the correct form of Participle I Perfect.
_________(see) so little of the country, I’m afraid I can’t answer all your questions. 2. _________(arrive) two days before the conference he had a lot of time to see Edinburgh. 3. I felt very tired _________(work) the whole day in the sun. 4. _________(buy) a pair of gloves we moved to the shoe department. 5. She left ___________(tell) us all she had found out. 6. __________(get) what he wanted he took his hat and left. 7. By this time ________(get used) to the atmosphere of the big city, he no longer felt a stranger. 8. I felt refreshed and rested ________(sleep) for eight hours. 9. ____________(complete) all our preparations we hired a taxi and hurried off. 10. Never __________(experience) such difficulties she was a loss.
Exercise 6. Open the brackets and fill in with the proper participle.
He fell asleep ________(exhaust) by the journey. 2. She entered the dining room________(accompany) by her husband and her father. 3. A snake _______(sleep) in the grass will bite if anyone treads upon it. 4. ________(fill) his pockets with apples the boy was about to run away when he saw the owner of the garden with a stick in his hand. 5. It was a bright Sunday morning of early summer _________(promise) heat. 6. When I came home, I found the table ________(lay). 7. _________(Judge) by the colour of the sun it should be windy tomorrow. 8. _________(Arrive) at a big seaport, I started to look for a job. 9. He had received an urgent message _________(ask) him to telephone Sir Matthew. 10. He looked at groups of young girls _______(walk) arm in arm. 11. In the wood they sat down on a _________(fall) tree. 12. _________(See) from the hill the city looks magnificent. 13. _______(Not know) where to go he turned to a passer-by. 14. _________(Lock) in her room she threw a fit. 15. ________(Address) the parcel, I went out at once to post it. 16. She often took care of my little sister _______(give) me a possibility to play with other boys. 17. __________(Wash) her face in cold water, she came up to the window and shut it. 18. Paul sat down again, evidently _________(change) his mind about going.
Exercise 7. Open the brackets and fill in with the proper verbals (infinitives, gerunds or participles). Use prepositions if necessary. Retell the text.
THE BEES
I remember when I was a child ____________(send) _________(visit) one of our numerous elderly eccentric aunts. She was about bees; the garden was full of bees, _______(hum) like telegraph poles. One afternoon she put on an enormous veil and a pair of gloves, locked us all in the cottage for a safety, and went out __________(try) ________(get) some honey out of one of the hives. Apparently she didn’t stupefy them properly, or whatever it is to do, and when she took the lid off, the bees poured out and settled on her. We were watching all this through the window. We didn’t know much about bees, so we thought this was all right, until we saw her ________(fly) round the garden _______(make) desperate attempts_______(avoid) the bees, ________(get) her veil tangled in the rosebushes. Eventually she reached the cottage and flung herself at the door. We couldn’t open it because she had the key. We kept ________(try) ________(tell) her this, but her screams of agony and the humming of the bees drowned our voices. It was I believe Leslie who had the brilliant idea _________(throw) a bucket of water over her from the bedroom window. Unfortunately in his enthusiasm he threw the bucket as well. _________(drench) with cold water and then _________(hit) on the head with a large iron bucket is irritating enough, but _________(fight off) a mass of bees at the same time makes the whole thing extremely trying. When we eventually got her inside she was so swollen as to be almost unrecognizable.
Exercise 8. Open the brackets using Present Participle or Perfect Participle.
(to write) ______________ all the new words, I started to learn them .2. (to live) ____________ in Kiev, he was able to see all the ancient monuments. 3. (to hear) ___________ my friend’s voice, I left the room to open the door. 4. We went home (to look) ___________ through the documents. 5. (to drink) _____________ coffee, she was talking to her friend. 6. (to go) _____________down the street, the boy was looking back from time to time. 7. (to throw) ____________ the ball, the little boy left home. 8. I think that the man (to stand) _____________ there is her father. 9. (to buy) __________food, they left the supermarket. 10. (to know) ___________ French well the pupil can translate the text. 11. She entered the room (to smile) ____________. 12. (to see) ____________ a stranger, the dog began barking. 13. (to bark) _________ dog doesn’t bite. 14. (to find) ___________ the key, we were able to open the door.
Exercise 9. Translate from English into Russian using Present Participle or Perfect Participle.
Прожив много лет в Англии, он хорошо разговаривает по-английски. 2. Живя в Китае, они изучали культуру этой страны. 3. Увидев своих друзей, она подошла к ним. 4. Проведя месяц на побережье, она почувствовала себя лучше. 5. Добравшись до места, мальчик постучался в дверь дома. 6. Читая эту книгу, я встретила много незнакомых слов. 7. Она смотрела на человека, стоящего на берегу.
Exercise 10. Can you do the chainword?
Красивый 26. дорогой
Низкий 27. верный
Деревянный 28. Тонкий, худой
Новый 29. нервный
Тёплый 30. печальный
Современный 31. глубокий
Шумный 32. гордый
Жёлтый 33. Влажный, сырой
Неправильный 34. бедный
Золотой 35. богатый
Опасный 36. честный
Серьёзный 37. вкусный
Сильный 38. молодой
Большой,великий 39. щедрый
Высокий 40. Тонкий, стройный
Светлый, лёгкий 41. таинственный
Уставший 42. сладкий
Глухой 43. талантливый
Знаменитый 44. скучный
Глупый 45. длинный
Немой 46. нежный
Смелый 47. дорогой
Европейский 48. отличный
Голый 49. ужасный
мёртвый 50. Пустой