Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Основы ее были заложены Г.Менделем, доказавшей своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений.
Современная генетика представляет собой область естествознания, изучающую материальную природу наследственности и изменчивости, закономерности их проявления на всех уровнях организации живого. Общая генетика является теоретической основой генетики человека и медицинской генетики.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- предмет, цели и задачи генетики;
- основные понятия генетики;
- символьные обозначения, применяемые в генетике;
- закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании;
- анализирующее скрещивание.
Уметь:
- применять генетическую терминологию при объяснении закономерностей наследования
признаков
б) Развивающие цели:
- формирование умения использовать полученные знания при выполнении задания;
- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать.
в) Воспитательная:
- воспитывать стремление к совершенствованию знаний;
- побудить к познавательности.
2.1 Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым и брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
3. Содержание темы занятия
План
1. Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены.
2. Доминантные и рецессивные признаки у людей.
3. Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы.
4. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.
5. Закон чистоты гамет.
6. Моногибридное скрещивание: закон единообразия гибридов 1 поколения,
7. Закон расщепления.
8. Менделирующие признаки человека. Особенности проявления законов Менделя.
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Тематический контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организмов». Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль усвоения знаний по теме «Индивидуальное развитие организмов». Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Тесты по теме «Индивидуальное развитие организмов». Презентация по теме занятия (Приложение 2). Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»
| 3' 15'- 20' |
II | Основной этап План изложения теоретического материала: - Основные понятия генетики – генотип, фенотип, аллельные, неаллельные гены. - Доминантные и рецессивные признаки у людей. - Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы. - Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. - Закон чистоты гамет. - Закон наследственности: закон единообразия гибридов 1 поколения, - закон расщепления. - Менделирующие признаки человека. Особенности проявления законов Менделя. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.
Слушают, записывают Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение. Координация и оценка рассуждений обучающихся.
Излагает новый материал Обеспечивает закрепления полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Слайды «Г. Мендель – основоположник генетики»; Слайд «Ученные- генетики»; Слайд «Генетика – наука о наследственности и изменчивости» Слайд «Гибридологический метод»; Слайд «Закономерности наследования признаков»; Слайд «Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы»; Слайд «Понятие о доминантности и рецессивности»; Слайд «Понятие о генотипе, фенотипе»; Слайд «Правило чистоты гамет»; Слайд «I закон, или правило единообразия гибридов первого поколения»; Слайд «II закон, или правило расщепления» Слайд «Менделирующие признаки человека» Слайд «Анализирующее скрещивание» | 60' |
III | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Контроль усвоения знаний 3. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся 4.Домашнее задание. 5.Задание к самостоятельной работе | Отвечают на вопросы для закрепления знаний. Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Проведение фронтального опроса по изученной теме. Оценивание ответов. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Вопросы для закрепления знаний (прилагаются). Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Заполнить таблицу «терминологический словарь». | 5' 1-3' |
5. Конспект изучаемой темы (прилагается)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) тесты конечного уровня знаний по теме «Индивидуальное развитие организмов»
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Кто является основоположником законов генетики?
- Какой метод изучения наследственности разработал Г. Мендель?
- Сколько генов отвечает за развитие одного признака?
- Сколько из этих генов находится в половых клетках?
- Что такое гаплоидный набор хромосом?
- Сколько хромосом уходит в гамету, из каждой пары гомологичных хромосом при мейозе?
б) иллюстрированный материал:
Презентация «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»
Слайды «Грегор Мендель»;
Слайд «Ученные- генетики»;
Слайд «Генетика –
наука о наследственности и изменчивости»
Слайд «Гибридологический метод»;
Слайд «Закономерности наследования признаков»;
Слайд «Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы»;
Слайд «Понятие о доминантности и рецессивности»;
Слайд «Понятие о генотипе, фенотипе»;
Слайд «Правило чистоты гамет»;
Слайд «I закон, или правило единообразия гибридов первого поколения»;
Слайд «II закон, или правило расщепления»
Слайд «Менделирующие признаки человека»
Слайд «Анализирующее скрещивание»
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:
Вопросы для закрепления знаний:
- Что изучает генетика?
- Что такое наследственность?
- Что такое наследование?
- Что такое изменчивость?
- Какие методы используют в генетике?
- В чем заключается сущность гибридологического метода? Возможно ли его
использование у человека?
- Дайте понятия ген, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, гемизигота.
- Закономерности наследования при моногибридном скрещивании.
- Понятие о доминантности и рецессивности, аллельных и неаллельных генах.
6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия:
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
- Методические рекомендации к самостоятельной работе «Моногибридное скрещивание. Законы Грегора Менделя»
Задание 1. Заполнение словаря биологических терминов
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
8. Материалы домашнего задания студентов по теме занятия: Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; стр. 124-141
Приложение 1
Краткое содержание темы занятия
Тема «Введение в генетику. Моногибридное скрещивание»
Введение в генетику человека
Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Наследственностью называется свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки. Сохраняются и передаются не сами признаки, а генетическая информация о признаках, закодированная в ДНК. Редупликация молекул ДНК является основой наследственности. Наследственность объясняет сохранение видов во времени и пространстве.
Изменчивость – х=явление противоположное наследственности и заключается в изменении наследственных задатков.
Возникает изменчивость под влиянием внешней среды (мутации) и в результате комбинативной изменчивости.
Новые свойства организма проявляются только благодаря изменчивости, но она лишь тогда играет роль в эволюции, когда появившиеся изменения сохраняются в последующих поколениях, т.е. наследуются.
Этапы развития генетики
I этап характеризуется изучением наследственности на уровне организмов.
Ознаменовался открытием Г. Менделем законов наследования, которые отражены в его докладе "Опыты над растительными гибридами" (1865г).
Его законы не были поняты и только в 1900г. тремя учеными: де Фриз (Голландия), Чермак (Австрия), Корренс (Германия) – были вновь переоткрыты независимо друг от друга, с этого года началось развитие генетики как науки.
II этап характеризуется изучением наследственности на клеточном уровне (цитогенетика).
1910-1911гг. Томас Морган установил, что хромосомы являются наследственным аппаратом; гены располагаются в хромосомах в линейном порядке, образуя группу сцепления. Эти положения являются основой хромосомной теории, созданной им.
III этап отражает достижения молекулярной биологии. Сформулирована теория: 1 ген – 1 фермент – 1 признак (Бидл, Татум,1948 г.). Все наши признаки определяются через синтез белков – гласит теория.
1944 год О. Эвери и др. выяснили, что ДНК отвечает за наследственность организмов.
1953 год Д. Уотсон и Ф. Крик создают структурную модель ДНК в форме двойной спирали.
1956 год А. Леван и Джо-Хин Тьо обнаружили 46 хромосом в клетках человека, что вызвало бурное развитие цитогенетики человека.
Элементарными единицами наследственности являются гены. Место положения гена в хромосоме называется локусом.
В соматических клетках все хромосомы парные. Гены, находящиеся в одних и тех же локусах гомологичных хромосом образуют аллель и называются аллельными. Следовательно, за один признак отвечает два гена (мать, отец).
Они могут комбинироваться самым различным образом:



А А Организм гомозиготный по доминантному признаку
Генотип АА
Фенотип – кареглазый



А а Организм гетерозиготный
Генотип Аа
Фенотип – кареглазый



а а Организм гомозиготный по рецессивному признаку
Генотип аа
Фенотип – светлоглазый
Организмы, у которых в гомологичных хромосомах одинаковые гены одного аллеля (АА, аа) называются гомозиготными, у которых разные (Аа) - гетерозиготные.
У гетерозиготных организмов чаще всего проявляется признак одного из аллельных генов.
Ген, признак которого проявляется в гетерозиготном состоя¬нии, называется доминантным геном. Ген, действие которого подавлено в гетерозиготном состоянии, называется рецессивным геном и проявляется он только в гомозиготном состоянии (аа).
Генотип - совокупность генов организма в диплоидном наборе хромосом. Генотип определяет развитие данного организма.
Фенотип - это конкретное внешнее проявление генотипа.
Гибридологический метод
Законы Г. Менделя являются основой современной генетики. Он впервые доказал, что признаки не появляются вновь, а передаются из поколения в поколение. Он впервые использовал разработанный им метод, получивший название гибридологического анализа.
Положения:
Учитывается не весь комплекс признаков у родителей и гибридов, а анализируются альтернативные (взаимоисключающие) признаки.
Проводится точный количественный учет каждого признака.
Прослеживается не только I поколение от скрещивания, но и последующие.
Скрещивание, в котором родительские особи исследуются по одной наследственно отличающийся паре признаков (желтый - зеленый), называется моногибридным, по двум – дигибридным, по многим - полигибридным.
Правило чистоты гамет
Т.к. все хромосомы в соматических клетках парные, то и генотипическую формулу по одному признаку следует записывать двумя буквами АА, Аа, аа. Причем, один ген в паре отцовский, другой - материнский.
Половые же клетки (гаметы) имеют гаплоидный набор хромосом, т.е. непарный, т.к. при образовании половых клеток в процессе мейоза гомологичные хромосомы, образующие пары, расходятся в разные гаметы:
Генотип P: Аа
Гаметы G: А; а
Это явление Мендель назвал чистотой гамет, т.е. гамета имеет только один ген из пары аллельных.
Закон единообразия I поколения
Г. Мендель взял чистолинейный горох, дающий желтые семена и скрестил его с чистолинейным горохом, дающим зеленые семена:
P AA x aa
G А; а
F1 Aa
желтые
Гибриды I поколения оказались с желтыми семенами (фенотипически единообразные). Причем, в F1 – проявился желтый цвет, следовательно, он доминантный.
При скрещивании гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все потомство в I поколении единообразно по фенотипу (желтые) и по генотипу (Аа).
Закон расщепления
Мендель взял гибриды I поколения и скрестил их между собой:
F1 Aа x Аa
G А, а; А, а
F2 AА, Аа, Аа, аа
Желтый, желтый, желтый, зеленый
При скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов I поколения, анализируемых по одной паре признаков в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3 : 1 по генотипу 1 (АА) : 2 (Аа) : 1 (аа).
Признаки, которые наследуются по законам Менделя, называются менделирующими. Все менделирующие признаки контролируются моногенно, т.е. одним геном.
Анализирующее скрещивание
При полном доминировании гетерозиготные особи (Аа) фенотипически сходны с доминантными гомозиготами (АА). Генотип особей с доминантными признаками можно установить путем анализирующего скрещивания.
Анализирующим называется скрещивание особи с неизвестным генотипом (АА или Аа), имеющий доминантный фенотип, с рецессивной гомозиготой (аа) с целью установить по расщеплению признаков в потомстве генотип анализируемой особи.
Если в анализирующем скрещивании все потомство обладает доминантными признаками, то анализируемая особь образует гаметы, несущие только доминантные аллели, и является гомозиготной(АА):
Р ♀ АА х ♂ аа
G А; а
F1 Аа, аа
1 : 1
Если же в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу в отношении 1:1, то анализируемая особь образует два типа гамет (А и а) и является гетерозиготной (Аа):
Р ♀ Аа х ♂ аа
G А, а; а
F1 Аа, аа
1 : 1
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/