Учебно-методический комплект внеклассных мероприятий
по теме «Черное море»
Учитель: Добрый день, дорогие мои юные исследователи. Сегодня на наше судно знаний доставили уникальную шкатулку с сокровищами. Это не простая шкатулка, а заколдованная. Бог морей Посейдон позаботился о сохранности своих сокровищ, поэтому запечатал дивную шкатулку магическим замком. И лишь самые эрудированные исследователи нашего «судна знаний» смогут открыть ее, а для этого вам предстоит выполнить все задания, которые приготовил Посейдон.
Вы хотите узнать, что же спрятано в дивной шкатулке?
Ученики: Хотим!
Учитель: Вы не боитесь, что путь будет длинным и трудным?
Ученики: Нет!
Учитель: Дети, вы готовы приступить к первому заданию?
Ученики: Да! Мы готовы!
Учитель: Итак, вот первый свиток испытаний. Здесь находятся группы слов, прочитав которые, вы должны понять и рассказать, что же объединяет эти слова. Для выполнения данного задания у вас 1 минута. (Приложение №1)
Камбала, хамса, луфарь, тюлька, барабуля.;
Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Кубань.
Украина, Болгария, Грузия, Турция, Россия, Румыния.
Рак-отшельник, Черноморские мидии, крабы.
Нефть, твердые отходы, чрезмерная эксплуатация морской флоры, удобрения.
Ученики (предполагаемые ответы):
Камбала, хамса, луфарь, тюлька, барабуля (Мы считаем, что эти рыбы обитают в Черном море).
Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Кубань (Посовещавшись, мы решили, что это реки, которые впадают в Черное море).
Украина, Болгария, Грузия, Турция, Россия, Румыния (Все эти страны граничат с Черным морем).
Рак-отшельник, черноморские мидии, крабы (Они поддерживают чистоту в море).
Нефть, твердые отходы, чрезмерная эксплуатация морской флоры, удобрения (Все эти вещества загрязняют Черное море).
Учитель: Молодцы! Отличное начало! Посейдон очень доволен вашей работой, за что награждает каждого участника экспедиции морской звездой. Теперь мы сможем с вами приступить к второму заданию. Вот они свитки, в которых вы найдете различные группы слов, одно из которых лишнее. Ваша задача найти это лишнее слово и уточнить, что объединяет эту группу слов. (Приложение №2)
Морской дракончик, электрический скат, камбала, морской кот.
Лысуха, чайка, пестроносая крачка, баклан, сапсан.
Уха, рыбные котлеты, сельдь под шубой, тирамису.
Сарматское море, Миотическое море. Понтийское море, Мертвое море, Черное море.
Эфтофикация, изменение морской биоты, химические загрязнения, изменение среды обитания, фотосинтез.
Ученики:
Мы считаем, что в этой группе слов лишнее слово «камбала». Все остальные слова объединяет…
Здесь лишнее слово «сапсан».
В данной группе слов лишнее слово «тирамису». Все остальное - это блюда, которые готовят из рыбы.
Лишнее слово - «Мертвое море».
Лишнее слово - «Фотосинтез». Общее - проблемы загрязнения Черноно моря.
Учитель: Супер! Вы отлично справились с заданием, за что получаете еще звездочки. А в конце путешествия Посейдон обязательно наградит самых активных ребят. Преодолев два испытания, вы уже догадались, куда мы плывем на нашем судне знаний?
Ученики: Да! К берегу Черного моря!
Учитель: Вы правы, ребята. Мы отправляемся к Черному морю. А вот следующее задание. Но для его выполнения нужно поделить класс на микрогруппы. Для этого у меня есть красочные паззлы, собрав которые, вы узнаете, в какую команду вы попадете. На обороте каждого рисунка вы найдете название вашей команды. У вас есть 30 секунд, чтобы собрать паззлы. Время пошло.
(Ребята получают разрезанные листы, из которых им нужно собрать рисунок. На этих картинках распределены следующие группы:
Историки Черного моря.
Исследователи животного мира.
Исследователи растительного мира.
Экологи.
Консультанты по проблемам экологии Черного моря).
Учитель: Ну что, на команды мы с вами поделились, каждый занял свое место на судне знаний, а теперь можно приступить к заданию.
Каждой из команд пришло письмо, в котором находится зашифрованный текст. Хитрый летописец, который писал письма, порвал свитки и перепутал кусочки. Ваша задача:
из разрезанных кусочков собрать логический рассказ, прочитать его,
выбрать 5-6 предложений, которые вы считаете наиболее важными, и подчеркнуть их,
наклеить рассказ на лист А4,
подобрать подходящие иллюстрации к вашему рассказу.
Когда вы будете готовы, вам будет дана возможность представить ваш мини-доклад одноклассникам. Чтобы вы не сбились с пути, летописец подготовил краткий план, который поможет вам. (Приложение №4)
На доске представлен план работы:
Собрать текст;
Наклеить на лист А4;
Подобрать и наклеить картинки;
Подчеркнуть 5-6 предложений;
Представить в классе.
Итак, приступаем к работе. На выполнение задания у вас есть 15 минут.
(Играет композиция «Шум моря»)
Черное море (Консультанты по Черному морю) (Приложение №5)
Чёрное море – одно из самых изолированных континентальных морей. Оно расположено между Юго-Восточной Европой и полуостровом Малая Азия. Площадь поверхности Чёрного моря составляет примерно 423 000 км2, а объём воды – 547 000 км3. Черное море соединяется со Средиземным морем узким проливом Босфор и более широким – Дарданеллы. В это, почти замкнутое, отделенное от Океана море, впадает множество полноводных рек. Больше всего воды приносит Дунай, он течет через 10 стран, на его берегах стоят несколько европейских столиц; а еще есть Днепр, Днестр, Буг, Дон, Кубань, Риони. В Чёрном море всего несколько островов, среди них: Змеиный, находящийся примерно в 35 км от дельты Дуная; Березань, лежащий в нескольких километрах от побережья Украины; Кефкен, принадлежащий Турции. Крупнейшим полуостровом Чёрного моря является Крымский полуостров.
Когда в шторм, низко, над самым морем, пролетают мрачные черные тучи, рассеянный солнечный свет еле просачивается сквозь них – среди дня наступают глубокие сумерки, и море в такую погоду может показаться совсем черным – хотя большую часть черноты к его цвету может добавить страх перед непогодой. Вот так, вероятнее всего, и появилось название «Черное море». Ведь тюркские или персидские путешественники, давшие морю это имя, пришли сюда с берегов более солнечного Средиземного моря, где и зимы-то настоящей не бывает. Увидели переселенцы первый зимний шторм, и сказали – черное море! Ашхаена (темное, черное море) – по-древнеирански. Кара Дениз – по-тюркски. Скифы – степные кочевники веками жившие на просторах причерноморских степей называли его Тана – темное. И по-болгарски – Черно Море, и по-украински Черне море, и по-румынски – Marea Neagra, и по-русски – Черное море.
Историки Черного моря (Приложение №6)
Более 60 млн. лет назад в начале третичного периода, когда на Земле появились первые млекопитающие, вдоль Южной Европы и Центральной Азии располагался крупный океанический бассейн, соединявший Атлантический и Тихий океаны. Это солёное море было названо Тетис. С подъёмом земной коры в середине третичного периода море Тетис отделилось от Тихого, а затем и от Атлантического океана. В миоценовую эпоху (5-7 млн. лет назад) в процессе активного горообразования возникли Альпы, Карпаты, Балканы и Кавказские горы. Море Тетис обмелело и разделилось на множество водоёмов с солоноватой водой. Первое море, возникшее после обмеления Тетиса, было Сарматским морем, простиравшимся от современной Вены до Центральной Азии и охватывавшим современное Чёрное, Азовское, Каспийское и Аральское моря. Этот район отделился от океана. Меотическое море образовалось 5 млн. лет назад после обмеления Сарматского моря. Около 3 млн. лет назад на месте Меотического моря возникло Понтийское море, которое практически полностью состояло из пресной воды. В это время существовала связь между котловинами Чёрного и Каспийского морей, которые соединялись в районе Северного Кавказа.
Исследователи животных (Приложение №7)
Чёрное море - дружелюбное море, здесь практически не водится опасных для человека – животных. В Чёрном море обитает 2500 видов животных (из них 500 видов одноклеточных, 160 видов позвоночных — рыб и млекопитающих, 500 видов ракообразных, 200 видов моллюсков, остальное — беспозвоночные разных видов). На дне Чёрного моря обитают мидии, устрицы, гребешок, а также моллюск-хищник рапана, занесённый кораблями с Дальнего Востока. В расщелинах прибрежных скал и среди камней живут многочисленные крабы, имеются креветки, встречаются различные виды медуз (наиболее распространены корнерот и аурелия), актинии, губки.
Среди рыб, водящихся в Чёрном море: различные виды бычков (бычок-головач, бычок-кнут, бычок-кругляк, бычок-мартовик, бычок-ротан), азовская хамса, черноморская хамса (анчоус), акула-катран, камбала-глосса, камбала-калкан, кефаль пяти видов, луфарь, мерлуза (хек), морской ёрш, барабуля (обыкновенная черноморская султанка), пикша, скумбрия, ставрида, черноморско-азовская сельдь, черноморско-азовская тюлька, сарган, морской конёк и др. Встречаются осетровые - (белуга, севрюга, черноморско-азовский (русский) и атлантический осетры) и черноморский лосось.
Дельфины – единственные киты, которые водятся в Чёрном море.
Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (наиболее ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек), черноморская и заметная скорпены, скат (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.
Из птиц распространены чайки, буревестники, утки-нырки, бакланы и ряд других видов.
Млекопитающие представлены в Чёрном море двумя видами дельфинов (дельфином-белобочкой и афалиной), азово-черноморской обыкновенной морской свиньёй (нередко называемой азовским дельфином), а также белобрюхим тюленем.
Некоторые виды животных, не обитающие в Чёрном море, зачастую заносятся в него через проливы Босфор и Дарданеллы течением либо приплывают самостоятельно.
Исследователи растений (Приложение №8)
Как и в других морях на нашей планете, виды морских растений являются основой жизни в Чёрном море. Водоросли занимают обширные морские пространства, концентрируясь вдоль мелких побережий. Водоросли имеют самые разнообразные формы. Некоторые из них живут на морском дне мелководий (это фитобентос), покрывая камни, скалы, раковины или подножия пирсов зелёными матами, состоящими из мельчайших клеток, Разглядеть, которые можно лишь при сильном увеличении. Другая группа водорослей живёт в толще воды, в слоях, куда проникает свет. Это фитопланктон. Цветковые морские растения, или макрофиты, живут в прибрежье, укореняясь на морском дне. Макрофиты образуют заросли, подобные лугам. Из шести морских высших растений самым распространённым видом является морская трава зостера.
Экологи (Приложение №9)
Помимо судоходства, рыбной ловли и ограниченных объёмов рыборазведения в акватории Чёрного моря проводятся геологоразведочные работы и военные учения, также оно используется для туризма и отдыха. Более того, на дно и водную массу Чёрного моря серьёзное воздействие оказывает интенсивная деятельность человека, в том числе городское строительство, промышленность, потребление гидроэнергии и атомной энергии, сельское хозяйство и мелиорация земель. Ниже представлены основные факторы, представляющие угрозу для черноморской экосистемы:
Загрязнение моря (твёрдые и жидкие отходы).
Физические изменения морского дна, участков берега и рек.
Невосполнимое истощение природных ресурсов из-за чрезмерной эксплуатации морской флоры и фауны.
Основной угрозой благополучию и серьёзной экологической проблемой в Черноморском регионе является загрязнение в результате человеческой деятельности. Главными источниками загрязнения Чёрного моря являются: поступление вредных веществ с суши и из атмосферы, сброс отходов с судов – намеренный или случайный, а также поступление загрязняющих веществ с речным стоком.
31 октября 1996 года Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной был принят Стратегический план действий по защите и восстановлению Чёрного моря. В память об этом событии 31 октября в странах Черноморского региона отмечается Международный день Чёрного моря, проводится кампания по очистке пляжей, иные экологические акции.
Учитель: Ну что ребята, все команды готовы представить свои выступления? Давайте сначала дадим слово Консультантам по Черному морю. Сейчас они нам раскроют основные факты, связанные с Черным морем, а мы все вспомним материал, который проходили во время изучения данной темы.
(Выступают ученики первой команды и презентуют свой плакат классу.)
Учитель: Молодцы ребята, вы отлично поработали, за что Посейдон награждает вас звездой отличия. Дальше давайте дадим слово Историкам Черного моря.
(Выступают ученики второй команды и презентуют свой плакат классу.)
Учитель: Отлично ребята, это очень полезная информация, которую вы нам рассказали. Держите вашу звезду отличия. А сейчас давайте дадим слово Исследователям животного мира.
(Выступают ученики третьей команды и презентуют свой плакат классу.)
Учитель: Супер! Вы настоящие знатоки животного мира Черного моря. Вы так же получаете звезду отличия. А сейчас Исследователи растительного мира поведают нам свой рассказ.
(Выступают ученики четвертой команды и презентуют свой плакат классу.)
Учитель: Просто восхитительно, ребята. Вот ваша звезда отличия. Ну и наконец слово предоставляется Экологам нашей экспедиции, и они нам расскажут, какие же проблемы существуют в Черном море.
(Выступают ученики пятой команды и презентуют свой плакат классу.)
Учитель: Ребята, вы молодцы! Держите вашу звезду отличия. Сейчас наш судья подсчитает количество звезд у каждой команды, а мы тем временем немного отдохнем. У меня для вас есть одно интересное задание. Сейчас мы с вами займемся оригами. Ребята, кто-то знает, что такое оригами?
(Ребята высказывают свои варианты значения данного термина.)
Учитель: Давайте заглянем в словарь и найдем значение данного слова. Итак… Оригами – это японское искусство создания фигурок из бумаги. Слово «оригами» образовано от японских слов «ори» (складывать) и «ками» (бумага). Для оригами обычно используются квадратные листы бумаги. Бумаге придают различные формы, складывая её без использования клея и/или ножниц.
Сейчас я вам раздам схемы, которые помогут нам изготовить дельфина из бумаги с использованием техники оригами. Еще вы получаете листы цветной бумаги, чтобы наши дельфины получились красочными и жизнерадостными. Делать дельфина я буду вместе с вами. Каждый из вас может помочь товарищу, если у него что-то не будет получаться. Итак, приступаем.
(Ученики вместе с учителем делают дельфинов, раскрашивают их и сохраняют работы для выставки. Схему изготовления дельфина вы можете найти в Приложении № 10)
Учитель: Отдохнули ребята?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда мы продолжаем выполнять задания Посейдона, чтобы в конце нашей экспедиции мы все же открыли заветный сундук с сокровищами.
Мы с вами освежили наши знания о Черном море, и теперь с легкостью справимся со следующим заданием. Сейчас на экране вы увидите небольшую презентацию, на страничках которой будут изображены обитатели Черного моря, а над картинками будут зашифрованы их названия. Ваша задача из перепутанных букв составить правильное название животного.
Приступаем! (Приложение №11)
(Дети смотрят презентацию и составляют правильно слова. Ключ к презентации вы найдете ниже.)
Баклан;
Ставрида;
Белуга;
Хамса;
Дельфин;
Лысуха;
Сапсан;
Камбала;
Барабуля;
Скат;
Луфарь;
Тюлька;
Бычок;
Мидия;
Рапана.
Учитель: Молодцы, ребята! Самые активные из ваших команд заработали для вас звездочки! А мы не останавливаемся на полпути и приступаем к следующему заданию. Сейчас каждая из 5-ти команд получит лист с «Птичьей головоломкой». Ваша задача: прочитать описание птиц, понять, что это за птица и найти её название в головоломке. Кто первый справится с заданием, поднимает руку. Приступаем!
(Ученики выполняют задание, ответы презентуют своим одноклассникам. Бланки заданий - Приложение № 12)
Ключи к заданию:
Чернозобая гагара.
Большая поганка.
Буревестник.
Баклан.
Хохлатая чернеть.
Лысуха.
Малый зуёк.
Обыкновенная чайка.
Чайка хохотунья.
Пестроносая крачка.
Учитель: Вы мои умники да умницы! Великолепно справились с заданием! Команда, которая первая справилась с заданием, получает звезду отличия. Та команда, которая верно справилась со всеми словосочетаниями, тоже получает звезду отличия!
А сейчас давайте немного отдохнем от тяжелых испытаний.
На ваших столах вы найдете цветные ручки, фломастеры, карандаши и лист А4, на обороте которого написано название животного, которое можно встретить в Черном море. На доске вы увидите небольшие схемы, которые помогут вам с помощью простых изобразительных приемов нарисовать дельфина, краба, акулу, ската или морского конька. Нарисовав животное, вы можете его раскрасить, как вам захочется, а в конце нашего путешествия мы сделаем небольшую выставку ваших оригинальных рисунков. Если будут возникать вопросы, не стесняйтесь их задавать. Ну что, тогда вооружаемся карандашами и приступаем!
(Ученики рисуют одно из предложенных обитателей моря, а в это время играет релаксирующая музыка.)
Учитель: Ваши рисунки – просто произведения искусства! Такие яркие цвета и неординарные формы! Просто великолепно!
Учитель: Ну что, отдохнули ребята? Можем продолжать наш путь?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда вы получаете следующее задание от Посейдона! Каждая команда у себя на парте найдет конверт с картой и различными рисунками обитателей Черного моря. Этих обитателей похитил Посейдон и заключил в картинки. Ваша задача: правильно расселить обитателей на данной карте, чтобы каждый из них обрел свой дом. Только тогда они смогут опять стать прежними. Вы готовы приступить к заданию?
Ученики: Готовы.
Учитель: Тогда начинаем.
(Ученики расставляют картинки по всей карте, приклеивают их. В это время играет релаксирующая музыка. Комплект для данного задания вы найдете в Приложении № 13)
(После выполнения задания дети представляют свои карты одноклассникам, рассказывают, где они разместили обитателей Черного моря и почему.)
Учитель: Великолепно, ребята! Отличная работа! Каждая команда получает заслуженную звездочку от Посейдона.
А сейчас давайте немного усложним задания, ведь мы хотим с вами открыть сундук?
Ученики: Да!
Учитель: Каждая из групп получила рисунок с изображением ареала обитания морских животных и птиц. (Приложение №14) Посмотрите внимательно на данный рисунок. Как вы уже заметили, некоторых частей рисунка не хватает. Ваша задача: разместить недостающие части правильно. Недостающие части рисунка вы найдете в маленьких коробочках на ваших партах. Обсудите друг с другом рисунок, определите, куда какую часть нужно добавить и приклейте её на рисунок.
Например, в ячейку номер один можно поместить рисунок «чайки», которая парит над водоемом. Когда ваша картинка будет готова, подымите руку. Начинаем работу.
(Ученики выполняют задание. Играет релаксирующая музыка. По окончанию работы учащиеся представляют свои рисунки одноклассникам. Ребята обсуждают следующие вопросы:
Какие экологические проблемы изображены на рисунке?
Какие обитатели страдают от данных проблем?
Как можно решить эти проблемы?)
Учитель: Ребята, вам нравится купаться в чистом море?
Ученики: Очень!
Учитель: А вам нравится наблюдать за жизнью под водой?
Ученики: Да!
Учитель: Вы не хотите, чтобы животные страдали от того, что люди способствует загрязнению моря?
Ученики: Нет!
Тогда вам осталось преодолеть последнее испытание на сегодня. Сейчас мы с вами просмотрим маленький видеофрагмент (Приложение №15). Ваша задача: внимательно посмотреть мультфильм и найти в нем ответы на следующие вопросы:
Кто загрязняет море?
Чем мы загрязняем наше море?
Какие последствия может вызвать загрязнение моря?
Что мы можем сделать для того, чтобы сохранить наше море чистым?
(Приложение №16)
(Ученики смотрят отрывок «Маленькое большое море» из сборника мультфильмов «Смешарики» и отвечают на вопросы).
Учитель: Наше удивительное путешествие подходит к концу. Но прежде чем подвести итоги мероприятия, давайте все вместе объединим все наработки во время длинной и плодотворной работы в огромную карту Черного моря (Приложение №17). Карта будет помогать другим ребятам во время изучения этого удивительного моря. Карту мы разместим в нашем классе на выставке Черного моря рядом с поделками и рисунками, чтобы каждый мог оценить ваши старания.
(Дети оформляют карту Черного моря. Они приклеивают свои выступления, головоломки, рисунки и другие наработки. В это время учитель с помощником подсчитывают баллы каждой команды).
Учитель: Вот и подошло наше увлекательное путешествие к концу. Я надеюсь, что это не последнее ваше путешествие по Черному морю. Спасибо вам ребята за старания и труд. Вы сегодня великолепно поработали, за что Посейдон награждает вас особыми подарками и разрешает вам открыть заколдованную шкатулку.
(Ученики открывают шкатулку полную сладостями и другими памятными призами, которые получает каждый из учеников.)
Учитель: До новых встреч!
7