Учебно-познавательная игра по теме «ПТИЦЫ»
Цель: создание уловий для осмысления учебной информации, для применения знаний и
умений в знакомой и новой учебной ситуациях.
Задачи:
-продолжить формирование экологической культуры учащихся;
-продолжить формирование умений сравнивать объекты,работать с разнообразными
источниками информации;
-углубить знания об особенностях строения и жизненных процессах птиц;
-формировать опыт сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения;
-стимулировать развитие познавательного интереса.
В основе игры лежат тесты-вопросы с несколькими вариантами ответов,из которых только
один является правильным.Но все предлагаемые ответы-как правильные,так и неправильные,сопровождаются пояснительной информацией.В ходе игры начисляются не
призовые очки за правильный ответ, а штрафные за неправильный. В этом случае ученик
отвечает на вопрос еще и еще раз-до тех пор,пока правильный ответ не будет найден.
Выигрывают те,кто набирает наименьшее количество штрафных очков.
Игра помимо контроля знаний выполняет и обучающую функцию.Знания детей пополняются ненавязчиво, в игровой форме-ведь каждому интересно узнать,почему его ответ
оказался неверным и какой из вариантов правильным.А что интересно,то и легко запомина-
ется. К каждому вопросу желательно использовать соответствующие иллюстрации.
ВВОДНОЕ СЛОВО
Много пользы и радости приносят птицы.Нас радует их удивительное пение и дивное оперение.А волшебное искусство гнездостроения «без рук,без топоренка «!
Их так много-наших пернатых друзей.И о каждой из птиц можно рассказать много интересного и удивительного.Но сегодня мы вспомним лишь некоторых представителей птичьего мира.Вашему вниманию будет предложено несколько вопросов.Если вы выберете неверный ответ,вам придется отвечать еще раз, но за каждую ошибку начисляются штрафные очки.Постарайтесь,чтобы их было меньше.Итак,вперед! Успехов вам!
ВОПРОСЫ
1.Самая крупная птица в России,это:А-пингвин,Б-страус,В-дрофа,Г-лебедь.
Комментарии
А.Пингвин,конечно,не всякий,а императорский,и в самом деле самый крупный-среди
водоплавающих птиц.Но тебе должно быть стыдно:где же в России можно встретить
пингвина?Разве что в зоопарке...( Два штрафных очка)
Б.Верно,самой крупной птицей является страус.Но африканский страус водится в
Африке.( Два штрафных очка)
В.Молодец!Действительно,дрофа-самая крупная птица России. Ее вес достигает 16 кг
Г.Лебедь-птица крупная,его вес достигает 13 кг(Одно штрафное очко)
2.Однажды я шел вдоль реки,смотрю-на краю проруби сидит птица,дергает коротким
хвостиком и заливается на все лады. Я сделал к ней несколько шагов,а она-с размаху
и в прорубь вниз головой.Это было так неожиданно,что я от удивления застыл на месте.
А вы не подскажете,какая птица встретилась на моем пути?
А-утка Б-гага В- олуша Г- оляпка
КОММЕНТАРИИ:
А.Во-первых,утки -птицы перелетные и унас они не зимуют,во-вторых-ты не слышал
звуки,издаваемые этими птицами? Похожи ли они на пение?(2 штрафных очка)
Б.Гаги в поисках пищи и в самом деле прекрасно ныряют имогут находиться на глуби-
не 20 м целую минуту.(2 штрафных очка)
В. Олуши охотятся на морских рыб и селятся колониями на скалах и островах,поэтому
речь идет не о них.(Одно штрафное очко)
Г.Да,ты прав.Это и в самом деле была оляпка,иногда ее называют водяной воробей.
Она прекрасно чувствует себя под водой,бегает по дну,ловит водяных жуков. Ее
перья смазаны жиром и не намокают.Птица-водолаз!Как удивителен мир птиц!
3.Вспомним внутреннее строение птиц.Дыхание-это обмен газами между организмом и
внешней средой.Этот процесс осуществляется у птиц:
А-только при вдохе;Б-только при выдохе; В-и при вдохе и при выдохе.
КОММЕНТАРИИ:
А.Вы правы,но частично,ведь речь идет о птицах,а у них свои особенности.
(Одно штрафное очко)
Б.Похоже,что у Вас трудности с биологией.(2 штрафных очка)
В.Молодец,Вы конечно же правы,ведь для птиц характерно двойное дыхание . Чистый
воздух проходит через их легкие и при вдохе,и при выдохе -он попадает туда из воз-
душных мешков,которые наполняются при вдохе.
4.Укажите отдел сердца,из которого начинается большой круг кровообращения.Это:
А-левое предсердие;Б-левый желудочек; В-правое предсердие; Г-правый желудочек.
КОММЕНТАРИИ:
А. Увы,вы не правы.(одно штрафное очко)
Б.Молодец!Именно из левого желудочка сильными мышцами его стенок артериальная
кровь выталкивается и расходится по организму.
В. Из предсердия, да еще правого?! Открой учебник,прочти нужные страницы.
(2 штрафных очка).
Г. Да,из правого желудочка начинается один из кругов кровообращения,но малый,
когда венозная кровь движется к легким.(Одно штрафное очко)
5.Какая птица отважится на обзаведение потомством в зимнюю стужу?
А-клест;Б-дятел;В-зимородок;Г-зимняк.
КОММЕНТАРИИ:
А.Конечно,это клест.Клесты выводят птенцов зимой и выкармливают их семенами
хвойных деревьев,которые созревают в это время.А чтобы птенцы не замерзли-
самочка сидит на гнезде не поднимаясь.Кормит ее самец.
Б.Тебе необходимо заняться самообразованием.(2 штрафных очка).
В.Зимородок,как и большинство пернатых, выводят птенцов в теплое время года.
Г.Вы наверное,просто ничего не знаешь о зимняке. Это хищная птица,один из видов
канюков. Гнездится в тундре и лесотундре.И,конечно же,летом.(Одно штрафное очко)
6. «Без рук, без топоренка построена избенка».Акто хозяин этого гнезда? (Демонстра-
ция гнезда ремеза)
А-ласточка;Б-жаворонок;В-зяблик;Г-ремез.
КОММЕНТАРИИ:
А.Нет.Ласточки крепят свои гнезда под крышей или в норах обрывистых берегов рек.
(2 штрафных очка).
Б.Ну что вы?!Жаворонок-степная птица и гнезда устраивает на земле,обычно среди
зеленеющих всходов злаков(2 штрафных очка).
В.Нет.Гнездо зяблика-чашеобразное и замаскировано мхом,лишайником,если оно
на хвойном дереве,либо берестой-если на березе.(Одно штрафное очко).
Г.Да,это ремез.Гнездо отличается своеобразной формой-домик»рукавичка».Теплый и
прочный получается у трудолюбивого ремеза домик для птенцов.
Литература:
1. Константинов В.М. Биология:7класс:учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.М.:Вентана-Граф,2010.
2. Захлебный Л.Н.,СуравегинаИ.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной
работе-М.:Просвещение,1994
3. Голубев И.Р.,НовиковЮ.В. Окружающая среда и ее охрана.-М.:Просвещение,1995