2. Географический атлас. 10 класс
3. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира 10 класс
(автор В.П. Максаковский)
3. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Рабочая тетрадь (автор В.П. Максаковский)
№ п/п | Раздел, тема урока, | Тип урока, применение ИКТ | Содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды учебной деятельности учащихся | Лабораторные и практические работы | Вид и форма контроля |
Раздел 2: Регионы и страны мира (30 часов) |
Тема 6: Зарубежная Европа (6 часов) |
1 | Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Европы. Природные условия и ресурсы. | УИНМ ВУ | Общая характеристика. Зарубежная Европа как один из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы. Особенности ЭГП. Изменения политической карты региона в новейшее время. Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации. | Знать особенности ЭГП Зарубежной Европы, природные условия и ресурсы. Уметь характеризовать природу и хозяйство Зарубежной Европы Объяснять: размещение и развитие отраслей хозяйства в зависимости от природных ресурсов | Характеристика экономико-географического положения Зарубежной Европы | Практическая работа № 1: Пользуясь материалом учебника и географическими картами, дать экономико-географическую характеристику Зарубежной Европы. | Стартовый, Устный фронтальный опрос, таблица |
2 | Население и хозяйство Зарубежной Европы | КБ ВУ | Население зарубежной Европы. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора». Национальный состав населения региона. Обострение межнациональных отношений. Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Размещение населения. Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации. Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада. Менее крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении труда | Знать структуру населения, направления миграций, уровень урбанизации, понятие «субурбанизация», западноевропейский тип города. Уметь называть и показывать страны «большой семерки» Объяснять: значение «исламского фактора», роль Ватикана. | Работа с картами атласа, статистическими материалами, конспект урока, обозначение на контурной карте стран, входящих в «большую семерку» | | Текущий, Устный фронтальный опрос, конспект, работа с контурной картой |
3 | Промышленность Зарубежной Европы | КБ ВУ | Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, чёрная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы. | Знать главные отрасли промышленности. Уметь называть и показывать главные промышленные районы Зарубежной Европы Объяснять: размещение отраслей промышленности в Зарубежной Европе | Работа с картами атласа и статистическими материалами. Составление таблицы стран Зарубежной Европы по производству отдельных видов продукции. Обозначение на контурной карте главных промышленных районов | Практическая работа № 2: Определить, какие страны региона входят в «первую пятёрку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформить в виде таблицы. | Текущий, Устный фронтальный опрос, таблица, работа с контурной картой |
4 | Сельское хозяйство. Транспортная система. Непроизводственная сфера. Экологические проблемы. | КБ ВУ | Сельское хозяйство зарубежной Европы, три главных типа. Транспортная система зарубежной Европы. Главные транспортные магистрали направлений Север-Юг и Запад-Восток. Главные сухопутные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы. Преодоление естественных преград. Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные зоны. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма. Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе. | Знать главные типы сельского хозяйства, главные транспортные магистрали, узлы, главные финансовые центры и оффшорные зоны, экологические проблемы. Уметь называть и показывать главные сухопутные транспортные узлы, «большую тройку» стран по развитию въездного туризма Объяснять: естественные преграды для развития транспортной сети Зарубежной Европы, решение экологических проблем | Составление картосхемы главных сельскохозяйственных районов, транспортных магистралей и морских портов одной из стран Зарубежной Европы, ее анализ, защита проектов | Практическая работа № 3: Используя карты атласа, нанести на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Провести анализ полученной картосхемы. Проект № 1: Используя материал учебника и атласа, а также дополнительные источники информации, включая Интернет и ГИС, разработать проект сухопутного и морского соединения единой транспортной системы зарубежной Европы с единой транспортной системой СНГ. Привести доказательства в защиту своего проекта. | Текущий, Устный фронтальный опрос, таблица, работа с контурной картой, проект |
5 | Географический рисунок расселения и хозяйства | КБ ВУ | Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы. Типология экономических районов. Четыре субрегиона зарубежной Европы. | Знать географический рисунок расселения и хозяйства, понятие «центральная ось развития». Уметь называть и показывать субрегионы Зарубежной Европы Объяснять: типологию экономических районов | Составление таблицы «Агломерации-миллионеры в Зарубежной Европе», нанесение их на контурную карту, их сравнение | Практическая работа № 4: Используя материалы учебника, составить в тетради таблицу: «Агломерации-миллионеры в зарубежной Европе» и сравнить отдельные страны по числу таких агломераций. | Текущий, Устный фронтальный опрос, таблица, работа с контурной картой |
6 | Субрегионы и страны: Германия | КБ ВУ | Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Образование Германии. Особенности формы правления, геополитического положения и административно-территориального устройства. Население. Место Германии в мировом хозяйстве. Промышленность Германии. Сельское хозяйство. Особенности транспортной сети. Высокий уровень развития непроизводственной сферы. Внешние экономические связи. Особенности территориальной структуры хозяйства Германии. Направления региональной политики. | Уметь давать экономико-географическую и политико-географическую характеристику Германии Объяснять: место Германии в мировом хозяйстве, направления региональной политики | Экономико-географическая и политико-географическая характеристика Германии, защита проектов | Практическая работа № 5: Просмотреть материал части I учебника и темы 6 во II части, а также таблицы «Приложений» и вписать в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к Германии. Использовать их для более полной характеристики этой страны. Проект № 2: Составить проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия в этом регионе. | Текущий, Устный фронтальный опрос, таблица, проект |
Тема 7: Зарубежная Азия. Австралия (9 часов) |
7 | Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Азии. Природные условия и ресурсы. | УИНМ ВУ | Общая характеристика. Зарубежная Азия как быстро развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» субрегиона. Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития промышленности; особое значение нефтяных ресурсов. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства; недостаточная обеспеченность пахотными землями и источниками водоснабжения. | Знать особенности ЭГП Зарубежной Азии, природные условия и ресурсы. Уметь характеризовать природу и хозяйство Зарубежной Азии Объяснять: размещение и развитие отраслей хозяйства в зависимости от природных ресурсов | Характеристика экономико-географического положения Зарубежной Азии, работа с контурной картой | Практическая работа № 6: Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны, являющиеся: 1) республиками; 2) монархиями; 3) странами с федеративным государственным строем. Практическая работа № 7: Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны этого региона, получившие политическую независимость после второй мировой войны. Обозначить годы получения независимости и проанализировать их хронологию. | Стартовый, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблица |
8 | Население Зарубежной Азии | КБ ВУ | Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах зарубежной Азии. Этнический и религиозный состав населения, зарубежная Азия как родина трёх мировых религий. Межэтнические и религиозные конфликты в регионе. Основные черты размещения населения, контрасты плотности. Главные очаги внешних миграций. Рост городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный (азиатский) тип города. Особенности сельского расселения. | Знать структуру населения, направления миграций, уровень урбанизации, городские агломерации и «сверхгорода», восточный тип города. Уметь называть и показывать городские агломерации и «сверхгорода» Объяснять: демографическую ситуацию и демографическую политику, особенности сельского расселения | Работа с картами атласа, статистическими материалами, конспект урока, обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и «сверхгородов» | | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, конспект |
9 | Хозяйство Зарубежной Азии. Экологические проблемы | КБ ВУ | Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона. Главные районы возделывания зерновых, тропических и субтропических культур, пастбищного животноводства. Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии. | Знать главные центры мирового хозяйства, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Уметь называть и показывать главные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии Объяснять: особенности сельского хозяйства региона | Работа с картами атласа и статистическими материалами. Составление Картосхемы «Важнейшая продукция, поставляемая странами Зарубежной Азии на мировой рынок» | Практическая работа № 8: Используя текст и рисунки учебника, составить картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Показать стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, картосхема |
10 | Китай: ЭГП, население, крупнейшие города | КБ ВУ | Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема Тайваня. Воссоединение Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая. Китай – первая страна мира по численности населения. Демографическая политика и её результаты; переход от демографического взрыва к третьей фазе демографического перехода. Возрастно-половой состав населения. Этнический состав населения. Особенности размещения населения: соотношение городских и сельских жителей, процесс урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации Китая. Китай как страна древней культуры. | Уметь давать характеристику населения Китая, называть и показывать крупнейшие города страны Объяснять: особенности культуры Китая, демографическую политику страны и ее результаты | Характеристика населения, процесса урбанизации, культуры и демографической политики Китая. Нанесение на карту крупнейших городов и городских агломераций | | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, презентация |
11 | Китай: хозяйство, внешние экономические связи | КБ ВУ | Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо». Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю душевого ВВП и уровню жизни. Промышленность Китая. Сельское хозяйство Китая. Рост производства сельскохозяйственных культур. Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры. Транспорт Китая. Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой экономикой. Специальные экономические зоны. Структура экспорта и импорта Китая, его главные торговые партнеры. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в международном туризме. Внутренние различия: Восточная (приморская), Центральная и Западная зоны. | Уметь давать экономико-географическую характеристику Китая, характеристику его промышленности, сельского хозяйства, транспорта, непроизводственной сферы Объяснять: место Китая в мировом хозяйстве, направления региональной политики, внутренние различия крупных субрегионов страны | Экономико-географическая характеристика Китая. Характеристика его промышленности, сельского хозяйства, транспорта и непроизводственной сферы. Сравнение крупных субрегионов Китая. Обозначение на контурной карте крупнейших промышленных центров страны и главных районов возделывания основных сельскохозяйственных культур. | Практическая работа № 9: Используя экономическую карту Китая в атласе, обозначить на контурной карте этой страны её крупнейшие промышленные центры. Практическая работа № 10: Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Китая главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Объяснить их размещение. Проект № 3: Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Пекину. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблицы, проекты |
12 | Япония: ЭГП, население, крупнейшие города | КБ ВУ | Территория Японии, её границы и ЭГП. Стабильность численности населения Японии – страны Азии с первым типом воспроизводства населения; причины такого демографического перехода. Однородный национальный состав населения, культурные традиции. Религиозный состав населения Японии. Высокая средняя плотность населения. Высокий уровень урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации (Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо. | Уметь давать экономико-географическую и политико-географическую характеристику Японии, называть и показывать крупнейшие города и городские агломерации Объяснять: формирование мегаполиса Токайдо | Экономико-географическая и политико-географическая характеристика Японии. Нанесение на контурную карту крупнейших городов и городских агломераций | | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблицы |
13 | Япония: хозяйство, внешние экономические связи | КБ ВУ | Хозяйство. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. и его причины. Замедление темпов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы №3». Япония как постиндустриальная страна. Промышленность – этапы развития. Главные промышленные центры Японии и их специализация. Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение рыболовства. Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое значение внешних экономических связей. Структура и география экспорта и импорта Японии. Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии. | Уметь давать характеристику промышленности, сельского хозяйства, транспорта, непроизводственной сферы Японии Объяснять: место Японии в мировом хозяйстве, направления региональной политики, территориальную структуру хозяйства Японии | Характеристика промышленности, сельского хозяйства, транспорта и непроизводственной сферы Японии. Обозначение на контурной карте крупнейших промышленных центров страны и главных районов возделывания основных сельскохозяйственных культур, районов рыболовства. | Проект № 4: Пользуясь материалами учебника, атласа и дополнительными источниками информации, составить план-проект экскурсии по Японии, которая дала бы наиболее полное представление об этой стране. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблицы, проекты |
14 | Индия: ЭГП, население, хозяйство | КБ ВУ | Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма правления и административно-территориальное деление. Население. Особенности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав населения Индии; районы этнорелигиозных противоречий. Неравномерность размещения населения. Особенности урбанизации в Индии, главные города и городские агломерации. Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Экономическое чудо» в Индии и рост объёма ВВП. Постепенное превращение Индии в супердержаву знаний. Сильное отставание Индии по показателю душевого ВВП. Высокая доля людей, живущих за чертой бедности. Промышленность Индии. Сельское хозяйство Индии. Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. Зарождение первых трёх мегалополисов Индии. | Уметь давать экономико-географическую и политико-географическую характеристику Индии, характеризовать ее промышленность, сельское хозяйство, транспорт, непроизводственную сферу, демографические процессы и процесс урбанизации страны Объяснять: место Индии в мировом хозяйстве, направления региональной политики | Экономико-географическая и политико-географическая характеристика Индии, характеристика ее населения, хозяйства и региональной политики, работа с контурной картой | Практическая работа № 11: Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Индии ареалы возделывания риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. Определить какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии представлены в Индии. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблицы |
15 | Австралия: ЭГП, население, хозяйство | КБ ВУ | Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты населения. Главные города Австралии. Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации. Внутренние различия. Крупные субрегионы. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов. | Уметь давать экономико-географическую и политико-географическую характеристику Австралии, характеризовать ее промышленность, сельское хозяйство, транспорт, непроизводственную сферу, демографические процессы, сравнивать крупные субрегионы страны Объяснять: место Австралии в мировом хозяйстве, направления региональной политики | Экономико-географическая и политико-географическая характеристика Австралии, характеристика ее населения, хозяйства и региональной политики, работа с контурной картой | | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблицы |
Тема 8: Африка (4 часа) |
16 | Общая экономико-географическая характеристика Африки, природные условия, ресурсы, население | УИНМ ВУ | Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны. Территория Африки и отдельных её стран. Особенности ЭГП. Особенности государственного строя. Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Природные условия и ресурсы. Африка – регион демографического взрыва с самыми высокими темпами воспроизводства населения. Качество населения в Африке. Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения. | Знать особенности ЭГП Африки, природные условия и ресурсы, особенности населения Африки. Уметь характеризовать природу и население Африки Объяснять: особенности ЭГП Африки, населения региона | Характеристика экономико-географического положения Африки, ее населения, классификация стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми | Практическая работа № 12: Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», провести классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составить в тетради таблицу Проект № 5: Изучив дополнительные источники информации, разбейтесь на мини-группы для сравнения проектов переброски речного стока в Африке для обводнения пустыни Сахара. Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе. | Стартовый, Устный фронтальный опрос, таблицы, проекты |
17 | Хозяйство Африки | КБ ВУ | Хозяйство Африки, место её в мире. Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Тропическое и субтропическое земледелие в Африке. Понятие о монокультуре. Индустриализация Африки. Доля Африки в мировом хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и Тропическую Африку. | Знать главные центры промышленности и сельского хозяйства региона. Уметь называть и показывать главные субрегионы Африки Объяснять: особенности хозяйства Африки | Работа с картами атласа и статистическими материалами. Составление таблицы «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке», работа с контурной картой | Практическая работа № 13: По физической и экономической картам Африки в атласе определить главные районы горнодобывающей промышленности в Африке и их специализацию на добыче определённых полезных ископаемых. Нанести эти районы с указанием добываемого топлива и сырья на контурную карту. Практическая работа № 14: Используя карты атласа, составить в тетради таблицу: «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке» Проект № 6: Осуществите поиск дополнительной информации о транспорте Африки. Проведите анализ собранных материалов и, разбившись на мини-группы, разработайте два-три проекта строительства трансафриканских железнодорожных и автомобильных магистралей. Проведите защиту (презентацию) своих проектов в классе. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблица, проекты |
18 | Субрегионы Африки: Северная Африка | КБ ВУ | Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города. | Уметь давать экономико-географическую характеристику Северной Африки, называть и показывать крупнейшие города, Объяснять: место Северной Африки в хозяйстве Африки | Экономико-географическая характеристика Северной Африки, характеристика ее природы, населения и хозяйства, работа с контурной картой, составление сравнительной таблицы | Практическая работа № 15: Пользуясь таблицей 2 в «Приложениях», нанести на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после второй Мировой войны. Указать даты достижения независимости и сравнить в этом отношении Северную и Тропическую Африку. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, сравнительная таблица |
19 | Субрегионы Африки: Тропическая и Южная Африка. ЮАР | КБ ВУ | Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке. ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР.. | Уметь давать экономико-географическую характеристику Тропической и Южной Африки, Объяснять: место Тропической и Южной Африки в хозяйстве региона и мире | Экономико-географическая характеристика Тропической и Южной Африки, характеристика их природы, населения и хозяйства, работа с контурной картой, составление сравнительной таблицы | Практическая работа № 16: Составить в тетради таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определить черты сходства и различия. | Текущий, Устный фронтальный опрос сравнительная таблица |
Тема 9: Северная Америка (5 часов) |
20 | Понятие «Северная Америка», США: ЭГП, природные условия и ресурсы. Население | УИНМ ВУ | Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира. Размеры территории США и её подразделение на три части. Выгоды ЭГП США, сухопутные и морские границы; соседи США. Федеративное государственное устройство США. Штаты США. Двухпартийная система в США. Население США. Особенности формирования американской нации. Белое, афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Размещение населения по территории страны. Показатели плотности населения. Направления внутренних миграций населения. География городов. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности сельского расселения. | Знать особенности ЭГП США, природные условия и ресурсы, особенности населения США. Уметь характеризовать природу и население США Объяснять: особенности ЭГП США, населения региона, понятие «Северная Америка» | Характеристика экономико-географического положения США, населения страны, расчет доли мегаполисов США в площади и населении страны | Практическая работа № 17: Используя текст и рисунки учебника, рассчитать долю трех главных мегалополисов США в площади и населении страны. | Стартовый, Устный фронтальный опрос, расчет в тетради |
21 | США: хозяйство, внешние экономические связи | КБ ВУ | Общая характеристика хозяйства Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль американских ТНК в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве. Особенности транспортной системы США. Переход к постиндустриальному обществу. Особенности территориальной структуры хозяйства США. Факторы, воздействующие на эту структуру. Концентрация хозяйственной жизни в мегалополисах США. Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика. География промышленности и сельского хозяйства США. Природные ресурсы для развития промышленности и сельского хозяйства США. География транспорта США, её конфигурация. Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала. Развитие внутреннего и международного туризма в США. Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране окружающей среды. | Знать главные промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, финансовые, туристические, торговые центры и районы. Уметь называть и показывать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, финансовые, туристические, торговые центры и районы США Объяснять: особенности хозяйства страны | Работа с картами атласа и статистическими материалами. Составление круговых диаграмм по заданным статистическим данным | Практическая работа № 18: Используя данные о структуре ВВП США (сельское хозяйство – 1%, промышленность – 17%, сфера услуг – 82%), составить круговую диаграмму этой структуры. Сравнить её со структурой валового мирового продукта и структурой ВВП других крупных стран. Практическая работа № 19: Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», составить в тетради круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. | Текущий, Устный фронтальный опрос, круговые диаграммы |
22 | Макрорегионы США: Северо-Восток и Средний Запад | КБ ВУ | Макрорегионы США. Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон. Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго. | Уметь давать экономико-географическую характеристику Северо-Востока и Среднего Запада США, называть и показывать крупнейшие города, хозяйственные и культурные центры Объяснять: место Северо-Востока и Среднего Запада в экономике США | Экономико-географическая характеристика Северо-Востока и Среднего Запада, характеристика их природы, населения и хозяйства, составление статистических расчетов, составление конспективно-справочной таблицы «Главные районы чёрной металлургии США» | Практическая работа № 20: Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды в США, рассчитать обеспеченность ими (в годах). Пользуясь данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Сделать выводы из этого анализа. Практическая работа № 21: Используя материал учебника, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы чёрной металлургии США» | Текущий, Устный фронтальный опрос, статистические расчеты, конспективно-справочная таблица |
23 | Макрорегионы США: Юг и Запад | КБ ВУ | Макроргегион Юга, город Атланта. Макрорегионы Запада, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско. | Уметь давать экономико-географическую характеристику Юга и Запада США, называть и показывать крупнейшие города, хозяйственные и культурные центры Объяснять: место Юга и Запада в экономике США | Экономико-географическая характеристика Юга и Запада, характеристика их природы, населения и хозяйства, составление конспективно-справочной таблицы «Промышленные пояса США» | Практическая работа № 22: Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также экономической картой США в географическом атласе, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» Проект № 7: На основе материалов учебника и дополнительных источников информации (литература, Интернет, ГИС, ГЛОНАСС), разработать индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями этой страны. Провести коллективную презентацию подготовленных проектов и выбрать лучший из них. | Текущий, Устный фронтальный опрос, конспективно-справочная таблица, проекты |
24 | Канада | КБ ВУ | Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Канада как высокоразвитая страна. Четыре отрасли её международной специализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады. | Уметь давать экономико-географическую характеристику Канады, называть и показывать крупнейшие города, хозяйственные и культурные центры Объяснять: место Канады в мировой экономике | Экономико-географическая характеристика Канады, характеристика ее природы, населения и хозяйства, работа с контурной картой | Практическая работа № 23: Нанести на контурную карту Северной Америки: 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железнодорожные магистрали США и Канады. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, |
Тема 10: Латинская Америка (3 часа) |
25 | Понятие «Латинская Америка», общая экономико-географическая характеристика, природные условия, ресурсы, население | УИНМ ВУ | Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и федеративные государства. Колониальные владения. Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и её краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия. Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона. | Знать особенности ЭГП Латинской Америки, природные условия и ресурсы, особенности населения стран Латинской Америки. Уметь характеризовать природу и население стран Латинской Америки Объяснять: особенности ЭГП стран Латинской Америки, населения региона, понятие «Латинская Америка» | Характеристика экономико-географического положения стран Латинской Америки, населения, составление классификационной таблицы по форме правления стран Латинской Америки, построение на контурной карте картодиаграммы региона по доле индейцев во всем населении | Практическая работа № 24: По «визитной карточке» на форзаце учебника определить формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Составить соответствующую классификационную таблицу в тетради. Практическая работа № 25: Доля индейцев во всем населении отдельных стран составляет (в %): в Боливии – 63, в Гватемале – 54, в Перу – 47. В Эквадоре – 40, в Мексике – 15, в Чили – 9, в Панаме – 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине – 2-4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картодиаграмму. | Стартовый, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, таблица |
26 | Общая характеристика хозяйства Латинской Америки | КБ ВУ | Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к ускоренным темпам экономического роста. Горнодобывающая промышленность стран Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской Америки. Главные отрасли земледелия и животноводства и их размещение. Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения». Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. | Знать главные промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, финансовые, туристические, торговые центры и районы. Уметь называть и показывать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, финансовые, туристические, торговые центры и районы стран Латинской Америки Объяснять: особенности территориальной структуры хозяйства региона | Работа с картами атласа и статистическими материалами. Работа с контурными картами | Практическая работа № 26: Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, серебра. Укажите причины такой специализации. Практическая работа № 27: Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные районы, специализирующиеся на производстве кофе, какао-бобов, сахарного тростника, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации. | Текущий, Устный фронтальный опрос, работа с контурной картой, |
27 | Бразилия | КБ ВУ | Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Размеры и профиль отраслей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы. Особенности территориальной структуры хозяйства. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии). Особое значение крупнейших городских агломераций. Главные транспортные новостройки. | Уметь давать экономико-географическую характеристику Бразилии, называть и показывать крупнейшие города, хозяйственные и культурные центры Объяснять: место Бразилии в мировой экономике | Экономико-географическая характеристика Бразилии, характеристика ее природы, населения и хозяйства, составление сравнительной таблицы | Практическая работа № 28: Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Выполните это задание в форме таблицы в тетради | Текущий, Устный фронтальный опрос, сравнительная таблица |
Тема 11: Россия в современном мире (3 часа) |
28 | Место России в мировой политике, природно-ресурсном потенциале, населении, по качеству жизни | УИНМ ВУ | Место России в мировой политике. Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Место России в населении мира. Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия. | Объяснять: место России в мировой политике, природно-ресурсном потенциале, населении мира, по качеству жизни. | Анализ докладов и презентаций, конспектирование урока, выполнение статистического расчета | Практическая работа № 29: Используя таблицу 1 учебника и таблицы 3, 4, 5 и 6 в «Приложениях», рассчитать долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды. По таблице 9 в «Приложениях» охарактеризовать место России среди стран мира по размерам эмиссии диоксида углерода в атмосферу. | Стартовый, Устный фронтальный опрос, доклады, презентации, статистический расчет |
29 | Экономика России на мировом фоне | КБ ВУ | Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве. Место России в мировом транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа. | Уметь: характеризовать экономику России на мировом фоне Объяснять: место России в промышленности мира, мировом сельском хозяйстве, мировом транспорте. | Анализ докладов и презентаций, конспектирование урока, составление таблицы «Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве». | Практическая работа № 30: Используя текст и «Приложения» учебника, составить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве». Проект № 8: Используя учебник и дополнительные источники информации, составить проект подключения к газотранспортной системе России гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоения которого намечается во втором десятилетии XXI в. | Текущий, Устный фронтальный опрос, таблица |
30 | Россия в международных экономических отношениях. Перспективы развития России | КБ ВУ | Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях. Перспективы развития России на среднесрочный и долгосрочный период. | Уметь: характеризовать перспективы развития России Объяснять: место России в международных экономических отношениях | Анализ докладов и презентаций, конспектирование урока, построение круговой диаграммы по заданным статистическим данным | Практическая работа № 31: Сделав необходимые расчёты, построить в тетради круговую диаграмму: «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве». | Текущий, Устный фронтальный опрос, круговая диаграмма |
Раздел 3: Глобальные проблемы человечества (4 часа) |
31 | Глобальные проблемы: мира и разоружения, международного терроризма, экологическая, демографическая | УИНМ ВУ | Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации. Проблема разоружения и сохранение мира. Проблемы международного терроризма. Меры борьбы с международным терроризмом. Экологическая проблема. Пути решения глобальной экологической проблемы. Демографическая проблема. Пути решения демографической проблемы. | Уметь: называть глобальные проблемы человечества Объяснять: причины возникновения проблемы разоружения и сохранения мира, проблемы международного терроризма, экологической проблемы, демографической проблемы и пути их решения | Анализ докладов и презентаций, конспектирование урока, создание «демографического портрета» планеты | Практическая работа № 32: Используя содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17, 34 и 35 в «Приложениях», а также дополнительные источники информации нарисовать «демографический портрет» планеты в наши дни и в середине XXI в. | Стартовый, Устный фронтальный опрос, «демографический портрет» планеты |
32 | Глобальные проблемы: энергетическая и сырьевая, продовольственная, преодоление отсталости стран и другие проблемы | КБ ВУ | Энергетическая проблема. Пути решения энергетической проблемы. Продовольственная проблема. Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и интенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по её решению. Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению. Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению. Взаимосвязь глобальных проблем. | Уметь: называть глобальные проблемы человечества Объяснять: причины возникновения энергетической проблемы, продовольственной проблемы, проблемы отсталости развивающихся стран, других глобальных проблем, и пути их решения. | Анализ докладов и презентаций, конспектирование урока, создание схемы «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества». | Практическая работа № 33: Используя содержание темы 12, составить в тетради схему: «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества». | Текущий, Устный фронтальный опрос, схема в тетради |
33 | Глобальные прогнозы развития человечества | КБ ВУ | Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. | Уметь: называть глобальные прогнозы человечества Объяснять положительные и отрицательные стороны пессимистических и оптимистических прогнозов | Анализ докладов и презентаций, конспектирование урока, создание конспективно-справочной таблицы «Характеристика глобальных проблем человечества». | Практическая работа № 34: Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества» | Текущий, Устный фронтальный опрос, конспективно-справочная таблица |
34 | Стратегия устойчивого развития природы и общества | КБ ВУ | Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география | Уметь: называть главные компоненты устойчивого развития Объяснять: понятие «стратегия устойчивого развития», взаимосвязь устойчивого развития и географии | Анализ докладов и презентаций, конспектирование урока, создание схемы «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду». | Практическая работа № 35: Используя содержание темы 2 и других тем учебника, составить в тетради схему: «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду». | Текущий, Устный фронтальный опрос, схема в тетради |
- ВУ – видео-урок.