СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематическое планирование ПСИХОМОТОРИКА 5 класс с умеренной умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 5 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционным курсом факультативных занятий. Рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа. Продолжительность занятия 15-25 минут. Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию, имеющихся у учащихся недостатков развития.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

•        формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

•        коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

•        формирование пространственно-временных ориентировок;

•        развитие слухоголосовых координаций;

•        формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

•        совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

•        обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

•        исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

•        формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование ПСИХОМОТОРИКА 5 класс с умеренной умственной отсталостью»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.

-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.

- Положения СанПин 2.4.2.2821-10.

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 5 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является коррекционным курсом факультативных занятий. Рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа. Продолжительность занятия 15-25 минут. Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию, имеющихся у учащихся недостатков развития.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

• формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

• коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

• формирование пространственно-временных ориентировок;

• развитие слухоголосовых координаций;

• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

• обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

• исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

• формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел «Тактильно-двигательное восприятие». Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.


Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны уметь:

• целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

• дорисовывать незаконченные изображения;

• группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

• составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

• конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

• определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

• зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

• классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

• различать запахи и вкусовые качества, называть их;

• сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

• действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

• определять время по часам.


Используемая методическая литература:

  1. «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» №4 2004г.

  2. «Коррекционная педагогика» №3\9, 2005г.













уро ка

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во уроков

Требования к уровню подготовки обучающихся

Тип занятия

Повторение

Вид контроля

Дата прове

дения

1

Развитие моторики, графомоторных навыков - 6ч.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

1

Личностные УУД:

- формирование интереса к учению.


Предметные УУД:

- обводить изображения по контуру, выполнять различные виды штриховок;

- пользоваться различными видами застежек;

- верно выполнять на слух и по образцу графический диктант.


Метапредметные УУД:

Регулятивные

- адекватно воспринимать предложения учителя;

- учиться работать по предложенному плану.

Познавательные

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- Оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные

- ставить вопросы; обращаться за помощью;

- Вести устный диалог с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Урок - игра




Повторить виды штриховок

(штриховка под разным наклоном, штриховка – барашек, перекрестная, хаотичная и штриховка – корзинка);

выполнение расстёгивания и застёгивания различных видов застежек;

виды узлов, правила вязания узлов.



Самопроверка и взаимопроверка



2

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога.



1


Урок - практическое занятие



Практическое занятие


3

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка и т.д.)


1


Урок – практическое занятие


4

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

1


Урок - игра


Взаимопроверка


5

Графический диктант.

1

Контрольное занятие

Графический диктант


6

Вырезание ножницами из бумаги по контуру графических изображений.

1

Урок - практическое занятие


Самопроверка


7

Тактильно-двигательное восприятие – 3ч.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие).

1

Личностные УУД:

- мотивация учебной деятельности.


Предметные УУД:

- Определять на ощупь качества и свойства различных предметов.


Метапредметные УУД:

Регулятивные

- стабилизация эмоционального состояния и активизация энергетического потенциала для решения различных задач.

Познавательные

- применять правила и соблюдать инструкции;

- оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные

- ставить вопросы; обращаться за помощью;

- Вести устный диалог с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Урок - дидактическая игра





Повторить различные свойства и качества предметов.





Самопроверка


8

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра (Что бывает ….(пушистое)».

1


Урок - игра


9

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».



Урок – практическое занятие


Практическая работа


Итого

9


10

Кинестетическое и кинетическое развитие – 2ч.

Формирование ощущения от статистических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений.

1



Знать повадки животных, имитировать их движения в ходе игры.



Урок – сообщение новых знаний








Повторить повадки диких животных.




Самопроверка и взаимопроверка


11

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

1


Урок – игра


12

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов – 7 ч (5+2)

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета).

1









Сравнивать величины разных предметов, давать им краткую характеристику.


Урок – практическое занятие









Обогащать словарный запас учащихся.






Практическое занятие


13

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

1


Урок – практическое занятие


14

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.).

1


Урок – практическое занятие


15

Дидактическая игра «Часть и целое»

1


Урок - игра


Самопроверка и взаимопроверка


16

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

1


Урок – закрепление полученных знаний.


Итого

16


17

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов – 2 ч (5+2)

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1

Различать теплые и холодные цвета, давать предметам краткую характеристику предметам.

Урок – сообщение новых знаний



Повторить группы цветов.



Самопроверка и взаимопроверка


18

Дидактическая игра «Технический конструктор».

1

Урок - игра


19

Развитие зрительного восприятия – 4 ч.

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу.

1



Рисовать бордюры по образцу.








Находить обличительные и общие признаки на наглядном материале.



Урок - практическое занятие





Тренировка зрительной памяти с помощью различных дидактических игр («н-р: «Спички», «Римская комната» и т.д.)










Практическая работа



20

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

1



Урок - практическое занятие


21

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

Урок – дидактическая игра


22

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Урок – закрепление.


23

Восприятие особых свойств предметов – 4 ч.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое т .д.), их словесное обозначение.

1



Определять контрастные температуры: горячо-холодно



Урок – сообщения новых знаний.









Обогащать словарный запас учащихся.









Самопроверка и взаимопроверка


24

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

1




Определение различных свойств веществ: твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость.





Урок – закрепления знаний.


25

Упражнения в измерении веса продуктов на весах.

1


26

Развитие диффиринцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее -легче).

1


Итого

26


27

Развитие слухового восприятия – 3ч.

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»


1







Определять направление звука в пространстве;

различать мелодии по темпу.



Урок – дидактическая игра.




Тренировка слухового восприятия с помощью дидактических игр («н-р: «Услышишь — хлопни», «Где звук?», «Запоминайка» и т.д.)






Самопроверка и взаимопроверка


28

Развитие чувства ритма. Игровые упражнения.

1



Урок - сообщения новых знаний.


29

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики».

1



Урок - игра






Самопроверка и взаимопроверка


30

Восприятие пространства – 2 ч.

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1



Ориентироваться в пространстве в помещении и на улице.



Располагать предметы в вертикальном и горизонтальном полях листа.



Урок - сообщения новых знаний.





Повторить понятия «вертикально» и «горизонтально»


31

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

1


Урок – практическое занятие


Практическая работа


32

Восприятие времени – 3ч.

Дидактическая игра «Береги минутку».

1



Знать понятия «сутки», «неделя», месяц», «год».


Урок - игра



Повторить понятия «сутки», «неделя», месяц», «год».




Самопроверка и взаимопроверка


33

Работа с календарем и моделью календарного года.

1

Урок - сообщения новых знаний.


34

Закрепление пройденного материала.

1

Урок - закрепление знаний


Итого

34