Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие "Общие принципы работы в программе «1С: Бухгалтерия»"»
Общие принципы работы в программе «1С: Бухгалтерия»
- Основные понятия, используемые в программе
- Общая схема работы программы «1С: Бухгалтерия»
- Структура пакета, работа с формами
- Настройка плана счетов
- Справочники
- Информация о предприятии
ЕАДК, преподаватель И.Ю. Неверова
Основные понятия, используемые в модуле «1С: Бухгалтерия»
- Бухгалтерский учёт – технология, отображающая движение средств и их источников.
- Счёт – это способ группировки, текущего отражения и оперативного контроля за хозяйственными средствами и их источниками. Счёт делится на две части: левая – дебет, правая – кредит. Структура счёта состоит из наименования или номера, сальдо на начало и конец отчётного периода.
- Активные счета – это счета, на которых отражаются движения хозяйственных средств по их составу и размещению, т.е. актив баланса (всегда имеет дебетовый остаток).
- Пассивные счета – это счета, на которых отражены хозяйственные средства по их источникам образования, они служат для учёта изменения в пассиве баланса и имеют структуру зеркально симметричную активному счёту (всегда имеет кредитовый остаток).
- Активно-пассивные счета – это счета, на которых учитываются расчёты и финансовые результаты, они могут иметь сальдо и по дебету и по кредиту (имеет любой остаток).
Основные понятия, используемые в модуле «1С: Бухгалтерия»
- Сальдо – остаток по счёту, получаемый как разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами.
- Оборот – это изменение за отчётный период, сколько денег за период поступило в кассу и на расчётный счёт, на какую общую сумму поступил товар на склад, какую сумму оплатили поставщикам.
- Синтетический учёт – чисто суммовые операции. Синтетические счета предназначены для обобщающей группировки и учёта состава и движения средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов в едином денежном выражении.
- Субсчета – это дополнительная группировка показателей однородных хозяйственных средств в пределах данного синтетического счёта.
- Балансовые счета – это счета, на которых учитываются средства, принадлежащие предприятию.
- Забалансовые счета – это счета, на которых учитываются средства, не принадлежащие предприятию, а находящиеся у него на ответственном хранении или во временном пользовании.
Основные понятия, используемые в модуле «1С: Бухгалтерия»
- Аналитический учёт – регистрация операцией в журнале и получение всех итогов в разрезе каждого объекта.
- Субконто – объекты аналитического учёта.
- Баланс – форма предоставления информации об остатках средств и их источниках на определённый момент времени, т.е. по состоянию на определённую дату в сравнении с датой начала периода.
- Основные средства – средства труда для производства продукции, товаров и услуг.
- Нематериальный актив – права, имеющие денежную оценку и используемые не менее одного года (патент на …).
- ТМЦ – товарно-материальные ценности, используемые в производстве предприятия.
- Контрагенты – это адресные и банковские данные организаций, с которыми проводятся бухгалтерские операции предприятия.
- Номенклатура – данные о товарах на складах предприятия.
Общая схема работы в модуле 1С: Бухгалтерия
Константы
Справочники
Перечисление налогов
Расход
Начисление и выплата з/платы
Приход
Книга продаж
Регламентные документы
Книга покупок
Кассовая книга
Баланс
Ввод в эксплуатацию
Технические характеристики программы
- Количество операций – не ограничено.
- Количество счетов – не ограничено.
- Количество валют – до 999.
- Разрядность сумм операций – до 18 знаков, включая десятичную точку.
- Количество знаков в обозначении бухучёта – 3.
- Количество уровней аналитического учёта – 3.
- Количество объектов аналитического учёта на каждом уровне – до 99 999.
- Формирование итогов – за год, квартал, месяц, производственный период.
Структура пакета базы модуля 1С: Бухгалтерия
- Пакет программы работает с двумя типами данных – справочниками и списками.
- Окна программы состоят из Форм в виде списка записей данных, содержащих информацию об объекте для просмотра или проведения операции ввода данных, с последующей возможностью редактирования.
Реквизиты форм:
- При переходе от одной информации к другой, надо выбрать соответствующую закладку, щёлкнув по ней мышью.
- Числа вводят с клавиатуры или кнопкой калькулятора.
- Даты вводят встроенными календарями.
- Строки текста и символов вводят с клавиатуры.
- Переход от одного значения к другому производят с помощью клавиш Enter или мышью.
Работа с формами
- Нажать кнопку «Новая строка» на панели инструментов;
- Ввести значение в появившейся строке или графе;
- Нажать кнопку «Записать» или клавишу Enter.
- Поставить курсор на копируемую запись;
- Нажать кнопку «Копировать» или ПКМ;
- Откорректировать содержимое записи;
- Нажать кнопку «Записать» или клавишу Enter.
- Войти в режиме редактирования в соответствующее поле формы двойным щелчком мыши или при помощи клавиши Enter;
- Внести поправки и изменения с клавиатуры;
- Нажать кнопку записать или клавишу Enter.
- Если форма выведена для выбора значения, то её редактирование возможно только после нажатия кнопки «Изменить».
Формы базы 1С:
Работа с формами
- При удалении записи работает механизм ссылочной целостности, который предотвращает потерю необходимой информации и взаимосвязанных объектов.
- Поставить курсор на удаляемую запись и нажать кнопку «Пометить на удаление» (при этом объект сохраняется в форме и может быть использован при работе с программой);
- Пометку на удаление можно отменить, поставив курсор на помеченную запись и нажав снова кнопку «Пометить на удаление»;
- Для выполнения операции удаления необходимо закрыть все открытые окна программы;
- Выполнить следующие команды: «Операции \ Удаление помеченных объектов \ подтвердить начало процесса удаления \ нажать кнопку «Контроль» \ после проверки ссылок в документах на удаляемый объект нажать кнопку «Удалить» \ подтвердить удаление \ посмотреть результаты удаления и нажать кнопку «Закрыть».
Работа с формами
- Для быстрого перехода к нужной строке в форме используется режим быстрого поиска. Надо поставить курсор в нужную колонку и набрать на клавиатуре искомое значение. В результате курсор автоматически перейдёт на нужное значение.
- Поиск можно осуществить и помощью режима произвольного поиска. Для этого надо выполнить команды «Действия» \ выбрать пункт «Поиск» или «Искать», можно использовать клавиши CTRL + F3 или кнопкой на панели инструментов «Бинокль». В выведенном на экран запросе поиска ввести запись что искать и задать направление поиска.
- Изменение ширины колонок :
- Следует установить мышь в строке заголовков колонок списка на границу между двумя колонками и поймать указатель двойной стрелки .
- При нажатой левой клавиши мыши переместить границу колонок в желаемое место.
Работа с формами
- Выводимые на экран списки упорядочены в последовательности номеров, дат, наименований и т.п. При этом новые записи помещаются не в конец списка, а место, соответствующее порядку следования записей.
- В некоторых списках можно изменять порядок вывода записей. Так в журнале операций можно упорядочить записи по дате, дебету, кредиту, сумме или содержанию проводки.
- Порядок сортировки можно изменить с помощью команды «Действия» или клавишами CTRL+1, CTRL+2, т.е. в соответствии с номером колонки.
План счетов
Настройка плана счетов
- План счетов открывается из меню «Операции» или кнопкой .
- Таблица списка счетов имеет иерархическую структуру – «счёт \ субсчёт». Список может внешне меняться - субсчета видны или скрыты с помощью команд меню «Действия \ Иерархический список» или кнопки на панели инструментов.
- При создании новых счетов и их записи программа спрашивает «Счёт будет иметь субсчета?». Если ответить «Да», то это будет группа, в которую можно будет добавлять подгруппы. Если ответить «Нет», то счёт будет без субсчетов, но при добавлении субсчетов (с подпунктами 1,2… - например, счёт 78, а субсчета 78.1 и 78.2), счёт станет группой.
Структура формы «План счетов»
- « Пиктограмма » - отображает состояние счёта:
- Т τ – счёт является группой (нажата кнопка иерархического списка), т.е. счёт имеет субсчета скрытые в подгруппу, которая открывается двойным щелчком мыши по Пиктограмме. Проводки по этому счёту не формируются, из плана счетов такой счёт не выбирается (можно только по субсчетам).
- Т - счёт жёлтым цветом и Т субсчёт синим цветом с выключенной кнопкой иерархии списка счетов.
- Т τ , Т – счёт с красной галочкой является субсчётом или счётом без субсчетов, выбор из плана счетов разрешён.
- Т τ , Т – счёт без красной галочки введён пользователем, выбор из плана счетов разрешен.
- – счет, перечёркнутый крестом, помечен на удаление, выбор из плана счетов возможен, но с предупреждением.
- « Код » - номер счёта или субсчёта, если вводится номер уже имеющийся, выводится табличка «Код не уникальный», значит надо установить другой номер, которого ещё нет.
- « Наименование » - краткое наименование счёта (субсчёта), строка, отражающая назначение счёта.
- « Вал .» - признак ведения валютного учёта (ставится знак +).
- « Кол .» - признак ведения количественного учёта (ставится знак +).
- « Заб .» - признак забалансового счёта (ставится знак +).
- « Акт .» - признак активности счёта (выбирается буква А – активный, П – пассивный, АП – активно-пассивный).
- « Субконто1 », « Субконто2 » … « СубконтоN » - виды субконто счёта. Значение колонок определяют признаки, по которым есть возможность вести аналитический учёт . («Субконто1» - «Номенклатура» - определяет ведение учёта по данному счёту в разделе товаров, продукции, услуг или работ).
- Заполнение колонок с 4 по 11 производится щелчком мыши в конце строки через кнопку с тремя точками и выбором из списка нужного варианта.
Справочники базы 1С:
Справочники необходимы для выбора данных из списков при заполнении форм. Справочники делятся на следующие группы:
Объекты учёта :
- Номенклатура (список товаров)
- Материалы
- Основные средства (здания, автомобили, компьютеры и т.п.)
- Нематериальные активы (ценные бумаги и.т.п.)
- Контрагенты (предприятия и юридические лица)
- Сотрудники
- Банковские счета
- Прочие объекты учёта
Справочники
Аналитические справочники :
- Статьи затрат на производство
- Статьи общепроизводственных затрат
- Статьи общехозяйственных затрат
- Статьи издержек обращения
- Статьи расходов на продажу
- Статьи затрат обслуживающих производств
- Статьи затрат на строительство
- Статьи коммерческих расходов
- Движения денежных средств
- Виды продукции, работ, услуг
- Прочие расходы и доходы
Справочники для расчётов :
- Валюты
- Ставки НДС
- Ставки налога с продаж
- Налоги и отчисления
- Варианты расчёта налогов
Вспомогательные справочники :
- Единицы измерений
- Классификатор ЕНАОФ
- Доходы будущих периодов
- Резервы
- Бланки строгой отчётности
- Грузовые таможенные декларации
- Объекты строительства
- Оборудование
Подчинённые справочники :
- Договоры
- Расчёты счёта
- Ставки налогов
Справочники
Справочники бывают двух видов: иерархические и простые.
Иерархические состоят из групп в виде папок ,
в которых создаются простые подгруппы в виде строк .
Ctrl+ - выход из подгруппы в группу,
Ctrl+ - открытие списка подгруппы.
Перенос элемента из одной группы справочника в другую
- Справа в списке выбрать элемент (строку или группу), которую требуется перенести
- Слева в дереве папок выбрать группу, в которую требуется перенести выбранный элемент
- Выбрать пункт ПКМ или кнопкой «Перенести в другую группу» или кнопкой , можно через меню: «Действия \ Перенести в другую группу» или клавишами Ctrl+F5.
- При заполнении справочника «Сотрудники»:
- - ИНН – свидетельство из налоговой службы сотрудника
- - уральский процент надбавки – 15%
- - счёт отнесения затрат по начисленной заработной плате – 20 (осн. производство), 25 (производственные расходы)
- - тип вычета на сотрудника – 400 руб.
- - номер ПФР – пенсионная зелёная карточка.
Информация о предприятии
Меню «Сервис \ Сведения об организации», необходимо заполнить все вкладки:
- На вкладке «Организация» - кратко вносится название предприятия, а затем в полном наименовании расписать; юридический и почтовый адрес с индексом (строки можно копировать).
- На вкладке «Коды» – заполнить номера ИНН в налоговой предприятия, ОКОНХ, ОКПД, ОКПО, ОКОПФ, ОКФС.
- На вкладке «Банк»:
- «Основной счёт» заполняется через кнопку «Редактировать» Номер расчётного счёта имеет 20 цифр (Екатеринбург - 40728…) «Банк» заполняется через кнопку «Открыть»:
- «Основной счёт» заполняется через кнопку «Редактировать»
- Номер расчётного счёта имеет 20 цифр (Екатеринбург - 40728…)
- «Банк» заполняется через кнопку «Открыть»:
- Наименование банка
- Адрес банка
- БИК города Екатеринбург – 046577… далее любые три цифры (всего 9 цифр)
- Корреспондентский счёт - 20 цифр
- Нажать кнопки «Записать», «Закрыть».
- Поставить галочку в строку «Редактировать реквизиты корреспондента» (КПП – можно изменить название фирмы и редактировать реквизиты корреспондента).
- Нажать кнопки «Записать», «ОК».
- ИМНС – наименование налоговой инспекции и номер свидетельства ИНН, где зарегистрирована организация.
- Налоги – выбрать вид налога, в зависимости от деятельности предприятия.
- Ответственные лица: директор, главный бухгалтер и кассир (заполняются из справочника кнопкой с тремя точками).