СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие: Кукла-оберег "Веснянка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Привитие учащимся  интереса  к  культуре своего народа через создание тряпичной  куклы «Веснянка»

Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие: Кукла-оберег "Веснянка"»

Тема: Кукла-оберег «Веснянка»

Цель: Привитие учащимся интереса к культуре своего народа через создание тряпичной куклы «Веснянка»

Задачи: 

Образовательная: научить изготавливать народную куклу.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Тип занятия: формирование новых знаний и умений.

Виды деятельности: игра, беседа (дискуссия), самостоятельная практическая работа.

Методы обучения:

  • словесный (беседа, загадки);

  • наглядные  (образцы поделок, просмотр слайдов, фильма);

  • практические (изготовление куклы Веснянки);

  • валеологические (физминутки).

Форма работы: коллективная

Технические средства обучения: – ПК, мультимедийный проектор.

Наглядные пособия: образцы народных тряпичных кукол-оберегов, презентация по теме.

Межпредметные связи: история, технология

Материалы и оборудование:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы

  • Вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы

  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек

  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья

  • Лоскут для фартука

  • Нитки шерстяные яркого цвета — для волос

  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине

  • Атласная тонкая лента

Раздаточный материал:

  • Схемы последовательной работы

  • Заготовки материала

  • Атрибуты для игрового перевоплощения(ленты для головы, платки, и красные пояса- кушаки)

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Актуализация ранее пройденного материала.

1. Экскурс «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка». Игра «Что за кукла?»

III. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.

1.Презентация про куклу «Веснянка»(приложение №1)

2.Практическая часть.

- Инструктаж по технике безопасности

- Мастер-класс кукла «Веснянка». Во время мастер-класса Ф\минутка – Закличка

IV. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов.

Оценка проделанной работы

Рефлексия



Ход занятия

I. Организационный момент:

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас волшебное занятие.

Мы будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

– Рада приветствовать вас на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте  возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки.  (Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»)

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое. Для этого предлагаю завязать ленты на голову и накинуть платки на плечи. А мальчикам подвязать кушаки. Далее берёмся за руки и с закрытыми глазами произнесем таинственные слова: «Раз, два, три -  «ПРОШЛОЕ»  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! ( игровой момент «Путешествие в прошлое»)

– Приветствую вас в далекой стране прошлого!

II. Актуализация ранее пройденного материала.

1.Экскурс-повторение «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка».

А сейчас мы с вами поиграем - Ребята, куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на прошлых занятиях. Давайте, вспомним их и расскажем о значении каждой куклы.( Педагог достает из сундучка куколку, а дети называют её (у каждой куклы-оберега есть своё имя) и рассказывают о ней. 


III. Основная часть занятия. Повторение и изучение нового материала.

Мы с вами продолжим знакомство с куклами-оберегами. И сегодня познакомимся ещё с одной куклой, которая называется «Веснянка» (презентация о кукле «Веснянка») Посмотрите на экран.

- Как вы думаете, почему она так называется?

Прослушав ответы учащихся, педагог даёт правильный ответ:-

Название куклы происходит от слова весна.

Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. 

Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Веснянки начинали делать с 14 марта.

Для изготовления «Веснянки» брали  лоскуты особенно ярких весенних расцветок. При изготовлении куклы девушки выкрикивали Заклички (с интонацией призыва, или имели протяжный напев). Говорить Заклички нужно было громко, чтобы весна услыхала. Вот некоторые из них:

Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Приходи весна скорей

Землю нашу отогрей

Пусть цветы цветут

Пусть деревья растут.

(Повторить с детьми)

2.Практическая часть.

Исследование:

– Сейчас внимательно рассмотрите образец куклы и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  

(Ответы детей: «Ткань, нитки, синтнпон, ножницы.»)

Подготовка к практической части:  

Для изготовления этой куклы вам понадобится:

  • Лоскут светлой ткани 12х18см – для основы куклы

  • Вата (синтепон, ветошь) – для набивки головы

  • Прямоугольник пестрой ткани 12х7 см – для ручек

  • Прямоугольник яркой цветной ткани 10х18 см – для платья

  • Небольшой лоскуток для фартука

  • Нитки шерстяные яркого цвета — для волос

  • Нитки для перевязывания — ирис или мулине

  • Атласная тонкая ленточка

Но самое главное – это ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в процессе творения!

Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами. 

– А сейчас можно приступить к практической работе.

Практическая часть занятия: изготовление куклы «Веснянки»

(Используются технологические карты. Во время работы тихо звучит народная музыка.)

Физминутка: дети встают в хоровод и, выкрикивают «Заклички».

– А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

-Продолжаем работу.

( продолжается практическая работа по изготовлению куклы)

- Ну вот и готова наша кукла!

IV. Заключительная часть занятия.

Самоанализ:

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куколки все Наши!

Повторение нового материала:

Давайте сейчас повторим:

– Что нового вы узнали сегодня на занятии? (Ответы детей)

– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться? 

(Дети делятся впечатлениями.)

Рефлексия:

Пока мы с вами делали куклу «Веснянку», у нас расцвел весенний, сказочный цветок (самодельный большой цветок в виде ромашки).

Давайте все вместе украсим его бабочками:

Красными - если вам было комфортно на занятии;

Жёлтыми - если информация была вам понятной;

Синие - если вы хорошо справились с изготовлением куклы.

(Дети украшают цветок)

- А теперь настало время вернутся в «НАСТОЯЩЕЕ». Снимите с себя платки, ленты и кушаки. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте вместе: раз, два, три – НАСТОЯЩЕЕ вернись.

- Вот мы и вернулись из прошлого. Но в память о нашем путешествии у вас остались эти прекрасные, яркие куклы «Веснянки».

- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо и до новых встреч.

















Приложение №1

Презентация к уроку:

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9



Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12