I. Планируемые результаты освоения предмета, курса
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по разделам.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художествен- ной задачей.
Конструирование и моделирование.
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; *
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере.
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером, средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками,
доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Планируемые результаты "Технология, 2 класс"
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия ( на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.
организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;
с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;
с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль
соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению;
объяснять значение понятия «технология», как процесс изготовления изделия на основе эффективного использования различных материалов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;
осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.
познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства (хохломской росписью, Городецкой росписью, дымковской игрушкой), их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Обучающийся научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства;
узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:
Бумага и картон:
виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства (поверхность, использование);
особенности использования различных видов бумаги;
практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.
выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.
Текстильные и волокнистые материалы:
структура и состав тканей;
способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);
производство и виды волокон (натуральные, синтетические);
способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;
Природные материалы
различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;
сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.
Пластичные материалы
сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;
знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;
знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;
сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;
экономно расходовать используемые материалы при выполнении;
выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
выполнять простейшие эскизы и наброски;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;
выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.
выполнять разметку симметричных деталей;
оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:
Бумага и картон.
приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);
выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.
Ткани и нитки
приемы работы с нитками (наматывание);
различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);
выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;
научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;
освоить новые технологические приемы:
моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;
конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;
«изонить»;
украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;
плетения в три нитки;
Природные материалы
фломастеров, красок и цветной бумаги.
Пластичные материалы
используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;
осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;
осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.
Растения, уход за растениями
уметь выращивать лук на перо по заданной технологии;
проводить долгосрочный опыт по выращиванию растений, наблюдать и фиксировать результаты;
использовать правила ухода за комнатными растениями, используя инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями.
Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии
использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу.
применять приемы безопасной работы с инструментами:
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами,: челноком, пяльцами (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами, ножом по фальцлинейке;
Обучающиеся получит возможность
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу;
выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;
изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;
анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.
Обучающиеся получит возможность:
Практика работы на компьютере.
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в учебнике в разных формах;
воспринимать книгу как источник информации;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать простейшие выводы;
выполнять простейшие преобразования информации (переводить текстовую информацию в табличную форму;
заполнять технологическую карту по заданному образцу и/или под руководством учителя;
осуществлять поиск информации в интернете под руководством взрослого
Обучающиеся получит возможность:
понимать значение использования компьютера для получения информации;
осуществлять поиск информации на компьютере под наблюдением взрослого;
соблюдать правила работы на компьютере и его использования и бережно относиться к технике;
набирать и оформлять небольшие по объему тексты;
отбирать информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность.
Обучающийся научится:
восстанавливать и/ или составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому и/или текстовому плану;
проводить сравнение последовательности выполнения разных изделий и находить общие закономерности в их изготовлении;
выделять этапы проектной деятельности;
определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя;
распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя;
проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
Обучающиеся получит возможность:
определять задачи каждого этапа проектной деятельности;
ставить цели, самостоятельно распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека, как создателя и хранителя этнокультурного наследия;
ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека и культурно историческому наследию;
интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
основные критерии оценивания деятельности других учеников на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога»;
этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия, работе в паре и выполнении проекта;
потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представления о значении проектной деятельности.
интерес к конструктивной деятельности;
простейшие навыки самообслуживания (уход за одеждой, ремонт одежды);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
этических норм (долга) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
ценности коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта;
способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность;
представление о себе как о гражданине России;
бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны и родного края;
уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
потребность в творческой деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
У обучающегося будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия;
дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя;
изменять план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя;
осуществлять действия по заданному правилу и собственному плану;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе текстового плана;
проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» и корректировать их.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли;
проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
выделять познавательную задачу из практического задания;
воспринимать оценку своей работы данную учителем и товарищами и вносить изменения в свои действия;
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника,
проводить защиту проекта по заданному плану;
использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия;
находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт;
выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить ее в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи;
проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности.
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
слушать собеседника, допускать возможность существования другого суждения, мнения;
уметь договариваться и приходить к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом;
выполнять работу в паре: договариваться о правилах взаимодействия, общаться с партнером в соответствии с определёнными правилами;
формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
воспринимать аргументы, приводимые собеседником;
соотносить мнение партнера со своим, высказывать свою оценку,
приводя аргументы «за» и «против»;
учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
вести диалог на заданную тему;
использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач.
I I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность должна рассматриваться как средство общего развития ребенка: становления социально значимых личностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2-3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом прогрессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Содержание рабочей программы 2 класса
Здравствуй , дорогой друг. Как работать с учебником(1ч)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы и инструменты.
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (23ч)
Земледелие(1ч)
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивание овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях.
Профессии: садовод, овощевод.
Понятие: земледелие.
Практическая работа: «Выращивание лука».
Посуда (4 ч)
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь
Изделие: «Корзина с цветами»
Закрепление приёмов работы с пластилином.
Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов.
Изделие: «Семейка грибов на поляне».
Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые»
Знакомство с новой техникой изготовления изделий — тесто пластикой.
Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста. Профессии: пекарь, кондитер.
Понятия: тестопластика.
Изделие: «Игрушка из теста»
Проект «Праздничный стол»
Изготовление изделий из пластичных материалов (по выбору учителя). Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по внешним признакам, составу, приемам работы, применению). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы.
Народные промыслы (5 ч)
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмное изделие. Техника: папье-маше, грунтовка.
Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.
Изделие: «Золотая хохлома»
Особенности народного промысла городецкая роспись.
Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги.
Понятия: имитация, роспись, подмалёвок.
Изделие: «Городецкая роспись»
Особенности народного промысла дымковская игрушка.
Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделия.
Изделие: «Дымковская игрушка»
История матрёшки.
Работа резчика по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись, лакировка). Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево-по-садская), полховско-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия согласно заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея.
Профессии: игрушечник, резчик по дереву.
Изделие: «Матрешка»
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Приём получения новых оттенков пластилина.
Понятия: рельеф, пейзаж.
Изделие: пейзаж «Деревня»
Домашние животные и птицы (3 ч)
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок. Профессии: животновод, коневод, конюх.
Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.
Изделие: «Лошадка».
Практическая работа: «Домашние животные".
Домашние животные и птицы. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Приём нанесения разметки при помощи кальки.
Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Изделия: «Курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок» (по выбору учителя)
Проект «Деревенский двор»
Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составление плана работы на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
Изготовление объёмных изделий на основе развёртки.
Понятие: развёртка. Проект «Деревенский двор»
Новый год (1ч)
История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный труд.
Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» (по выбору учителя)
Строительство (1ч)
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слов «родина», «родной». Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы.
Вариант 1. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объёма, скручивание деталей с помощью карандаша.
Вариант 2. Работа с яичной скорлупой в технике кракле. Свойства яичной скорлупы, особенности работы с ней.
Профессии: плотник.
Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.
Изделия: «Изба», «Крепость» (по выбору учителя)
В доме (4 ч)
Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом — циркулем.
Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой.
Понятие: циркуль.
Практическая работа: «Наш дом»
Изделие: «Домовой».
Проект: «Убранство избы» Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь
и способы её использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Самостоятельное составление плана изготовления изделия по иллюстрации. Профессии: печник, истопник.
Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток.
Изделие: «Русская печь»
Ткачество.
Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений.
Понятия: переплетение, основа, уток.
Изделие: «Коврик»
Мебель, традиционная для русской избы.
Конструкции стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы»: создание и оформление композиции «Убранство избы».
Изделие: «Стол и скамья»
Народный костюм (4 ч)
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона.
Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон.
Внешние признаки тканей из натуральных волокон.
Работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в три нити.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.
Изделие: «Русская красавица»
Создание национального костюма (женского и мужского).
Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону.
Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»
Технология выполнения строчки косых стежков.
Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье.
Изделие: «Кошелёк»
Способ оформления изделий вышивкой.
Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков. Использование литературного текста для получения информации.
Понятие: пяльцы.
Профессии: пряха, вышивальщица.
Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетка»
Человек и вода (3 ч)
Рыболовство (3 ч)
Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники — «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте.
Профессия: рыболов.
Понятия: рыболовство, изонить.
Изделие: композиция «Золотая рыбка»
Проект «Аквариум»
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок.
Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами.
Понятие: аквариум.
Полуобъёмная аппликация.
Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена.
Изделие: «Русалка»
Человек и воздух (3 ч)
Птица счастья (1ч)
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Понятия: оберег, оригами.
Изделие: «Птица счастья»
Использование ветра (2 ч)
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия.
Понятие: мельница.
Профессия: мельник.
Изделие: «Ветряная мельница»
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование.
Новый вид материала — фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги.
Соединение деталей при помощи скрепки.
Понятия: фольга, флюгер.
Изделие: «Флюгер»
Человек и информация (3 ч)
Книгопечатание (1ч)
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг.
Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке. Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.
Изделие: «Книжка-ширма»
Поиск информации в Интернете (2 ч)
Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации об УМК «Перспектива».
Понятия: компьютер, Интернет, набор текста.
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»
Заключительный урок (1ч)
I I I. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количест во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
1 | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Вводный инструктаж. | 1 | | |
| ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ | 23 | | |
2 | Земледелие Выращивание лука в комнате. | 1 | | |
3 | Посуда Посуда. Изделие « Корзина с цветами». | 4 1 | | |
4 | Посуда. Изделие : "Семейка грибов на поляне». Практическая работа: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые». | 1 | | |
5 | Посуда. Изделие: «Игрушка из теста». | 1 | | |
6 | Посуда. Проект: « Праздничный стол». | 1 | | |
7 | Народные промыслы. Народные промыслы. Изделие : «Золотая хохлома» | 5 1 | | |
8 | Народные промыслы. Изделие « Городецкая роспись» | 1 | | |
9 | Народные промыслы. Изделие: «Дымковская игрушка» | 1 | | |
10 | Народные промыслы. Изделие: «Матрёшка» | 1 | | |
11 | Народные промыслы. Изделие: пейзаж «Деревня». | 1 | | |
12 | Домашние животные и птицы. Домашние животные и птицы. Изделие: «Лошадка». Практическая работа » Домашние животные». | 3 1 | | |
13 | Домашние животные и птицы. Изделие: "Курочка из крупы», « Цыплёнок» (по выбору). | 1 | | |
№ п/п | Тема урока | Количест во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
14 | Домашние животные и птицы. Проект « Деревенский двор». | 1 | | |
15 | Новый год Изделия: «Новогодняя маска». | 1 | | |
16 | Строительство Изделие: «Изба» | 1 | | |
17 | В доме В доме. Изделие: «Домовой». Практическая работа: «Наш дом». Повторный инструктаж. | 4 1 | | |
18 | В доме. Проект: « Убранство избы». | 1 | | |
19 | В доме. Изделие: «Русская печь». | 1 | | |
20 | В доме. Изделие: «Стол и скамья». | 1 | | |
21 | Народный костюм Народный костюм. Изделие: «Русская красавица» | 4 1 | | |
22 | Народный костюм. Изделие: « Костюмы» (национальный костюм) | 1 | | |
23 | Народный костюм. Изделие: « Кошелёк» | 1 | | |
24 | Народный костюм. Изделие: « Тамбурные стёжки» | 1 | | |
| Человек и вода | 3 | | |
25 | Рыболовство Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка» | 3 1 | | |
26 | Рыболовство. ПРОЕКТ «АКВАРИУМ» | 1 | | |
27 | Рыболовство. Изделие : «Русалка» Человек и воздух | 1 3 | | |
28 | Птица счастья. Изделие: « Птица счастья» | 1 | | |
29 | Использование ветра. Изделие : «Ветряная мельница» | 1 | | |
30 | Использование ветра. Изделие : «Флюгер" Человек и информация | 1 3 | | |
31 | Книгопечатание. Изделие : « Книжка-ширма» | 1 | | |
32 | Поиск информации в Интернете. | 1 | | |
33 | Практическая работа : «Ищем информацию в Интернете» | 1 | | |
34 | Заключительный урок Заключительный урок. | 1 1 | | |
18