СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный проект "Драгоценные россыпи Урала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный проект разработан под руководством учителя  для учащихся 6 класса по теме "Драгоценные россыпи Урала".Был реализован учащимися в ходе  недели русского языка и литературы. Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Учебный проект "Драгоценные россыпи Урала"»

ПРОЕКТ «ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ УРАЛА»


1.Название проекта: «Драгоценные россыпи Урала».

2.Учебный предмет: литература.

3. Тип проекта: групповой, кратковременный.

4. Цель проекта: разработать сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого уральскому писателю, Павлу Петровичу Бажову.

5. Задачи проекта:

  • изучить литературу о жизни П.П. Бажова;

  • прочитать сказы П.П. Бажова;

  • подготовить презентацию по биографии П.П. Бажова;

  • подготовить викторину по сказам П.П. Бажова;

  • выпустить газету, посвящённую П.П. Бажову;

  • подготовить инсценирование эпизодов из сказов Бажова;

  • Провести конкурс рисунков и поделок по темам сказов П.П. Бажова.

6. Руководитель проекта: А.П. Юрченко.

7. Возраст участников проекта: учащиеся 6 А класса.

8. Аннотация проекта.

Сказы П.П. Бажова, повествующие об истории Уральского края, интересны, эмоциональны. Они воспитывают любовь к родному краю, расширяют кругозор детей по истории родного края. Знакомство с биографией писателя, его наследием способствует развитию исторической памяти детей. Игровые моменты развивают творческие способности учащихся, он нацелены на поддержание интереса к изучению литературы родного края, чтению в целом.

9. Предполагаемый продукт проекта: разработка сценария мероприятия, проведение конкурса рисунков, поделок по темам сказов П.П. Бажова.

10. Этапы работы над проектом. Рекомендации учащимся.

Планирование работы

  • определите тему;

  • разделитесь на группы и решите, кто за что будет отвечать;

  • распределите роли для инсценирования;

  • подготовьте план работы над проектом.

Реализация проекта

  • работайте в группах по плану;

  • в случае затруднения обращайтесь к учителю или родителям;

  • подготовьте содержание викторины;

  • назначьте ведущих;

  • определите ответственных за разработку презентации;

  • определите день и время репетиций, подготовки газеты;

  • определите день проведения мероприятия.

Представление проекта

  • поместите газету о П.П. Бажове, рисунки на общешкольный стенд;

  • проведите выставку поделок;

  • проведите в назначенный день мероприятие;

  • выявите лучшие работы.

Осмысление и оценка проекта:

  • обсудите, что сделали хорошо, а что не получилось;

  • подумайте, почему не всё получилось;

  • что нужно учесть при выполнении следующих проектов;

  • оцените результат своей работы.

Необходимое оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор;

  • сувениры, грамоты для награждения;

  • книги сказов П.П. Бажова разных лет изданий;

  • костюмы для участников инсценировок, ведущей 2 части мероприятия – Жозяйки Медной горы.



Сценарий мероприятия «Драгоценные россыпи Урала

... Он в светлой памяти народа

Останется всегда живой.

И будут были жить веками

В чудесном малахите строк,

И не поблекнет, не завянет

Волшебный Каменный цветок.

Е. Е. Хоринская


Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: Слайд «Виды Уральских гор»

  • Ты пройдись по зеленой траве,

Улыбнись облакам в вышине,

Запах клевера сердцем вдохни,

Нет прекрасней Уральской земли!

Мир природы родимой земли

Всей душою цени и люби.

Будем слушать мы трель соловья,

Это наша родная земля!


- Но Урал богат не только горами, реками, и озерами, но и старинными легендами и преданиями. Собрал их, переработал и донес до нас очень мудрый человек П.П.Бажов.

Сегодня мы в память о нем и его творчестве поговорим о жизни этого великого сказочника, вспомним некоторые его произведения.

Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы, в недрах которых

хранятся несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь,мрамор и малахит. Здесь еще при Петре 1построили первые заводы и рудники.Еще в 18 веке присмотрели для своих заводов богачи Демидовы гору Высокую. «А те заводы, - писал Петр 1, - у таких построены добрых руд, каких во всей вселенной лучше быть невозможно». В семье одного из мастеров такого завода и вырос будущий собиратель фольклора писатель П. П. Бажов.

С детства он видел и узнавал нравы и обычаи уральских рабочих,

слушал и запоминал их рассказы о даровитых мастерах, о тяжелом труде на рудниках.

Этот человек стал писателем в более чем зрелом возрасте. Когда был опубликован сказ Бажова «Дорогое имечко», автору исполнилось 57 лет. За плечами была долгая жизнь, богатая событиями.





Выступление ведущих.

1.Родился П. П. Бажов в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом (в Сысертском заводе). Детство Бажова прошло в среде уральских мастеровых, где нищий быт и суровые нравы сохраняли следы крепостнической эпохи.


2.Три года ходил он в начальную заводскую школу у себя в Сысерти.

Учился хорошо, на пятерки. Уже тогда увлекся литературой. Его первый учитель был прекрасным человеком, любил русскую литературу и передал эту любовь своим ученикам. Бажов знал в 10 лет наизусть весь школьный сборник стихов Некрасова. Все советовали родителям «учить сына дальше», но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии. Единственно

достижимым оказалось Екатеринбургское духовное училище – в нем была низкая плата за обучение, предоставлялось бесплатное жилье, и не надо было покупать форму.


1.Училище заканчивает «на отлично» и его посылают учиться

в Пермскую духовную семинарию. В ней он обучался 6 лет. Юный Бажов был счастлив, что смог продолжать учебу. Конечно, не в духовной семинарии хотелось бы ему учиться, но другого выхода нет. Служителем церкви быть он не собирался, но это была все-таки полная средняя школа. В этой же семинарии в свое время учились и изобретатель радио А. С. Попов и писатель Д.Н. Мамин – Сибиряк.


2.Отказавшись от дальнейшей духовной карьеры, Бажов стал учителем словесности, преподает сначала в Екатеринбурге, потом в Камышлове. Мирное течение жизни нарушила революция. В гражданскую войну Бажов воевал в Красной Армии, был в плену у белых, а после побега – в отряде красных партизан.


1.После войны занялся журналистикой. Почти 7 лет в «Крестьянской

газете» появлялись его многочисленные очерки, рассказы, фельетоны, заметки.


2. Непосредственная художественно – литературная деятельность

Бажова началась поздно, в возрасте 57 лет.

1936год – первый сказ «Дорогое имечко».

1939 – первый сборник «Сказов старого Урала» - «Малахитовая шкатулка».

Всего сказов написал 52. Их можно разделить все на три группы: горняцкие, старательские, сказы о мастеровых».


Литературная деятельность

3.В середине 1930-х годов он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», за неё награждён Государственной премией СССР в 1943году.Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

4. Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка».

3. Один из любимых сказов детей «Серебряное копытце» впервые напечатано в 1938 г. в альманахе «Уральский современник».

4. Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похороны состоялись 10 декабря 1950 года в Екатеринбурге на Иваньковском кладбище.

3.В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника — скульптор А. Ф. Степанов и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображен сидящим на камне в спокойной, непринужденной позе, руки лежат на коленях, в правой руке — курительная трубка.

  • Высота памятника — 5 м.

  • У подножия его на каменной плите высечена надпись «Бажов Павел Петрович. 1879—1950».

  • Памятник окружен цветником.



4. 11 марта 1958 года в городе Свердловске на плотине городского

пруда открыт памятник-бюст писателю с надписью «Павел Петрович Бажов. 1879—1950». На пьедестале памятника символическое изображение каменного цветка. Монументы Бажову П. П. также открыты в городах Полевском, Сысерти и Копейске.



3. В 1967 году в Екатеринбурге в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан  музей Бажова.

Музей расположен в собственном доме Бажова, который выстроил сам писатель. Дому более ста лет, музейная экспозиция была открыта для посетителей 40 лет назад. Музей уникален тем, что в доме все осталось как при жизни хозяина. Библиотека Бажова насчитывает около 2000 экземпляров, многие книги с автографами писателей, которых Бажов хорошо знал и был с ними дружен. Возле дома разбит сад - это сохраненный сад Бажова, под липами, яблонями и сиренью в этом саду стол, где часто писатель принимал своих гостей. Сохранены и дворовые постройки (завозня). Мемориальная ценность дома Бажова не поддается никакой оценочной шкале. Именно в этом доме была создана самая известная книга сказов писателя "Малахитовая шкатулка"



4.В честь П. П. Бажова названы посёлок городского типа Бажово (сейчас входящий в состав города Копейска), улицы в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Шадринске и других городах России, Украины и Казахстана

3. По произведениям Павла Петровича Бажова созданы

  • кинофильмы:

    • Каменный цветок (в тысяча девятьсот сорок шестом году)

    • Тайна зелёного бора (в тысяча девятьсот шестидесятом году)

    • Степанова памятка, (в тысяча девятьсот семьдесят шестом году)

    • Синюшкин колодец, короткометражный (в тысяча девятьсот семьдесят восьмом году)

    • Золотой полоз ( в две тысячи седьмом году)

4. Также выпущены мультфильмы, кукольные и рисованные:

    • Синюшкин колодец,  (1973)

    • Медной горы хозяйка, кукольный (1975)

    • Малахитовая шкатулка, кукольный (1976)

    • Степанова памятка (1976)

    • Каменный цветок, кукольный (1977)

    • Серебряное копытце, рисованный (1977)

    • «Подаренка», кукольный (1978)

    • «Горный мастер», рисованный (1978)

    • «Огневушка-поскакушка», рисованный (1979)

    • «Золотой волос», кукольный (1979)

«Травяная западёнка», рисованный

Учитель: На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали

объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле. Все, кто был связан своим трудом с ее природными богатствами: старатели, рудобои, медеплавильщики, чеканщики, камнерезы, - искали объяснения этим сокровищам Урала и создавали легенды. Сказы и легенды передавались из уст в уста, бережно хранились в памяти народа. Тихими вечерами полевской сторож Василий Хмелинин рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях, о Хозяйке Медной горы или девке Азовке, о бабке Синюшке. Он знал множество загадочных и таинственных историй….

Сказы Бажова - это легенды, побывальщины, написанные со слов Василия Алексеевича Хмелинина (знаменитого дедушки Слышко). Это история Урала, история Полевского. Это кладезь народной мудрости. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

2 часть

Звучит музыка. Появляется Хозяйка Медной горы. Она же ведущая 2 части.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! История нашего края неразрывно связана с именем великого русского писателя Павла Петровича Бажова. 28 января 2014 года ему исполнилось 135лет.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

И сегодня мы с вами проведем удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Проверим, знаете ли вы его произведения.. Готовы? Ну, тогда в путь.

Чтобы отправиться в путешествие, надо сначала вспомнить, какие сказы Бажова вы читали и знаете. Для этого мы с вами сейчас проведем конкурс

«Угадай героя сказа»:

1.Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).

2.Махонька девчонка-
Сама вроде кукленочка-
Развехонько так пляшет,
В руке платочком машет. (ОГНЕВУШКА- ПОСКАКУШКА).

3.Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазенки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйка медной,
Говорят в народе, знался. (ДАНИЛА-МАСТЕР).

4.Козел тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека- то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как ни старайся, не подойдешь. (СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ)

Представление инсценировок

Эпизод из сказа «Серебряное копытце»

«Синюшкин колодец»

Конкурс рисунков по сказам Бажова.

- К какому сказу выполнен рисунок? (Дети по рисунку определяют название сказа, его героев).

Презентация поделок по сказам Бажова

Учитель. Имя П. П. Бажова известно читателям во всем мире. Благодаря его таланту, мир узнал сказочную красоту уральского края, мудрость и величие его людей, их мастерство и силу характера. Юбилей писателя - это праздник всей читающей России. Помните, Уральский край, зауральский край богаты знаменитыми людьми, которые любили свою малую родину и многое сделали для её процветания. Учитесь у них.


8