СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебные конференции по физике в школе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-конференции с пояснительной запиской.

Просмотр содержимого документа
«Учебные конференции по физике в школе»

УЧЕБНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ.

Шупило Ирина Петровна
учитель физики МБОУ сш№2

Республика Крым, г. Феодосия.


Физика является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, способствует развитию творческой активности учащихся ,формированию у них умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, создает условия для самореализации . К большому сожалению, в силу объективных и субъективных причин, интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал. Одним из путей решения этой проблемы является перенос с информационного на методологическое обучение физики, от предоставления готовых знаний к развитию самостоятельности ,творческого мышления, способностей учащихся. Необходима такая организация обучения, которая обеспечивала бы не только усвоение знаний и умение применять их на практике, но и умение анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к суждениям других, воспитывать у них интерес к знаниям, формирование самостоятельно осваивать научные и технические достижения, идти в ногу с ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Эффективной формой организации учебных занятий по физике, для решения этих задач, является учебная конференция. Проведение конференций требует от учащихся определенных умений и навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой по физике. Это умение не приходит само собой. Необходимо в школе обучать ребят определенным приемам: понимать смысл написанного, уметь выделять из текста главное; уметь самостоятельно разбираться в математических выводах формул; уметь пользоваться рисунками, таблицами и графиками, имеющимися в учебнике; умение изложить прочитанное своими словами, дополнить материал учебника сведениями из других источников; умение пользоваться оглавлением и именным указателем; уметь составлять библиографию по интересующему вопросу . Конференции имеют много общего с уроком и обладают рядом отличий. Общее: они проводятся, как и уроки, со всем классом в часы, отведенные для предмета по расписанию; руководящая роль сохраняется за учителем; коллективная работа сочетается с индивидуальной работой учащихся. Отличие: для конференции новые знания учащиеся получают из дополнительных источников информации , с которыми работали дома самостоятельно, и из докладов, с которыми выступают на конференции одноклассники. Успех конференции, ее результаты определяются качеством подготовки, которая включает следующие этапы:

1)определение задач конференции, вопросов, времени проведения; 2)отбор литературы; 3) распределение докладов; 4)консультации; 5)проверка готовности докладов.

При распределении докладов следует учитывать индивидуальные особенности учеников: их склонности, интересы, способности. Особое внимание необходимо уделить застенчивым детям- рекомендовать темы в соответствии с их интересами, и тем , которые не проявляют интереса к физике- предложить темы, работа над которыми способствовала бы возникновению у них интереса к нахождению и изучению дополнительных источников информации, к более углубленному усвоению физики. При подготовке к конференции учителю необходимо проконтролировать, чтобы содержание докладов не было простым пересказом содержимого учебника, а обязательно содержало элементы нового. В противном случае классу будет не интересно и конференция не достигнет всех поставленных перед ней целей. Образовательное значение конференции состоит в том , что в процессе подготовки к ним ученики приобретают навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, учатся анализировать и обобщать, отделять главное от второстепенного, самостоятельно работать с наглядными пособиями и приборами, демонстрировать опыты, выполнять рисунки, чертежи. Конференции способствуют выявлению способностей и склонностей у учащихся, развитию у них интереса к предмету.

Из собственного опыта предлагаю пример учебной конференции на тему «Электрическое поле. Электрический ток. Электрические явления.». Содержание конференции базируется на материале школьного учебника и из дополнительных источников, с которыми учащиеся работали самостоятельно.


Задачи конференции:

  • Образовательные – углубить теоретические знания и умения прнименять их на практике; расширить знания учащихся по истории разития электричества, по проявлению электрических явлений в природе, по применению наэлектризованных тел в технике и способам предупреждения их вредного воздействия; познакомиться с разнообразными видами приборов учета электроэнергии; формировать начальные умения научных исследований;

  • развивающие – формировать и развивать познавательный интерес обучающихся; раскрывать индивидуальные способности ; развивать умения самостоятельной работы с литературой, интернет ресурсами и приборами;

  • воспитательные – реализовывать экологическое и профессиональное воспитание; воспитывать индивидуальную ответственность за природу , окружающую человека.

План конференции.
1.Из истории открытия электрических явлений, электрического поля, электрического тока.

2.Первые исследования по обнаружению электрического поля, электрического тока. Объяснения наблюдаемых явлений.

3.Выдающиеся ученые, внесшие свой вклад в развитие данного раздела физики. Их основные достижения.

4.Естественные( молния,…) и искусственные электрические явления. Вред, польза и способы защиты.

5.Электризация тел в природе и технике .

6.Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

7.Обобщение и подведение итогов. Оценка докладов и выступлений учащихся.

Конференцию целесообразно проводить в качестве заключительного урока в 8 классе по теме «Электрические явления». На проведение конференции отводится 1 урок. На каждый доклад(сообщение) отводится 4-5 минут. Учащиеся информацию рассказывают своими словами, не ограничивая себя конспектом.

После выступлений учащимся задают вопросы. Если ребенок разобрался в материале, понял его – то без труда ответит на интересующие одноклассников вопросы.





Литература: Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. УЧЕБНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
А.В.Усова,В.В.Завьялова. Учебные конференции по физике.М.,Просвещение,1995.
А.В.Усова.Формы организации учебных занятий. М.,Просвещение,1989.

http://class-fizika.narod.ru

Энциклопедия для детей.Физика.- М.: Аванта+,2001.- Т.16.