«Реализация требования ФГОС основного общего образования в преподавании географии»
Задание 1. Учебная задача, направленная на формирование логических умений учащихся.
Анализ отношений между понятиями. Установите отношения, существующие между понятиями и явлениями:
А) Рельеф суши – равнины – Прикаспийская низменность
Б) Щит – платформа
В) Пойма – речная долина
Г) Воздушные массы – экваториальные воздушные массы
Д) Сфагнум – болота
Способность обобщать. Даны два понятия – определить, что между ними общего:
А) Паводок – половодье
Б) Сахалин – Мадагаскар
В) Мексиканский – Гвинейский
Г) Эльбрус – Килиманджаро
Д) Тундра - степь
Способность классифицировать объекты. Даны пять объектов или явлений. Четыре их них объединены общим признаком, пятое к ним не относится. Найдите это пятое и подчеркните, объясните основу классификации:
А) Западно - Сибирская равнина, Миссисипская низменность, Бразильское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Амазонская низменность
Б) Экваториальный, тропический, умеренный, субтропический, арктический
В) Африка, Южная Америка, Антарктида, Евразия, Австралия
Г) Байкал, Ладога, Балхаш, Титикака, Онега
Д) Алжир, Нигерия, Эфиопия, Канада, ЮАР
Сравнение объектов. Сравните две природные зоны Северной Америки.
Развитие логического мышления, умения анализировать полученную информацию, делать выводы.
При изучении темы «Особенности природы Евразии» (7 класс), называю географический объект: Евразия, Альпы, Енисей, Гималаи, Мертвое море, Байкал, Эверест, Тибет, Каспийское, Черапунджи, Янцзы, Ладожское. Учащиеся должны объяснить, почему к нему можно применить слово «Самый, самая, самое, …»
Задание 2. Учебная задача, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
Задание по теме «Моря, омывающие берега России» (8 класс)
При изучении темы «Моря, омывающие берега России» (8 класс) учащимся дается опережающее задание: найти информацию о Балтийском море, на уроке учащимся предлагается текст «Балтийское море», в котором им необходимо найти и исправить 13 несоответствий:
Балтийское море
При слове «море» мы представляем себе бескрайнюю ярко-синюю гладь, залитую золотым солнечным светом. Очень красиво! Да ведь только не все моря такие!
Вот, к примеру, седая Балтика под блеклым голубоватым небом. Может, она поседела от времени, ведь это одно из очень древних морей. Кажется, оно уже душой постарело: и вода в нем холодная, как кровь старика, и нрав спокойный – волны обычно не бывают выше четырех метров. Как старик засыпает Балтика на долгие месяцы. В обычные зимы уже в ноябре замерзают заливы, а в суровые времена – и все море целиком.
Даже вода в балтийском море почти пресная из-за большого количества рек, впадающих в него. Меньше всего соленость в западной части моря из-за таких крупных рек, как Эльба, Одер и Висла, несущих сюда свои воды. Рижский залив тоже не очень соленый: Даугава, или Западная Двина, довольно многоводна. Зато Финский залив немного более соленый: маленькая, длиной чуть более семидесяти километров, Нева разбавить соленую воду не в состоянии. Тем более что она замерзает почти на пять месяцев в году… А северная часть Балтийского моря – Ботнический залив – так и вообще пересекается Северным полярным кругом.
Таким образом, в Балтийском море мирно уживаются и морские обитатели, и пресноводные; теплолюбивые и холодоустойчивые. В море ловятся окунь и макрель, щука и камбала, налим и треска, плотва и угорь, лещ и лосось… Так и живут они: пресноводные виды – в поверхностном слое, а морские – на глубине. Хотя и глубин-то толком нет: средняя глубина Балтики – от 40 до 100 метров. Самое глубокое место – менее 500 метров – находится южнее Стокгольма.
А есть в море рыбы уникальные. Балтийская треска и балтийская сельдь – эндемики. Много в Балтике промысловых рыб. Наибольшее значение имеют салака, или балтийская треска, балтийская килька и балтийский шпрот. А Петербурге обожают корюшку – мелкую рыбку с запахом чеснока.
Балтийское море ассоциируется не с отпуском, а напряженным трудом. Во время морского путешествия всегда в поле зрения еще несколько кораблей. Пассажирские паромы, круизные лайнеры, рыболовецкие траулеры, контейнеровозы, нефтеналивные танкеры…
Ну еще бы, если на берегах Балтики расположены одиннадцать стран! Только городских жителей на берегах – больше двадцати миллионов! Несколько крупных миллионных агломераций: Санкт-Петербург, Стокгольм, Копенгаген, Хельсинки, Калининград…
Чем еще знаменито Балтийское море? Конечно же, янтарем! Застывшая смола древних хвойных растений выбрасывается с водорослями на берег, когда дует юго-восточный ветер, который называют янтарным. Янтаря больше нигде нет в мире!
Восточные и южные берега моря пологие и неизрезанные. Северные и западные – наоборот, скалистые. Глубоко в сушу вдаются узкие заливы, так называемые шхеры. В них кипит птичья жизнь. Дважды в год во время перелетов на Балтике останавливаются миллионы различных птиц.
Известно Балтийское море также своими высокими приливами. Особенно страдает от них расположенный на низком восточном берегу Санкт-Петербург. Рекордное наводнение произошло в 1824 году, когда вода поднялась более чем на четыре метра и затопила город. Более мелкие наводнения происходят постоянно. Пришлось даже специальную дамбу построить, чтобы перегородить залив от берега и до берега…
Вот и живет Балтика своей размеренной трудовой жизнью.
Задание по теме «Антарктида» (7 класс)
При изучении темы «Антарктида» (7 класс) учащимся предлагается следующее задание:
Используя климатограмму антарктического пояса (стр.203, учебник В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов») выберите верные утверждения:
А) количество осадков превышает 100мм
Б) температуры весь год только отрицательные
В) максимальные температуры наблюдаются в августе
Г) с января по август температуры понижаются
Д) самые теплые месяцы – декабрь, январь, февраль
Задание 3. Учебная задача, направленная на речевое развитие учащихся.
Задание по теме «Климатические пояса» (7 класс)
После изучении темы «Климатические пояса» (7 класс) учащимся дается следующее задание:
Вам предлагается пять ситуаций. Представьте себя героем одной из этих ситуаций и напишите рассказ о своем путешествии (желательно использование иллюстраций).
Вы отправляетесь в путешествие на Антарктический полуостров летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
Вы отправляетесь в путешествие на остров Врангеля летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
Вы отправляетесь в путешествие на Гавайские острова зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
Вы отправляетесь в путешествие на озеро Байкал зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
Вы являетесь студентами историко – географического факультета университета в Лондоне. Вас отправляют в командировку сроком на 1 год в города латинской Америки с целью изучения культуры народов. Вам необходимо собрать чемодан вещей. Купить вещи и обувь на данной территории вы не сможете, так как ограничены в иностранной валюте, и поэтому чемодан надо собрать дома.
Задание по теме «Кавказ. Природные комплексы Кавказа» (8 класс)
При изучении темы «Кавказ. Природные комплексы Кавказа» (8 класс) учащимся предлагается задание подготовить слайд – лекцию «Кавказ в произведениях поэтов».
Также на уроках часто использую опережающие задания, которые также способствуют формированию речевого развития учащихся:
при изучении темы «Африка» (7 класс) задание: подобрать 10 характерных слов для составления рассказа о Сахаре;
при изучении темы «Моря, омывающие берега России» (8 класс): подобрать 10 характерных слов для составления рассказа о Балтийском море и т.д.