УЧИМ РЕБЁНКА РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ:
ПОНИМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ.
Как научить ребёнка понимать смысл текста?
Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. Как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.
«Прочитай еще раз, но внимательнее», - стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.
Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.
Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.
Отработка приёмов работы с текстом во многом влияет на подход ребёнка к обучению. В 5-8 лет формируется правильный (или неправильный) способ мышления и восприятия новой текстовой информации.
Учимся работать с текстом: 2 способа.
Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.
Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.
Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание - соединить кусочки по смыслу.
Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
Отгадывайте загадки, решайте ребусы, задачи и головоломки, чтобы прокачать у ребёнка логическое мышление, память и внимание к деталям.
Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.
Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.
Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом - его анализу.
Как научить ребёнка анализировать текст?
Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?
Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст
Начать можно с простых заданий.
Определить тему, основную идею текста.
Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.
Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?
Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.
Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.
Пять простых шагов еженедельной тренировки:
1.Выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);
2.Осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);
3.Обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);
4.Перечитать текст с установкой на запоминание;
5.Пересказать.
Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное
Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.
Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.
Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.
Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться
Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
В школе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Прочитай и перескажи рассказ «КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ» Калинина Н.Д. Мама пошла на речку полоскать белье. Вася за ней побежал, кричит: — Мама, я с тобой пойду! Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают. Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся. Барахтается, кричит: — Рыбку поймал! Рыбку поймал! Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает: — Где же твоя рыбка? Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама: — Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят! | |
2. Прочитай и расскажи про кого стихотворение?