СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учим составлять предложения. развиваем связную речь

Нажмите, чтобы узнать подробности

УЧИМ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

Просмотр содержимого документа
«Учим составлять предложения. развиваем связную речь»


УЧИМ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ



Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или из многих предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому об её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать. С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то его расспрашивать, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, просмотренном мультфильме и т.п. Слушать нужно с интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действий. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила навестить больную бабушку.

До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например:

Что посадил дед? (Дед посадил репку.) Какая выросла репка? (Репка выросла большая- пребольшая.) Что стал делать дед? (Дед стал репку из земли тянуть.) и т.д.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного рассказа по сюжетной картине. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по её содержанию. Это поможет ребенку сориентироваться, о чем и в какой последовательности будет составляться рассказ.

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.

Игра «Загадай загадку». Родитель дает образец составления описательной загадки о животном. Например: Это дикое животное. Он большой, мохнатый, неуклюжий, косолапый. Шерсть у него коричневая. Уши круглые, хвост маленький. Он любит малину и мед. Всю зиму спит в берлоге. Ребенок отгадывает, что это за животное. Затем сам пробует самостоятельно описать «свое» животное. При затруднении родители помогают ребенку.