Учимся читать текст
Прочитайте текст, а затем выполните задания.
(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры — одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3) В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания — маленькой Землей? (4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (7) Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (8) Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (9) Вот средство верное. (10) А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять... (11) Так поднимать он бесконечно станет». (12) Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (13) Были выдуманы романистами и ещё разные способы космических полетов, но... (14) Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (15) Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (16) Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (17) И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (18) А обратно?.. (19) Кто вами выстрелит? Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё? Аэроплан? (22) Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъёмную силу. (23) Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (24) Воздушный шар? (25) Дирижабль? (26) Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (27) В пустоте они не могут держаться. Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели. Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (30) Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу. |
(31) Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (32) Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (33) И открыл этот путь удивительный человек, великий учёный, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах.
(34) Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (35) Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно-техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете.
(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно-технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
(42) Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества.
(По Л. Кассилю) Лев Абрамович Кассиль (1905–1970) — детский писатель, сценарист, редактор.
Задание 1. Разберите текст по абзацам.
(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3) В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (7) Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (8) Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (9) Вот средство верное. (10) А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять... (11) Так поднимать он бесконечно станет». | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(12) Жюль Верн послал своих выдуманных героев на Луну в пушечном ядре. (13) Были выдуманы романистами и еще разные способы космических полетов, но... | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(14) Но наука опровергала все эти остроумные выдумки фантастов. (15) Ученые с сомнением покачивали седыми головами, вооружались очками и цифрами и доказывали, что, например, в пушечном снаряде человеку лететь никак нельзя: ядро вылетит из пушки сразу с огромной скоростью, необходимой для совершения дальнейшего полета, толчок будет столь ужасен, что никакие матрацы, пружины или ванны со специальной жидкостью, амортизирующей удар, не спасут пассажиров. (16) Собственный вес расплющит их в момент выстрела. (17) И затем, ну хорошо, допустим, этого каким-то чудом не случится и вы долетите до Луны. (18) А обратно?.. (19) Кто вами выстрелит? | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(20) Что же, значит, человечество навсегда приковано к Земле и надо оставить все попытки оторваться от неё? | ____________________ ____________________ |
(21) Аэроплан? (22) Но он может летать, лишь опираясь на воздух, черпая в его сопротивлении подъемную силу. (23) Пропеллер не потянет аппарат в безвоздушном межпланетье, так как будет вертеться впустую. (24) Воздушный шар? (25) Дирижабль? (26) Но ведь они тоже плывут только в атмосфере, несомые газами, более лёгкими, чем окружающий воздух. (27) В пустоте они не могут держаться. | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(28) Ученые качали головами, тёрли очки, но выхода не видели. | ____________________ ____________________ |
(29) Но вот единственная возможность выхода человека во вселенную была найдена. (30) Она была найдена у нас в России в 1883 году скромным учителем города Боровска, переехавшим через несколько лет в Калугу. | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(31) Именно Калуга стала первой в мире столицей для ракетостроителей и будущих звездоплавателей. (32) Именно отсюда идет путь в мировое пространство. (33) И открыл этот путь удивительный человек, великий ученый, в которого по прошествии многих лет вырос провинциальный мальчик Костя, когда-то мечтавший в тишине о звёздах. | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(34) Ещё в раннем детстве шевельнулась в Костиной голове совсем ещё туманная мысль. (35) Она окрепла в тишине многих последующих лет, превратилась в ошеломительную догадку, созрела, питаемая приобретёнными позднее точными знаниями, и выросла в гениальную научно–техническую идею, которая сделала Константина Эдуардовича Циолковского знаменитым по всей нашей планете. | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно–технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений. | ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ |
(42) Но неоспоримым предвестником будущего явился он в деле открытия вселенной для человечества. | ____________________ ____________________ |
Задание 2. Решите тест.
Выберите наиболее удачную формулировку проблемы. 1) Автор ставит проблему мечты.
Какую роль играет мечта в свершениях человека?
Как правильно мечтать?
Как мечта Циолковского помогла ему достичь высот?
Выберите наиболее удачную формулировку проблемы.
Автор ставит проблему роли литературы.
Что такое научная фантастика?
Какое влияние оказывали на развитие науки произведения научной фантастики?
О чём сказано в произведениях научной фантастики?
Выберите наиболее удачную формулировку проблемы.
Кто первый придумал, как полететь в космос?
В чём состоит трагедия выдающегося человека, опережающего своё время?
Легко ли жить человеку, опережающему своё время?
Как справиться с трудностями, которые возникают на пути у человека, опережающего своё время?
Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию отрывка.
(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара. (3) В самом деле, неужели человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей? (4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические.
У каждого человека есть мечта.
Человек обречен довольствоваться лишь одной крупинкой мироздания – маленькой Землей.
Фантасты бередили умы людей.
Фантасты вступали в противостояние с учёными.
5. Выберите тезисы, которые соответствуют содержанию отрывка.
(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно – технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
Трагедия выдающегося человека, опережающего своё время, состоит в том, что он, первым схватывая идеи, уходит слишком далеко, разрабатывает и предлагает проекты, недосягаемые для современного ему уровня развития техники.
Выдающийся человек, опережающий своё время, не встречает подлинной поддержки в обществе.
Циолковский жил вне времени.
Циолковскому нужно было родиться позднее.
6. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Стоит ли мечтать?
АП: Мечта стоит, так как если очень сильно захотеть, то все мечты обязательно сбудутся.
проблема и позиция автора соответствуют друг другу
проблема и позиция автора не соответствуют друг другу
проблема сформулирована нечётко
позиция автора сформулирована нечётко
7. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Как человеку осуществить мечту.
АП: Не все мечты осуществимы, но если постараться, то всё получится.
проблема и позиция автора соответствуют друг другу
проблема и позиция автора не соответствуют друг другу
проблема сформулирована нечётко
позиция автора сформулирована нечётко
8. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Каково быть «не вовремя родившимся» человеком?
АП: Трудно быть человеком, который «родился не вовремя», такого человека не понимает и не принимает общество.
проблема и позиция автора соответствуют друг другу
проблема и позиция автора не соответствуют друг другу
проблема сформулирована нечётко
позиция автора сформулирована нечётко
9. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора?
П: Какова роль мечты человека в изучении космоса?
АП: Мечта человека помогает в изучении космоса.
проблема и позиция автора соответствуют друг другу
проблема и позиция автора не соответствуют друг другу
проблема сформулирована нечётко
позиция автора сформулирована нечётко
10. Насколько удачно сформулированы проблема и позиция автора? П: Что необходимо для воплощения мечты?
АП: Для воплощения мечты человек должен прикладывать огромное количество усилий и уметь преодолевать препятствия, двигаться вперёд несмотря на трудности, возникающие на пути.
проблема и позиция автора соответствуют друг другу
проблема и позиция автора не соответствуют друг другу
проблема сформулирована нечётко
позиция автора сформулирована нечётко
Задание 3. Напишите на основе данного фрагмента текста пример для комментария, используя слова-комментаторы.
Фрагмент №1
(1) У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний. (2) Завоевать межпланетные пространства, проникнуть в иные миры – одно из давнишних мечтаний обитателей земного шара.
Фрагмент №2
(4) Фантасты бередили самолюбие обитателей нашей планеты. (5) Ученые искали способов достичь звездных миров или, по крайней мере, Луны. (6) В отважных умах рождались различные догадки, то научные, то фантастические. (7) Так, веселый гасконский поэт XVII века Сирано де Бержерак выдумал целых семь способов полета на Луну один другого удивительнее. (8) Он, например, предлагал, как пишет Эдмонд Ростан, «сесть на железный круг и, взяв большой магнит, забросить вверх его высоко, пока не будет видеть око: он за собой железо приманит. (9) Вот средство верное. (10) А лишь он вас притянет, схватить его быстрей и вверх опять... (11) Так поднимать он бесконечно станет».
Фрагмент №3
(36) В гениальной научной дальнозоркости Циолковского была и известная трагедия его. (37) Он с удивительной прозорливостью и отчётливостью первым схватывал идеи, истины, научно–технические задачи, встававшие ещё далеко за горизонтами века. (38) Однако, «не вовремя родившись», оказавшись современником глухой поры в истории России, он как бы и жил вне времени. (39) В одних своих открытиях он отставал от современников, тратя силы на доказательства уже доказанного, в других же уходил слишком далеко, разрабатывая и предлагая проекты, бывшие для тогдашней техники ещё недосягаемыми. (40) Не встречая подлинной поддержки в обществе, он не мог разрабатывать своих открытий постепенно, в последовательном их освоении. (41) И другие люди завладевали порой славой его изобретений.
Задание 4. Подберите примеры для комментария по предложенным проблемам.
Проблема | В чём состоит трагедия выдающегося человека, опережающего своё время? |
Позиция автора | Трагедия выдающегося человека, опережающего своё время, состоит в том, что он, первым схватывая идеи, уходит слишком далеко, разрабатывает и предлагает проекты, недосягаемые для современного ему уровня развития техники, и не встречает подлинной поддержки в обществе. |
Пример 1 | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
Пример 2 | __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
Связь | |
Проблема | Какое влияние оказывали на развитие науки произведения научной фантастики? |
Позиция автора | Произведения научной фантастики будили воображение людей, их самолюбие; доказывая несостоятельность идей, которые были предложены фантастами, учёные искали реальные пути достижения Луны и далёких звёзд. |
Пример 1 | ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
Пример 2 | __________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ |
Связь | |
Задание 5. Напишите первые три части сочинения: проблема — комментарий — позиция автора.
Задание 6. Выберите тезис к предложенной позиции автора и подберите свой пример, подтверждающий этот тезис.
Стремление к достижению мечты может подвигнуть человека к великим свершениям.
Действительно, в основе великих достижений человека и человечества лежат смелые мечты.
Действительно, человек может превратить свою мечту в великие свершения.
Действительно, великие свершения невозможны без мечты.
Задание 7. Составьте свой список из 3-5 произведений (книги, спектакли, фильмы), в которых раскрывается данная тема.