Тема: «Деление с остатком».
Дата: 13-14.03.2019 г.
Цель: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание (деление с остатком).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Актуализация знаний.
1.Устный счет.
А) Математический диктант.
18 человек расселись за парты по 2 человека. Сколько парт занято?
Делимое 45, делитель 9. Запишите частное.
56 разделить на 7.
Во сколько раз 48 больше, чем 8?
Делимое 63, частное 9. Запишите, чему равен делитель.
Уменьшите 28 в 7 раз.
Ответы: 9 , 5, 8, 6, 7, 4
Б) Задача.
Катя решила 15 примеров, а Коля 5. Во сколько раз Катя решила больше примеров, чем Коля?
Постановка темы и цели занятия.
- Можно ли 8 слив разложить на 2 тарелки? Давайте попробуем это сделать.
- Восемь слив раскладываем на 2 тарелки.
- Сколько слив получилось в каждой тарелке?
- Как можно записать эти действия?
- Теперь, попробуйте разложить 8 слив на 3 тарелки, поровну. Можно ли так сделать? Давайте попробуем.
- Что вы заметили? Поэтому больше мы поровну положить не сможем. Получается, что в каждую тарелку мы положили по 2 сливы, а 2 сливы остались у нас не на тарелочке.
- Вы можете записать такую запись.
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Верно. Назовите цель нашего сегодняшнего урока.
- Такая запись выполняется таким образом:
8 : 3 = 2 (ост. 2)
- Прочитать эту запись можно так:
- Прочитать эту запись можно так:
«8 разделить на 3, получится 2 и 2
в остатке». Или: «Делимое – 8, делитель – 3, частное – 2, остаток – 1».
Важно, чтобы при этом в одних случаях деление выполнялось без остатка, а в других – с остатком.
- Сравнивая выполненные на доске записи, какой вывод мы можем сделать?
- 4.
8 : 2 = 4 (с)
- Нет. Две сливы осталось.
- Нет.
- О делении с остатком.
- Научиться выполнять деление с остатком. Решать задачи по данной теме.
- При делении одних чисел остаток получается, а при делении других – его нет (или он равен нулю).
Изучение новой темы.
Среди данных чисел найдите числа, которые делятся на 3.
11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
- Я думаю, вам будет легко это сделать, вспомнив таблицу умножения. Назовите эти числа.
- А что же с остальными числами?
- Рассмотрите рисунок на доске.
- Сколько всего кружков взяли?
- Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17. Что вы видите по рисунку?
- Рассмотрите рисунки на доске и попробуйте объяснить их.
Физкультминутка
- 12, 15, 18.
- Они не делятся на 3 без остатка.
- 17 кружков.
-В 17 содержится 5 раз по 3, и еще остается 2.
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
Работа по учебнику.
Решение примеров типа 8 : 12 = 0 (ост. 8)
4 : 3 = 1 ( ост.1)
10 : 7 = 1 (ост.3)
9 : 5 = 1 ( ост. 4)
9 : 6 = 1 (ост. 3)
15 : 6 = 2 (ост.3)
13 : 4 = 3 (ост.1)
20 : 8 = 2 (ост.4)
- По одинаковому остатку.
- 3.
Итог урока.
- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?
- Чему мы научились?
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
- Где вам пригодятся эти знания?