“ Учимся, играя!”
Семинар-практикум
для учителей начальных классов
Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается из года в год. Многие педагоги сталкиваются с ошибками в письменной речи учеников, которые носят стойкий специфический характер.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Причины дисграфии :
- органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма,
- запаздывание созревания этих систем мозга,
- нарушение их функционирования,
- длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития.
-
ВИДЫ ДИСГРАФИИ ( наиболее распространенные ) :
- акустическая,
- оптическая,
- аграмматическая,
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом пишет неграмотно из-за незрелости некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку.
У детей, допускающих дисграфические ошибки, как правило, снижена активность мозговой коры, сочетающееся с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления.
Пропуск букв и слогов, их перестановка
«Магазин»
Продаем определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их по каждой букве. Эффективно при пропуске букв, при несформированности семантического образа слова, при речевом недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий, крылатый)
«
«Наборщик»
Из букв предлагаемого слова надо составить новые слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык грамотного письма.
«Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски»
Слова записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху, или только гласными. Через некоторое время таким образом можно записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.
«Рассыпушки»
Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна при пропуске букв, слогов, при их перестановке.
«Волшебный домик»
На доску прикрепляется домик с окошками (рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике. Развивается умение определять последовательность букв в слове.
Недописывание слов, слитное написание слов
«Кузовок»
« Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые, например, оканчиваются на –ок- : подарок, платок, грибок… Можно собирать корзину, коробку, ящик . Игра начинается словами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!» Либо: «Вот перед вами корзина, туда отправляется балерина, картина… » « Вот коробка, посмотри, что же там у нас внутри? » Игра эффективна, когда ребенок не дописывает слова. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
«Неудачный робот»
Робот запрограммирован так, что пишет слова не полностью, а какую-то определённую часть, а остальное отмечает чёрточками. Упражнение используют при пропуске букв и слогов и не дописывании слов. Давать задания здесь нужно исходя из проблемы: если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — записывать две средние.
«Слова зовут на помощь»
На доске представлена лента склеенных между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение словарного запаса, использование слов, относящихся к различным частям речи.
«Хвостоглав»
Необходимо прочитать написанное «слово». Оно содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого слова является началом для другого. Развивается внимание, совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при письме.
Орфографические ошибки при знании правил, замены букв звонкий →глухой
«Много и один»
Учитель называет один предмет, ученик – много, объясняя при этом какая гласная пишется в корне слова. В ходе игры происходит активизация словаря, выработка умения слышать ударный гласный в слове, отработка способа проверки безударных гласных.
«Зоркий глаз, чуткое ухо»
Орфографический диктант. Учитель диктует слова, ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Как вариант: учитель показывает предметные картинки, ученики получают задание запомнить только те, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
«Не соглашайся»
Учитель произносит слова, ученик повторяет его с употреблением отрицания «нет». При ответе акцент делается на согласную перед конечной гласной. Отрабатываем проверку слов со звонкими и глухими согласными на конце, пропедевтика работы с падежными вопросами.
«Назови много предметов»
Учитель называет предмет или показывает его изображение на картинке. Ученик называет много таких предметов и указывает при этом какую согласную букву нужно писать на конце первого слова. Отработка способов проверки написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.
Советы учителям
- Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.
- Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях.
- Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха».
- Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
- Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.