Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”
Задачи:
Самостоятельно определять тему и цель урока.
Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.
Ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.
Формировать интерес к учению.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд) Мотивация на деятельность
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.
- Девизом нашего урока будут эти слова:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно!
Перед началом работы вспомним правила посадки за партой. (слайд)
Минутка чистописания
- Прочитаем чистоговорку. (на слайде)
Цы-цы-цы- бегут ко мне птенцы.
Ца-ца-ца- дам я им пшенца.
Цу-цу-цу- налью я им водицу.
Цо-цо-цо- снесите мне яйцо.
- Какой звук повторяется? (Звук ц.)
-А какой буквой обозначается звук ц? (Буквой ц).
- Нам сегодня на уроке пригодятся соединения ци с буквой и, цы с буквой ы. Какое соединение между буквами? (Верхнее соединение).
ци цы
III. Постановка Учебной Задачи. Мотивация.
- Прочитайте записанные слова. (про себя) на слайде
(вслух 1 ученик читает чётко, громко).
Сн…га, выб...жал, маш…на, ц…рк.
- Что интересного заметили? (пропущены буквы).
- Выполните самостоятельно в тетради. Кто закончил работу – руку на локоток, чтобы я видела, что вы готовы.
- Давайте проверим, правильно ли мы вставили пропущенные буквы. (по цепочке 1 ряд 1 вариант – 5 человек).
- Дошли до слова цирк!
- Написание какого слова у вас вызвало затруднение? (ц…рк проблема не можем объяснить).
- (На доске сама разворачиваю эту карточку).
Ц…рк ?
- Поднимите руку те, кто считает, что слово цирк надо писать с буквой и после ц? (поднимают руки).
- Поднимите руку те, кто считают, что слово цырк надо писать с буквой ы после ц? (поднимают).
- Кто же прав? Чтобы ответить на этот вопрос, нам чего-то не хватает? Чего же? (знаний).
- Значит, мы должны их добыть!
- Чему мы будем учиться? Сформулируйте учебную задачу. (Будем говорить о словах, где после буквы ц будем писать ы или и).
- Верно. Мы узнаем правило о правописании букв ы, и после ц.
- Важно ли это знать? (да).
- Где пригодятся эти знания? (в жизни).
IV. Решение учебной задачи.
(на слайде слова 1 столбика)
- Прочитайте слова, выделяя голосом сильную позицию. (хором тянут, выделяя голосом [цы] )
цирк
циркуль
цифра
- Все ли слова понятны? (Да).
- Что интересного заметили в словах? ([цы]говорим, а написано ци).
- Да, ребята. В некоторых словах после ц звук [ы] обозначает на письме буквой и.
- А в какой части слова эта орфограмма? (в корне).
- Давайте обозначим корень в словах 1 столбика.
цирк
циркуль
цифра
Групповая работа.
(на слайде правила работы в группе:
- слушай друг друга, не перебивай;
- доказывай свое мнение спокойно, вежливо;
-работать активно и серьёзно).
- Повернитесь друг к другу и придумайте правило. Кто будет готов – возьмитесь за руки. (дети придумывают правило).
(В корнях слов после ц звук [ы] обозначаем буквой и.) Устно отвечают.
- Молодцы, ребята.
Результат работы на доске: (опорная табличка).
- А вы знаете, что так бывает не всегда. Есть в русской грамматике слова, которые пишутся с буквой ы после ц. Это- Цыган цыпочки, цыплёнок цыц цып-цып.
- Буква ы после ц – это указание на то, что слово – исконно русское. Чтобы их запомнить и не ошибиться в написании мы их запомним.
- Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул цыц, а бабушка сказала цып-цып. - Все ли слова понятны? Что обозначает слово «ЦЫКАТЬ»?
Проверим по Толковому словарю (по словарю Репкина). (1 словарь на парте у учеников. Они открывают страницу словаря, читают громко и чётко.)
Цы́кать (разг.)- прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). (слайд) Попробуйте составить предложение со словом цыкать.
(на слайде слова 2 столбика)
- Прочитайте слова. (читаем хором)
синицы
скворцы
птенцы
- Все слова понятны?
- Что интересного заметили в словах? ([цы] говорим и написано тоже цы)
- Да. Всё верно. А в какой части слова эта орфограмма? (в окончании).
- Давайте обозначим окончание в словах 2 столбика. (Дети комментируют).
- Повернитесь друг к другу и обсудите в группе правило о том, когда же пишем букву ы после ц? (дети придумывают правило).
- (правило: в окончании слов после ц звук [ы] обозначаем буквой ы). Результат обсуждения на доске.
2.
(группа, которая готова, взялись за руки, выбрать 1 отвечающего).
- Молодцы, ребята.
- (на слайде слова 3 столбика)
- Прочитайте слова. (читаем хором)
секция
акация
станция
- Все ли слова понятны?
- Что такое секция? (Дети отвечают).
- Спортивная секция – спортивный кружок.
- Секция в магазине - отдел торгового предприятия, где продаются определенные виды товаров.
- Как называют слова, которые имеют 2 и более лексических значения? (многозначные).
- Что общего в этих словах? На что оканчиваются эти слова? ( сочетание –ция. Слышим после звука ц – ы, а пишем – и).
- Да, ребята. Всё верно, молодцы.
- Повернитесь друг к другу и придумайте в группе правило, которое поможет написать такие слова. Так в каких случаях мы пишем тоже букву и после ц? (дети придумывают правило).
- (правило: слова с сочетаниями ция пишем с буквой и).
(группа, которая готова, взялись за руки, выбрать 1 отвечающего).
- Молодцы, ребята. Результат обсуждения на доске.(табличка)
- Итак, ребята к какому выводу мы пришли? (по опорным табличкам вывод).
- Давайте, проверим, как взрослые думают. Правильно ли мы составили правило? С.121
- Прочитайте правило про себя 2-3 раза.
- Правильно мы составили правило? (Да).
- Молодцы, ребятки.
V. Физкультминутка (музыкальная)
Закрепление знаний.
- А теперь поработаем по учебнику. Откройте, пожалуйста, учебники с. 122 упр.1
- Прочитайте задание. (про себя, вслух).
- Что нужно сделать? (записать данные слова в три столбика).
- Да всё верно. Распределите слова в 3 столбика: в 1- ци в корне, во 2 – слова-исключения с цы, в 3 – с окончанием ы.
- Ребята, мы выполним так это задание: по цепочке с комментированием у доски будет работать 3 ряд. (Записывают выходя по цепочке слова в нужный столбик с комментированием доказывая). А остальные ребята записывают в тетради.
Циркач циклон нарцисс цилиндр | цыплёнок цыган цыплячий цыкать | спицы куницы рукавицы зайцы концы |
- Какие слова вы не выписали?
Традиция и акация
- Почему? (Потому что они не входят ни в одну группу, у них сочетание ция).
Вернёмся к слову цирк. Как напишем, зная правило? (Напишем букву и после ц, так как находится в корне). (на доске карточка).
- Так мы ответили на учебную задачу?
- Да.
- Теперь мы можем зачеркнуть знак вопроса? Да.
- Ребята, а вы любите цирк? (Да).
- А вы знаете ребята, у нас в Республике Башкортостан тоже есть замечательный цирк. И находится он в городе Уфе, но в настоящее время его пока ремонтируют и примерно предполагают, что откроют к 450-летию города Уфы.
(слайд с фото цирка).
- Физминутка для глаз.
- А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать над следующим заданием. Послушайте меня внимательно. Дорогой друг! Внимательно читай слова на облаке и выбирай нужную букву на солнце. Не торопись, вспоминай правило. Если ответы будут правильными, то картинка раскрасится. (Интерактивная раскраска на отработку).
Итог урока. Рефлексия.
- О чём мы сегодня с вами говорили? (О правописании букв ы-и после ц).
-Какие правила запомнили? (В корне слова пишем и, в окончании пишем ы, в буквосочетания ция пишем и, но есть еще слова исключения: цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки). Смотрят на опорные таблички на доске.
- Молодцы, все верно.
- Ребята, у вас на парте у каждого смайлики. Если всё понятно поднимите смайлики с улыбкой, если не всё поняли смайлик такой, а если ничего не поняли смайлик с недовольной улыбкой.
- Оцените работу 1 ряда 1 варианта знаком. (отметки)
- А 3 ряд комментировали с правилами, оцените их работу, ребята. (отметки)
Домашнее задание (на слайде)
дифференцированное (разноуровневое)
- У вас на парте у каждого лежат 3 полоски разного цвета:
1. жёлтая: учебник с. 122 упр.2
2. зелёная: рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3
3. красная: составить кроссворд со словами с ЦИ и ЦЫ в тетради, а можно и на альбомном листе красочно.
- Выберите ту полоску, задание на которой вам больше нравится и запишите в дневник д/з.
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
рабочая тетрадь «Пишу грамотно» с.34 упр.3 |
ЦИ ЦИ |
10