Русский родной язык
4 класс
Учимся оценивать и редактировать тексты
УРОК 1
Вспомните, какие типы текстов вы знаете.
тексты‑повествования
.
тексты‑ рассуждения
тексты‑ описания
О чем мы узнаем в тексте-повествовании?
О том, что случилось, что произошло.
На какой вопрос отвечает текст-описание?
Какой? Какая?
Какое? Какие?
На какой вопрос дает ответ текст-рассуждение?
Как?
Почему?
Каким образом?
Работа в группах Прочитайте тексты и определите их типы.
текст‑ рассуждение
1. Дятел – очень полезная для леса птица. В поисках пищи он находит в стволах деревьев вредителей: короедов, гусениц. За день дятлы съедают тысячи вредных насекомых. Эти птицы трудятся в лесу круглый год. Никто лучше не очищает лес от вредных насекомых. Вот поэтому эти пернатые труженики полезны.
текст‑ описание
2. Яблоки бывают крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха. Слышно, как гремят семечки.
текст‑ повествование
3. У совы родился птенец. С большими глазами и большим ртом. Совы обычно летают ночью. Их слепит солнечный свет. Сова просила сыночка днем сидеть в гнезде. Совенок скучал. Он полетел на луг. Посмотрел на солнышко и ослеп. Льет слезки и просит найти маму. Спрашивают крошку, какая у него мама. Совенок отвечает, что его мама самая красивая.
С какой целью создается текст-описание?
Он описывает
что‑то.
Для чего пишут текст-повествование?
Текст рассказывает
о чем‑то.
Для чего нужны тексты-рассуждения?
Текст объясняет
что‑то.
Какие книжные стили речи вы знаете?
художественный
научный
официально-деловой
публицистический
Различные типы и стили текста подходят для определенной
сферы общения
Упражнение 1. Прочитайте текст. Определите, о чём он, с какой целью написан. Как вы думаете, где можно прочитать этот текст: в сборнике сказок и рассказов или в учебнике, научно-популярном журнале для детей?
Он объясняет, почему лису
называют Лисой Патрикеевной.
Это текст‑рассуждение.
Научный стиль.
Его можно прочитать в научно‑популярном журнале для детей.
Упражнение 1. В каждом абзаце этого текста есть лишнее предложение. Найдите эти три предложения и докажите, что именно они лишние.
Он объясняет, почему лису
называют Лисой Патрикеевной.
Это текст‑рассуждение.
Научный стиль.
Его можно прочитать в научно‑популярном журнале для детей.
Не многих животных называют по имени-отчеству. А вот лисицу часто величают именно так. Да ещё и отчество у неё необычное — Патрикеевна. Лет примерно шестьсот назад жил князь по имени Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. Лисичка-сестричка — одна из самых популярных героинь детских сказок. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то как верная «наследница» знаменитого князя и получила отчество Патрикеевна.
Упражнение 1. Какое предложение из первого абзаца не соответствует этому стилю?
Лисичка‑сестричка – одна из самых популярных
героинь русских сказок.
Слова «лисичка‑сестричка» – это
традиционный эпитет в художественной речи. Он употребляется в сказках.
Конечно, когда дело идёт о спасении жизни или о добывании еды, лиса бывает и хитрой и изворотливой. Живя часто поблизости от людей, лисица многому «научилась» от них. Знает, например, кого и когда надо бояться, а кого нет. Стала отличать опасные капканы от безобидных консервных банок, в которые можно ещё и мордочку засунуть, и слизнуть остатки консервов. Вот бы встретить лисицу и посоветовать ей не совать свой нос в чужие дела.
Упражнение 1. Какое предложение из второго абзаца не соответствует этому стилю?
Вот бы встретить лисицу и посоветовать ей не совать нос в чужие дела.
Здесь используется фразеологический оборот «не совать нос в чужие дела». Фразеологизмы используются в художественных
произведениях.
Но всё-таки лисица — не самый хитрый и даже не самый осторожный зверь. Любопытство у лис часто берёт верх над осторожностью. Например, она подходит к незнакомому предмету и не может удержаться, чтобы не исследовать его. Не может удержаться, чтобы не зайти в какой-нибудь двор и не осмотреть его. Тут часто бывает: от хвоста и голова пропадает. Поэтому часто попадает она в трудное положение. И если бы не умение маскироваться, если бы не острое зрение, слух и обоняние, плохо пришлось бы Патрикеевне.
Упражнение 1. Какое предложение из третьего абзаца не соответствует этому стилю?
Тут часто
бывает: от хвоста и голова пропадает.
Здесь используется поговорка.
Это
художественный стиль речи.
Спишите любой абзац.
Работа в парах Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю.
Поступь – манера ступать при ходьбе, походка.
Пропитание – пища, прокормление.
Извернувшись (извернуться) – ловко вывернуться, стремясь освободиться от чего‑либо.
Мышкует – охотится за мышами.
Хлеб насущный – что‑либо самое важное, существенное, жизненно необходимое.
Перекати-поле – о человеке, постоянно переходящем, переезжающем с места на место.
Рысцой – мелким бе́гом .
Нежданно-негаданно – вдруг, очень неожиданно .
Работа в парах Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю.
Обоняние и тонкий слух помогают (Лисе Патрикеевне, лисоньке, лисице, лисичке-сестричке) не только спасаться, но и добывать (еду, пропитание, кушанье, хлеб насущный). Часто в зимнюю лунную (ноченьку, ночь, ночку) где-нибудь на лесной полянке, на опушке или на (полюшке, поле, перекати-поле) можно увидеть лису, которая бежит лёгкой осторожной (рысцой, походкой, поступью, пробежкой), то и дело останавливаясь и (подслушивая, прислушиваясь, заслушиваясь). Вдруг она круто сворачивает, (нежданно-негаданно, неожиданно, вдруг) подпрыгивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя лапами о снег, поднимается на задние лапы и, извернувшись, (валится, падает, ложится, грохается). Издали, (ясное дело, конечно, абсолютно точно, наверняка), не увидишь, что под лапой у неё в этот момент оказалась (мышка- норушка, мышь, мышонок) или полёвка. Так она ловит бегающих под (снежком, снежным покрывалом, снегом) грызунов — мышкует .
Работа в парах Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю.
Спишите получившийся текст.
Обоняние и тонкий слух помогают лисице , не только спасаться, но и добывать еду . Часто в зимнюю лунную ночь где-нибудь на лесной полянке, на опушке или на поле можно увидеть лису, которая бежит лёгкой осторожной рысцой , то и дело останавливаясь и прислушиваясь . Вдруг она круто сворачивает, неожиданно подпрыгивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя лапами о снег, поднимается на задние лапы и, извернувшись, падает . Издали, конечно , не увидишь, что под лапой у неё в этот момент оказалась мышь или полёвка. Так она ловит бегающих под снегом грызунов — мышкует.
Диктант «Верно – неверно» Учитель читает высказывания. Если утверждение верное, учащиеся ставят знак «+», если неверное – знак «–».
1. Текст-повествование отвечает на вопрос «почему?».
2. Для текстов-описаний характерен художественный стиль речи.
3. В текстах-рассуждениях что-то доказывается, объясняется.
4. Перекати-поле – так говорят о человеке, постоянно переходящем, переезжающем с места на место.
5. Научный стиль речи встречается в текстах энциклопедий,
научно-популярных журналов.
6. Устойчивые словосочетания, эпитеты, сравнения употребляются в научном стиле речи.
7. Текст, который отвечает на вопросы что случилось? что произошло?, – это текст-описание.
8. Слова «поэтому», «потому что», «то», «так как» употребляются в текстах-рассуждениях .
Диктант «Верно – неверно»
– , +, +, +, +, –, –, +
Домашнее задание
Составить
текст-рассуждение, объяснив название какого-либо растения.