СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся оценивать и редактировать тексты. Урок 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся оценивать и редактировать тексты. Урок 1.»

Русский родной язык 4 класс Учимся оценивать и редактировать тексты УРОК 1

Русский родной язык

4 класс

Учимся оценивать и редактировать тексты

УРОК 1

Вспомните, какие типы текстов вы знаете. тексты‑повествования . тексты‑ рассуждения тексты‑ описания

Вспомните, какие типы текстов вы знаете.

тексты‑повествования

.

тексты‑ рассуждения

тексты‑ описания

О чем мы узнаем в тексте-повествовании? О том, что случилось, что произошло.

О чем мы узнаем в тексте-повествовании?

О том, что случилось, что произошло.

На какой вопрос отвечает текст-описание? Какой? Какая? Какое? Какие?

На какой вопрос отвечает текст-описание?

Какой? Какая?

Какое? Какие?

На какой вопрос дает ответ текст-рассуждение? Как? Почему? Каким образом?

На какой вопрос дает ответ текст-рассуждение?

Как?

Почему?

Каким образом?

Работа в группах  Прочитайте тексты и определите их типы. текст‑ рассуждение 1. Дятел – очень полезная для леса птица. В поисках пищи он находит в стволах деревьев вредителей: короедов, гусениц. За день дятлы  съедают тысячи вредных насекомых. Эти птицы трудятся в лесу круглый  год. Никто лучше не очищает лес от вредных насекомых. Вот поэтому эти  пернатые труженики полезны.   текст‑ описание 2. Яблоки бывают крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть  сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым  яблоком около уха. Слышно, как гремят семечки.   текст‑ повествование 3. У совы родился птенец. С большими глазами и большим ртом.  Совы обычно летают ночью. Их слепит солнечный свет. Сова просила  сыночка днем сидеть в гнезде. Совенок скучал. Он полетел на луг. Посмотрел на солнышко и ослеп. Льет слезки и просит найти маму. Спрашивают крошку, какая у него мама. Совенок отвечает, что его мама самая красивая.

Работа в группах Прочитайте тексты и определите их типы.

текст‑ рассуждение

1. Дятел – очень полезная для леса птица. В поисках пищи он находит в стволах деревьев вредителей: короедов, гусениц. За день дятлы съедают тысячи вредных насекомых. Эти птицы трудятся в лесу круглый год. Никто лучше не очищает лес от вредных насекомых. Вот поэтому эти пернатые труженики полезны.

текст‑ описание

2. Яблоки бывают крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха. Слышно, как гремят семечки.

текст‑ повествование

3. У совы родился птенец. С большими глазами и большим ртом. Совы обычно летают ночью. Их слепит солнечный свет. Сова просила сыночка днем сидеть в гнезде. Совенок скучал. Он полетел на луг. Посмотрел на солнышко и ослеп. Льет слезки и просит найти маму. Спрашивают крошку, какая у него мама. Совенок отвечает, что его мама самая красивая.

С какой целью создается текст-описание? Он описывает что‑то.

С какой целью создается текст-описание?

Он описывает

что‑то.

 Для чего пишут текст-повествование? Текст рассказывает о чем‑то.

Для чего пишут текст-повествование?

Текст рассказывает

о чем‑то.

 Для чего нужны тексты-рассуждения? Текст объясняет что‑то.

Для чего нужны тексты-рассуждения?

Текст объясняет

что‑то.

Какие книжные стили речи вы знаете? художественный научный  официально-деловой  публицистический  Различные типы и стили текста подходят для определенной сферы общения

Какие книжные стили речи вы знаете?

художественный

научный

официально-деловой

публицистический

Различные типы и стили текста подходят для определенной

сферы общения

Упражнение 1. Прочитайте текст. Определите, о чём он, с какой целью написан. Как вы думаете, где можно прочитать этот текст: в сборнике сказок и рассказов или в учебнике, научно-популярном журнале для детей? Он объясняет, почему лису называют Лисой Патрикеевной. Это текст‑рассуждение. Научный стиль. Его можно прочитать в научно‑популярном журнале для детей.

Упражнение 1. Прочитайте текст. Определите, о чём он, с какой целью написан. Как вы думаете, где можно прочитать этот текст: в сборнике сказок и рассказов или в учебнике, научно-популярном журнале для детей?

Он объясняет, почему лису

называют Лисой Патрикеевной.

Это текст‑рассуждение.

Научный стиль.

Его можно прочитать в научно‑популярном журнале для детей.

Упражнение 1. В каждом абзаце этого текста есть лишнее предложение. Найдите эти три предложения и докажите, что именно они лишние. Он объясняет, почему лису называют Лисой Патрикеевной. Это текст‑рассуждение. Научный стиль. Его можно прочитать в научно‑популярном журнале для детей.

Упражнение 1. В каждом абзаце этого текста есть лишнее предложение. Найдите эти три предложения и докажите, что именно они лишние.

Он объясняет, почему лису

называют Лисой Патрикеевной.

Это текст‑рассуждение.

Научный стиль.

Его можно прочитать в научно‑популярном журнале для детей.

Не многих животных называют по имени-отчеству. А вот лисицу часто величают именно так. Да ещё и отчество у неё необычное — Патрикеевна. Лет примерно шестьсот назад жил князь по имени Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. Лисичка-сестричка — одна из самых популярных героинь детских сказок. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то как верная «наследница» знаменитого князя и получила отчество Патрикеевна.

Не многих животных называют по имени-отчеству. А вот лисицу часто величают именно так. Да ещё и отчество у неё необычное — Патрикеевна. Лет примерно шестьсот назад жил князь по имени Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. Лисичка-сестричка — одна из самых популярных героинь детских сказок. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса издавна в народе считалась зверем очень хитрым, то как верная «наследница» знаменитого князя и получила отчество Патрикеевна.

Упражнение 1. Какое предложение из первого абзаца не соответствует этому стилю? Лисичка‑сестричка – одна из самых популярных героинь русских сказок. Слова «лисичка‑сестричка» – это традиционный эпитет в художественной речи. Он употребляется в сказках.

Упражнение 1. Какое предложение из первого абзаца не соответствует этому стилю?

Лисичка‑сестричка – одна из самых популярных

героинь русских сказок.

Слова «лисичка‑сестричка» – это

традиционный эпитет в художественной речи. Он употребляется в сказках.

Конечно, когда дело идёт о спасении жизни или о добывании еды, лиса бывает и хитрой и изворотливой. Живя часто поблизости от людей, лисица многому «научилась» от них. Знает, например, кого и когда надо бояться, а кого нет. Стала отличать опасные капканы от безобидных консервных банок, в которые можно ещё и мордочку засунуть, и слизнуть остатки консервов. Вот бы встретить лисицу и посоветовать ей не совать свой нос в чужие дела.

Конечно, когда дело идёт о спасении жизни или о добывании еды, лиса бывает и хитрой и изворотливой. Живя часто поблизости от людей, лисица многому «научилась» от них. Знает, например, кого и когда надо бояться, а кого нет. Стала отличать опасные капканы от безобидных консервных банок, в которые можно ещё и мордочку засунуть, и слизнуть остатки консервов. Вот бы встретить лисицу и посоветовать ей не совать свой нос в чужие дела.

Упражнение 1. Какое предложение из второго абзаца не соответствует этому стилю? Вот бы встретить лисицу и посоветовать ей не совать нос в чужие дела. Здесь используется фразеологический оборот «не совать нос в чужие дела». Фразеологизмы используются в художественных произведениях.

Упражнение 1. Какое предложение из второго абзаца не соответствует этому стилю?

Вот бы встретить лисицу и посоветовать ей не совать нос в чужие дела.

Здесь используется фразеологический оборот «не совать нос в чужие дела». Фразеологизмы используются в художественных

произведениях.

Но всё-таки лисица — не самый хитрый и даже не самый осторожный зверь. Любопытство у лис часто берёт верх над осторожностью. Например, она подходит к незнакомому предмету и не может удержаться, чтобы не исследовать его. Не может удержаться, чтобы не зайти в какой-нибудь двор и не осмотреть его. Тут часто бывает: от хвоста и голова пропадает. Поэтому часто попадает она в трудное положение. И если бы не умение маскироваться, если бы не острое зрение, слух и обоняние, плохо пришлось бы Патрикеевне.

Но всё-таки лисица — не самый хитрый и даже не самый осторожный зверь. Любопытство у лис часто берёт верх над осторожностью. Например, она подходит к незнакомому предмету и не может удержаться, чтобы не исследовать его. Не может удержаться, чтобы не зайти в какой-нибудь двор и не осмотреть его. Тут часто бывает: от хвоста и голова пропадает. Поэтому часто попадает она в трудное положение. И если бы не умение маскироваться, если бы не острое зрение, слух и обоняние, плохо пришлось бы Патрикеевне.

Упражнение 1. Какое предложение из третьего абзаца не соответствует этому стилю? Тут часто бывает: от хвоста и голова пропадает. Здесь используется поговорка. Это художественный стиль речи.  Спишите любой абзац.

Упражнение 1. Какое предложение из третьего абзаца не соответствует этому стилю?

Тут часто

бывает: от хвоста и голова пропадает.

Здесь используется поговорка.

Это

художественный стиль речи.

Спишите любой абзац.

Работа в парах  Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю. Поступь – манера ступать при ходьбе, походка. Пропитание – пища, прокормление. Извернувшись (извернуться) – ловко вывернуться, стремясь освободиться от чего‑либо. Мышкует – охотится за мышами. Хлеб насущный – что‑либо самое важное, существенное, жизненно необходимое. Перекати-поле – о человеке, постоянно переходящем, переезжающем с места на место. Рысцой – мелким бе́гом . Нежданно-негаданно – вдруг, очень неожиданно .

Работа в парах Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю.

Поступь – манера ступать при ходьбе, походка.

Пропитание – пища, прокормление.

Извернувшись (извернуться) – ловко вывернуться, стремясь освободиться от чего‑либо.

Мышкует – охотится за мышами.

Хлеб насущный – что‑либо самое важное, существенное, жизненно необходимое.

Перекати-поле – о человеке, постоянно переходящем, переезжающем с места на место.

Рысцой – мелким бе́гом .

Нежданно-негаданно – вдруг, очень неожиданно .

Работа в парах  Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю. Обоняние и тонкий слух помогают (Лисе Патрикеевне, лисоньке, лисице, лисичке-сестричке) не только спасаться, но и добывать (еду, пропитание, кушанье, хлеб насущный). Часто в зимнюю лунную (ноченьку, ночь, ночку) где-нибудь на лесной полянке, на опушке или на (полюшке, поле, перекати-поле) можно увидеть лису, которая бежит лёгкой осторожной (рысцой, походкой, поступью, пробежкой), то и дело останавливаясь и (подслушивая, прислушиваясь, заслушиваясь). Вдруг она круто сворачивает, (нежданно-негаданно, неожиданно, вдруг) подпрыгивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя лапами о снег, поднимается на задние лапы и,  извернувшись, (валится, падает, ложится, грохается). Издали, (ясное дело, конечно, абсолютно точно, наверняка), не увидишь, что под лапой у неё в этот момент оказалась (мышка- норушка, мышь, мышонок) или полёвка. Так она ловит бегающих под (снежком, снежным покрывалом, снегом) грызунов — мышкует .

Работа в парах Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю.

Обоняние и тонкий слух помогают (Лисе Патрикеевне, лисоньке, лисице, лисичке-сестричке) не только спасаться, но и добывать (еду, пропитание, кушанье, хлеб насущный). Часто в зимнюю лунную (ноченьку, ночь, ночку) где-нибудь на лесной полянке, на опушке или на (полюшке, поле, перекати-поле) можно увидеть лису, которая бежит лёгкой осторожной (рысцой, походкой, поступью, пробежкой), то и дело останавливаясь и (подслушивая, прислушиваясь, заслушиваясь). Вдруг она круто сворачивает, (нежданно-негаданно, неожиданно, вдруг) подпрыгивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя лапами о снег, поднимается на задние лапы и, извернувшись, (валится, падает, ложится, грохается). Издали, (ясное дело, конечно, абсолютно точно, наверняка), не увидишь, что под лапой у неё в этот момент оказалась (мышка- норушка, мышь, мышонок) или полёвка. Так она ловит бегающих под (снежком, снежным покрывалом, снегом) грызунов — мышкует .

Работа в парах  Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю. Спишите получившийся текст. Обоняние и тонкий слух помогают лисице , не только спасаться, но и добывать еду . Часто в зимнюю лунную ночь где-нибудь на лесной полянке, на опушке или на поле можно увидеть лису, которая бежит лёгкой осторожной рысцой , то и дело останавливаясь и прислушиваясь . Вдруг она круто сворачивает, неожиданно подпрыгивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя лапами о снег, поднимается на задние лапы и,  извернувшись, падает . Издали, конечно , не увидишь, что под лапой у неё в этот момент оказалась мышь или полёвка. Так она ловит бегающих под снегом грызунов — мышкует.

Работа в парах Упражнение 2. Определите, какие слова из скобок больше соответствуют тексту. Объясняйте друг другу свой выбор. Значение незнакомых слов уточняйте по словарю.

Спишите получившийся текст.

Обоняние и тонкий слух помогают лисице , не только спасаться, но и добывать еду . Часто в зимнюю лунную ночь где-нибудь на лесной полянке, на опушке или на поле можно увидеть лису, которая бежит лёгкой осторожной рысцой , то и дело останавливаясь и прислушиваясь . Вдруг она круто сворачивает, неожиданно подпрыгивает несколько раз, ударяя всеми четырьмя лапами о снег, поднимается на задние лапы и, извернувшись, падает . Издали, конечно , не увидишь, что под лапой у неё в этот момент оказалась мышь или полёвка. Так она ловит бегающих под снегом грызунов — мышкует.

 Диктант «Верно – неверно»  Учитель читает высказывания. Если утверждение верное,  учащиеся ставят знак «+», если неверное – знак «–». 1. Текст-повествование отвечает на вопрос «почему?». 2. Для текстов-описаний характерен художественный стиль речи. 3. В текстах-рассуждениях что-то доказывается, объясняется. 4. Перекати-поле – так говорят о человеке, постоянно переходящем, переезжающем с места на место. 5. Научный стиль речи встречается в текстах энциклопедий, научно-популярных журналов. 6. Устойчивые словосочетания, эпитеты, сравнения употребляются в научном стиле речи. 7. Текст, который отвечает на вопросы что случилось? что произошло?, – это текст-описание. 8. Слова «поэтому», «потому что», «то», «так как» употребляются в текстах-рассуждениях .

Диктант «Верно – неверно» Учитель читает высказывания. Если утверждение верное, учащиеся ставят знак «+», если неверное – знак «–».

1. Текст-повествование отвечает на вопрос «почему?».

2. Для текстов-описаний характерен художественный стиль речи.

3. В текстах-рассуждениях что-то доказывается, объясняется.

4. Перекати-поле – так говорят о человеке, постоянно переходящем, переезжающем с места на место.

5. Научный стиль речи встречается в текстах энциклопедий,

научно-популярных журналов.

6. Устойчивые словосочетания, эпитеты, сравнения употребляются в научном стиле речи.

7. Текст, который отвечает на вопросы что случилось? что произошло?, – это текст-описание.

8. Слова «поэтому», «потому что», «то», «так как» употребляются в текстах-рассуждениях .

 Диктант «Верно – неверно» – , +, +, +, +, –, –, +

Диктант «Верно – неверно»

, +, +, +, +, –, –, +

 Домашнее задание Составить текст-рассуждение, объяснив название какого-либо растения.

Домашнее задание

Составить

текст-рассуждение, объяснив название какого-либо растения.