СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся писать письма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни человека часто возникает необходимость обратиться к кому - либо с посланием, то есть написать письмо. Существуют правила написания письма, с которыми мы будем сегодня знакомиться.

Просмотр содержимого документа
«Учимся писать письма»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маркинская средняя общеобразовательная школа

Цимлянского района Ростовской области











«Учимся писать письма»


Урок развития речи

для обучающихся 5 класса














Работу выполнили:

Горбанева Е.Л., учитель русского языка и литературы,

МБОУ Маркинской СОШ, ст. Маркинская, Ростовская обл.

[email protected], т. 89185686421







Тема урока: Р.Р. Учимся писать письма.

Цель: познакомить учащихся с понятием «эпистолярный жанр»,

учить правильному написанию письма,

учить создавать собственные тексты, прививать навыки оформления писем.


Ход урока


1. Организация класса.

2. . Объявление темы урока и цели.

Ребята, тема урока на доске не записана. Мы сформулируем (определим) её вместе, прослушав стихотворение

А) Вводная часть

Оно само Нетрудно ему

Никуда не пойдет, Увидеть свет,

Но в ящик его опусти- Ему не нужен билет.

Оно пробежит, На медные деньги

Пролетит, Объедет весь мир

Проплывет Заклеенный пассажир

Тысячи верст пути.


-Ребята, о чем говорится в стихотворении С.Маршака?

-Как вы думаете, какова тема урока?

( Ответы учащихся. Запись темы на доске. В процессе беседы с учениками по теме урока учитель рассказывает о поставленных целях.)

-Правильно, на уроке мы узнаем, когда начали писать письма, как правильно написать письмо.

- Скажите, ребята, а для чего люди пишут письма?

-В жизни человека часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, то есть написать письмо. Существуют правила написания письма. Эпистолярная литература. Обратимся к словарю Л.И.Тимофеева «Краткий словарь литературоведческих терминов» и почитаем, что же такое эпистолярная литература.

Эпистолярная литература (от греческого epistole-послание, письмо); переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, обращаясь к условному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный признак эпистолярной литературы.

-Ребята, а как вы думаете, давно люди начали писать письма. Обратимся к истории, об этом расскажут Наташа и Саша.

-Еще в каменном веке люди пытались наладить передачу вестей с помощью рисунков. Например, на скале, на берегу реки можно было углем или мелом нарисовать три раза солнце, одну лодку и в ней пять черточек, соплеменники понимали, что это значит: «Мы уплыли на три дня, нас пятеро в лодке». Пучок стрел, принесенный гонцом враждебному племени, означал войну.

-В античности уже сочиняли письма. Известны письма Цицерона. Образцом русской средневековой публицистики служит переписка Ивана четвертого с князьями Курбскими. В 17-18 в. форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. Известны очерково-документальные «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина и письма из Франции Д.Фонвизина П.И.Панину.

В 20 веке сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы («Опавшие листья» В.Розанова, «Неизвестный друг» И.А.Бунина).

- Ребята, а как доставляют письма?

-А сейчас Дмитрий нам расскажет еще об одном способе.

Ученик: Письма, которые люди отправляют друг другу, могут путешествовать на поезде или на самолете. Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Кажется, отправлять письма водной почтой - просто забава. Это не так. Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, еще не известным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению. Люди еще мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть ее тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой старинная бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего мира.

Б) Основная часть.

- Учитель: Итак, вы получили письмо, вам интересно его содержание, но ваш взгляд все равно остановится на листе. Вы увидите красоту и четкость почерка, порядок в расположении абзацев, аккуратность оформления. Значит, пишущий проявил вежливость к читающему, аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке, форма письма помогает произвести благоприятное впечатление на вашего корреспондента. Во многих странах искусство оформления доведено почти до совершенства.

Существуют следующие правила оформления:

  1. Справа, слева, сверху и снизу должны быть оставлены поля.

  2. Письмо может быть написано от руки.

  3. Писать следует разборчиво, без ошибок.

  4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современно письменном этикете.

  5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы.

Композиция (построение) письма:

  1. Обращение.

  2. Текст письма.

  3. Заключительные формулы вежливости.

  4. Подпись отправителя.

  5. Дата.

3.Практическая работа

(Работа в парах, предлагаются карточки, содержащие задания на отработку композиции письма).

Обращение

1).Прочитайте, как обращаются в письмах. Можете определить, к кому обращены письма – к ровесникам или взрослым? Что помогло вам догадаться?

Привет, Юлька! Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый Александр Иванович!

А вот как обращался в своих письмах к родным и друзьям Антон Павлович Чехов.

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!

Многоуважаемый Павел Федорович!

Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?

Дорогой Константин Сергеевич!

Здравствуйте, милый Иван Алексеевич, с Новым годом, с новым счастьем!

Дорогой брат Миша!

Какое обращение было бы приятно вам прочитать в письме?

2.)Прочитайте письмо Саши к своему другу.



Здравствуй, Петр!

Твое письмо получено и прочитано мною. На поставленные тобой вопросы отвечаю: в данный момент прохожу обучение в пятом классе. Успеваемость удовлетворительная, в связи с чем лишен удовольствия находиться на улице. Возможность нашей встречи следующим летом будет зависеть от воли моих родителей.

Прощай. Александр.

-Представьте, что это письмо прислали вам. Обрадовались бы вы, получив такое письмо от друга?

-Стоит ли друзьям так общаться друг с другом?

-Как можно исправить Сашино письмо, чтобы его интересно было читать?

(Анализируем и исправляем письмо)


3). А это письмо получила Вера Михайловна от своей бывшей ученицы, которая переехала в другой город.

Привет, Вера Михайловна!

Я так много по вас скучаю, аж жуть! Классно было учиться на ваших уроках, здорово!

Они мне написали, и я прыгала до потолка. У меня все хорошо. Я учусь хорошо. Хорошо, что вы меня учили два года.

Пока. Обнимаю крепко – ваша конфетка Натуся.


-Какие ошибки допустила девочка? Как вы думаете, интересно ли было Вере Михайловне читать письмо Наташи? Какой вывод нужно сделать?

Вывод: в письмах необходимо учитывать возраст адресата. Если ты пишешь письмо взрослому человеку, то слово Вы надо писать с большой буквы. Этим ты подчеркиваешь свое уважение к старшему.

Текст письма

-Начинается с красной строки с заглавной буквы. Написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешно вести в переписку. И сегодня на уроке мы будем учиться создавать собственные тексты. А помогут нам в этом следующие задания.


1). Прочитай письмо Серёжи к своему другу. О чем забыл мальчик, когда писал письмо?


Здравствуй, Андрей!

Я сегодня получил «5» по математике. Ой, какую я книгу прочитал! Называется «В стране невыученных уроков». Учитель меня похвалила. Я решил задачу раньше всех. В этой книге говорится… Ладно, сам прочитаешь. Бабушка зовет ужинать. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Да, книга интересная. Жду твоего письма. Мне обещали купить шахматы. И я буду играть также хорошо, как ты.

До свидания. Серёжа.

Вывод учащихся: письмо написано без предварительного составления плана, в нем нарушается последовательность изложения, Сережа «перескакивает» с одной мысли на другую, поэтому письмо читать трудно, неинтересно.

- Прочитайте исправленный текст письма и запишите его.

2). А это письмо от девочки. Настя занимается в музыкальной школе, она играет на фортепьяно. Её подруга Аня музыкой не занимается. Как вы думаете, о чем забыла Настя, когда писала письмо Ане?


Здравствуй, Анечка!

Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и перечитывала. Ты пишешь очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем я занимаюсь.

Сейчас я уже во втором классе музыкальной школы. Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь на бемолях. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно подбираю тональность. Я выучила фугу. Буду играть ее на концерте.

Мне купили новое платье. В нем я буду выступать.

До свидания. Пиши. Настя.

-Ребята, как вы думаете, если девочка не занимается музыкой, знает ли она слова арпеджио, сольфеджио, бемоль, тональность, фуга? Что нужно помнить, когда пишешь о своих увлечениях.

Вывод: когда пишешь письмо, нужно помнить, что не все увлекаются тем же, чем и ты. Поэтому не использовать в письме слова, значения которых твой адресат может не знать.


3). Прочитайте письмо, которое написал бабушке и дедушке Коля. Укажите недочеты в нем. Запишите исправленный вариант.


Здравствуйте, бабушка и дедушка!

У меня все хорошо, но я соскучился. Хотя жизнь у меня не скучная. Я хожу в школу, хожу в спортивную секцию, хожу на плавание, а потом занимаюсь английским языком. Когда летом мы ходили на речку, я не умел плавать. А теперь я уже умею плавать. Я ещё хожу в гости к Мише. Мишка ходит в гости ко мне. Я хочу, чтобы вы поскорее приехали. Обнимаю вас. Ваш внук Коля

Вывод: это текст с неоправданным повтором одних и тех же слов. Нужно использовать синонимы, они помогут избежать ненужных повторов.

-А сейчас мы остановимся на заключительной части письма.

Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Если вы пишите другу или родственнику, хорошему знакомому, то можно закончить письмо так: «Искренне твой (ваш)». «Преданный тебе (вам)». «Твой (Ваш)». «Твой искренний друг». «Любящий тебя». «Твой любящий сын».

Если ты пишешь недостаточно хорошо знакомым людям, то закончить письмо можно так: «С уважением». «С почтением».

Итак, мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. А в конце –подпись отправителя и дата.


4. Творческая работа учащихся. “Письмо другу. Однажды со мной случилось”.

5. Знакомство с некоторыми работами. Чтение учащимися получившихся писем.

6. Рефлексия деятельности. - Ребята, чему вы порадовались на уроке?

Поделитесь, какие трудности возникли?

7. Домашнее задание. Написать письмо.

Темы: “Письмо моему учителю”, “Мой любимый вид спорта”.