СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся познавать и оценивать себя. Урок-практикум.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся познавать и оценивать себя. Урок-практикум.»


Обществознание 6 класс

5 урок

Тема:Учимся познавать и оценивать себя. Урок-практикум.

Тип урока: Урок-практикум.

Основные понятия: Познание, Самосознание, Самопознание, Самооценка, Способности, Талант, Гениальность

План урока:

1.Что такое самооценка.

2.Что я знаю о себе: мои способности, мои поступки (мои сильные и слабые стороны).

3.Тесты «Самооценка».

4.Подведение итогов. Рефлексия.

1.Организпционный момент. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

Вопрос: Что мы узнали на прошлом уроке? Для чего человек познает себя и мир?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Как можно познавать себя? Что для этого нужно знать и уметь? – отвечают.

Учитель: чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Обучающиеся формулируют тему урока: «Учимся познавать и оценивать себя».

Учитель: «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Учитель:

- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

- Что такое «самооценка»?

- Что лучше: переоценить или недооценить себя?

- Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?

- Как вы думаете, знаете вы себя?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):

1. Самонаблюдение.

2. Самоанализ.

3. Самоиспытание.

4. Самооценка.

Самонаблюдение вы можете начать с сегодняшнего дня, каждый день отмечая свои достижения, свою работу над собой. Например: сегодня я без напоминания помыла посуду, сходила в магазин, слушалась маму и папу с одного раза, правда с подругой была несдержанной. На следующий день вы можете добавить, например, что внимательно выслушивали подругу и помогали ей советом. Т.е. ваша работа над собой принесла первые результаты.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

III. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся должны были заполнить схемы, стр.24. Учащиеся зачитывают. Подводятся итоги.

2.Сведения о вундеркиндах-детях.

IV. Что такое самооценка? Какая бывает самооценка?

Учитель. Давайте попробуем себя оценить.

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Учитель: Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Пример:

Я – девочка

Я – ученица 6 класса;

Я – отличница (хорошистка)

Я – голубоглазая, рослая, с длинными волосами

Я – симпатичная , веселая, добрая девочка

Я – иногда вспыльчивая, стеснительная

Я – неуверенная в своих силах

Я – не боюсь браться за незнакомое дело

Я – люблю дружить, не люблю ссориться, не боюсь работы

Я – послушная дочка, помогаю всегда своим родителям, уважаю старших.

Учитель: А теперь прочитайте свои ответы соседу по парте, но так, чтобы получился активный рассказ.

Учащиеся в группах рассказывают о себе (8-10 минут).

Учитель: А теперь послушаем несколько ответов: - отвечают.

Учитель: как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

Дети отвечают.

V. Тест 1 «Самооценка»

Учитель: какой бывает самооценка? (отвечают: завышенная, заниженная, правильная)

Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

Нарисуйте в тетради 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.

Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.

Быстро напишите букву «я» в любом кружке.

Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку. (учитель проверяет самооценку, учащиеся анализируют)

Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.

Тест 2 «Самооценка»

Заготовьте табличку на 3 столбика в тетради. Слушайте внимательно вопрос и ставьте «+» или «-». Всего будет 19 вопросов. Должно быть 19 ответов. Положительный ответ зачисляется как балл.

№ вопроса

Ответ «да» - «+»

Ответ «нет» - «-»

1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах



2.Чаще всего у меня хорошее настроение



3.Со мной ребята советуются



4.Я уверенный в себе человек



5.Считаю, что я сообразительный и находчивый



6.Я уверен, что всегда всем нужен



7.Я все делаю хорошо



8.В будущем я обязательно осуществлю свои мечты



9.Люди часто помогают мне



10.Я стараюсь обсуждать свои планы с близкими людьми



11.Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях



12.Я проявляю самостоятельность в учебе и труде



13.Меня мало беспокоят возможные неудачи



14.Я стараюсь планировать свою деятельность



15.Я редко жалею о том, что я сделал



16.Я уверен, что в будущем добьюсь успеха



17.Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах



18.Я учусь лучше, чем все остальные



19.Учение для меня не представляет труда.



Надо подсчитать количество баллов.

Результаты: если количество баллов от 17 до 19 – высокая степень уверенности в себе. Можно предположить, что в сложной ситуации вы проявите решительность и самостоятельность в принятии решений.

Если вы набрали 11-16 баллов, то у вас преобладает потребность в обсуждении своих действий с друзьями, родителями при принятии каких-либо решений. В ситуации выбора избираете задачи средней трудности, чтобы избежать неудачи.

Результат 1-10 баллов свидетельствует о том, что вы испытываете неуверенность своих силах, которая проявляется и в учебе, и в труде.

Рефлексия: я себя оценил на ___________ баллов.

1-я физминутка!

Тест 3 Тест «Какой у тебя характер?»

Ответь «да» или «нет».

1. Уважаешь ли ты дружбу? («Да» – 1, «нет» – 0.)

2. Привлекает ли тебя все новое? («Да» – 0, «нет» – 1.)

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой? («Да» – 1, «нет» – 0.)

4. Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины? («Да» – 0, «нет» – 1.)

5. Менял ли в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии? («Да»– 0, «нет»– 1.)

6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание? («Да» – 0, «нет» – 1.)

7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь? («Да» – 1, «нет» – 0.)

8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент? («Да» – 0, «нет» – 1.)

Результаты:

свыше 6 очков – ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям, педагогам, друзьям;

от 3 до 6 очков – у тебя изменчивое настроение и характер; не забывай, что, проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни;

менее 3 очков – внимание! Почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше доверять своим родителям и поискать себе друзей среди одноклассников.

Рефлексия: я себя оценил на ___________ баллов.

VI. Правила самопознания.

Учитель: на стр.24-25 даются советы, как научиться узнавать и оценивать себя. На основе этих советов можно составить Памятку успешности.

Составляют Памятку успешности. Проверка. Обучающийся выходит и читает Памятку успешности:

ПАМЯТКА УСПЕШНОСТИ

1.Верь в себя! Не думай о неудачах.

2.Забудь слова «невозможно», «не умею», «не получается», «я с этим не справлюсь».

3.Правильно оценивай свои способности.

4.Удиви окружающих!

5.Анализируй свои поступки.

6.Избегай крайностей: излишней неуверенности в себе, излишней самоуверенности.

7.Трудись и все получится.

8.Мечтай. Путь от мечты к успеху.

9.Сохрани уверенность в себе и дай себе нужные установки («Я с каждым днем все лучше», «У меня все получится»)

10. Приложи силу воли.

11.Поставь перед собой осуществимую мечту.

12.Неудача – не поражение!

2-я физминутка.

VII. И последнее задание: выполните задание на стр.25-26:

- Рисунок «Твои друзья на прогулке». Найди себя среди них и обоснуй свой выбор;

-Рисунок «Найди свое место за столом» и обоснуй свой выбор.

Обучающиеся выполняют задание и поясняют свое расположение на рисунке.

Рефлексия: у меня самооценка завышенная (заниженная).

VIII. Домашнее задание
1. Прочитать § 3, вопросы на стр.31, Проект «Как усовершенствовать свою учебную деятельность».
IX. Рефлексия (У детей на листочках написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)
- Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?
- Что в том, что сегодня было, меня расстроило?
- Что хорошего было на уроке?
- Какие у меня возникли чувства?
- Дает ли урок возможности для творческого роста?
- Что мне даст этот урок для моей личной жизни?

X. Заключение.
Китайский философ, житель царства Чу, Лао-цзы (579—499 гг.до н. э.) говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». Изучайте себя, познавайте себя, открывайте себе себя!


Я благодарю вас за работу! Работали очень активно.

Игра в аплодисменты: урок понравился – 1 хлопок, очень понравился – 2 хлопка, замечательный урок – 3 хлопка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!