Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новофедоровская школа-лицей имени Героя Российской Федерации Т.А. Апакидзе» Сакского района Республики Крым
Класс: 9 24.01.2020 г.
Предмет: География
Тема урока: Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект по теме: « Развитие рекреации на Северном Кавказе и в Крыму.»
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы Северного Кавказа;
- определят понятие «рекреационные ресурсы»;
-дадут оценку успешного развития рекреации с учётом ряда критериев, уметь работать с картами атласа, учебником и другими источниками информации (ИКТ), использовать статистические материалы.
Метапредметные:
- формулировать учебную проблему и учебную цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
- планировать деятельность по достижению цели
- осуществлять учебное сотрудничество
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Личностные: развить у учащихся память, мышление и внимание, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала, формировать целостный ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, ценности и чувства, оценивать результат и рефлексировать в отношении его личностной значимости
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник географии «География. Россия» 9 класс А.И.Алексеев, В.В.Николина и др. серия «Полярная звезда», учебник «Крымоведение. Социальный и экономико-географический обзор Крыма» 9класс Супрычёв А.В., материалы для оформления проекта, дополнительная литература.
Тип урока: урок-практикум.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, целями и задачами урока (Слайд 1,2)
2.Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке вы получили задание «Ознакомиться с содержанием § 31 учебника по географии и § 25 в учебнике по крымоведению». Еще раньше вы получили задание: подобрать необходимые материалы для этого проекта. Вспомним некоторые моменты
.-Что такое «проект», « проектная деятельность?». (Слайд 3 )
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие в Википедии записано: «Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектная деятельность-это процесс создания проекта»;
Т.е. сегодня на уроке мы должны создать прототип, прообраз какого-то продукта.
3.Этапы выполнения проекта? (Слайд 4)
1.Определение темы проекта, проблемы. Установить актуальность проблемы-мотивация. (Почему это важно?)
2.Определение цели проекта. Целеполагание. (Зачем мы делаем этот проект?)
3. Определение задач проекта. Постановка задач. (Для чего мы делаем этот проект?)
4.Определение необходимых видов работ. Выбор способов и методов планирования. (Как мы это можем делать). Составление плана-графика работ. Сбор и изучение информации.
5.Оформление проекта. Ожидаемый результат.
6.Защита (презентация) проекта.
Регламент выступления участников – 6-8 минут, дискуссия – 5 минут, объем- не более 15 листов А-4.
Требования к проекту (Слайд 5)
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
5) обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;
6) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
Критерии оценки (Слайд 6)
Актуальность темы.
Новизна решаемой проблемы.
Оригинальность методов решения задачи, исследования.
Научное и практическое значение результатов работы.
Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
6 Участие в дискуссии
7 Культура оформления работы
4.Вспомните формы продуктов проектной деятельности. (Слайд 7)
Выставка, плакаты ,рисунки, таблицы, газета, журнал, карта, сказка, видеофильм, буклет, серия иллюстраций, учебное пособие, картосхемы, справочник, путеводитель, видиоматериалы, презентации и др.
- Как можно презентовать продукт своей проектной деятельности? (Слайд 7)
В виде деловой игры, в виде научной конференции, демонстрации видеофильма, научного доклада, в виде рекламы, пресс-конференции. (Учащиеся делают выбор)
5.Актуализация.
В своей будущей профессиональной деятельности (в любой области) вы сами будете самостоятельно выбирать темы проектов. В школе темы проектов вам чаще всего дают. Это делается не только для того, чтобы лучше усвоить учебный материал, но и для того, чтобы выработать необходимое в жизни умение обосновывать свое решение и действия. Авторы учебника предлагали взять тему о рекреации на Северном Кавказе. Но я предложила Вам, при запуске нашего проекта, проработать материал о рекреационных ресурсах и Крыма на местном, краеведческом материале, тем более, что учебный план 9 класса не предусматривает выделение часов на изучение курса «Крымоведение. Социальный и экономико – географический обзор Крыма».
- Как вы понимаете, что такое « рекреация»?
Рекреа́ция (лат. recreatio «восстановление») — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека. (Слайд8)
-Для осуществления рекреационной деятельности необходимы рекреационные ресурсы. Что можно отнести к рекреационным ресурсам?
К рекреационным ресурсам относятся пляжи, море. лечебные грязи, морской воздух, ландшафтное разнообразие, чистый воздух, разнообразные водоёмы, лесные и горные массивы, источники минеральных вод, природные комплексы в целом, а также объекты истории и культуры, которые используются для отдыха и туризма.
(Слайд 9).
Критерии успешного развития рекреации: (Слайд 10)
-Возможность обеспечить отдых определённого количества людей без нарушения устойчивости природной среды и её комфортности;
- Способность выдерживать рекреационные нагрузки;
- Соответствие требованиям, потребностям отдыхающих, в том числе их ожиданиям, возникающим ещё на стадии выбора места отдыха;
- Комфортность отдыха и проживания.
6. Распределение обязанностей:
Раздаточный материал группам (по 4 человека ).
Задание 1 группе:
В § 31 учебника есть описание метода SWOT-анализа (перевод с английского-сила, слабость, возможность, угроза)
Команда заполняет таблицу, выбирает вид отдыха, которому будет посвящён их проект. Поднимают руку по готовности, и доводят до сведения всех результат обсуждения.
Примерное заполнение таблицы:
.Таблица 1.
Виды отдыха | Сильные стороны | Возможности | Слабые стороны | Угрозы (риски) |
Лечение и оздоровление | Богатые природные ресурсы | Много санаториев. Их можно сделать круглогодичными Рабочие места. | Санаторная база требует реконструкции | Инвестиции нужны большие. |
Познавательный туризм | Богатая история. В жару людям можно «прятаться» в музеях | В степях-курганы, каменные бабы раскопы. В горах пещеры,каньоны, лесные ресурсы. Парки. | Мало интересных музеев. Нужны большие инвестиции в эти объекты. | Низкая окупаемость музеев. |
Активный отдых | Этот вид отдыха -«модный» Привлекает молодёжь | Есть ресурсы. Нет необходимости строить отели. Необходимы небольшие инвестиции | Немного мест, где предоставляют такие услуги. Сезонность, т.к. проблема с водой. | Травмоопасный. Необходимо больше средств для соблюдения безопасности и оборудования |
2. 2 группа обсуждает значимость и степень развития инфраструктуры районов Кавказа и Крыма:
1) Кавказско- Черноморский Общероссийская -Высокая
2) Северо- Кавказский Общероссийская- Средняя
3) Горно- Кавказский Общероссийская- Средняя
4) Азовский Региональная -Низкая
5) Каспийский Местная- Низкая
-А в Республике Крым?
Справочный материал:
В 2019году одним из приобретённых направлений развития экономики Российской Федерации определено «Развитие внутреннего туризма». На развитие рекреационной отрасли в Крыму выделяются большие средства.
После открытия автомобильного движения по Крымскому мосту увеличился поток людей, приезжающих в Крым на отдых. Конечно, пока трасса «Таврида», ещё не полностью построена, поток отдыхающих в Западный Крым не очень большой. Но к 2020году ситуация изменится, т.к. будет введена западная ветка трассы «Таврида» (от Симферополя до пос. Мирный, через Евпаторию). Кроме того, открытие железнодорожной части Крымского моста обеспечит увеличение потока туристов в западную часть Крыма. Чтобы эти люди выбрали для отдыха Сакский район, необходимо проинформировать их о привлекательности отдыха в нашем районе, создать рекламный имидж, т.е. создать рекламный продукт для привлечения отдыхающих.
3 группыа работает над рекламой.
Три туристических агентства, специализирующихся на внутреннем туризме, участвуют в тендере на получение инвестиций для развития рекреационной отрасли в Сакском районе. Необходимо представить макет рекламной имиджевой продукции, раскрывающей перспективность развития рекреации в Сакском районе.
4 .4 группа готовит собранную учащимися в ходе подготовительного этапа макеты-заготовки для оформления разных по форме проектных работ, компьютер с информацией в сети Интернет для оформления проекта. В процессе инфо-карусели команда отбирает всё необходимое для оформления проекта.
7. Погружение в проект.
Как вы определите задачи нашего проекта?
Постановка задач проекта (Слайд 11)
-Выявить какие рекреационные ресурсы есть на Северном Кавказе, в Крыму и в Сакском районе?
- Собрать информацию о видах отдыха, которые могут предоставить регионы гостям? Выявить места их размещения.
- Выяснить какие виды отдыха «в тренде» в наше время и есть ли возможности для их реализации в нашем районе и где они размещаются?
- Разработать рекламную продукции для повышения рекреационного имиджа Сакского района Республики Крыма.
8. Выбор способов и методов ( Слайд 12)
План-график работ:
3.Классифицировать рекреационные ресурсы по видам отдыха.
4. Выбрать информацию об отобранных для проекта ресурсах и о местах расположения объектов рекреации.
5.Определить форму проекта
6..Выполнить проект (Оформить на уроке, используя заготовленные шаблоны)
7. Создать рекламный продукт для привлечения отдыхающих в Сакский район.
9.Составить карту размещения объектов рекреации .
10. Презентация результатов проектной деятельности (Собираем всю информацию урока и домашние заготовки)
9. Презентация.
В ходе презентации, которую проводит руководитель проекта, картограф обозначает на карте места размещения объектов пунсонами определённого цвета: красный-лечение и оздоровление, зелёный-познавательный туризм, синий – активный отдых
.После окончания презентации, участники могут задавать вопросы.
10.Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 18) Зачем (во имя чего) создаётся проект?
Что и как мы делали? Что мы получили? Кто этим может воспользоваться?
11. Домашнее задание: 1) изучить § 31; 2) подготовить эссе «Что мне дала работа над проектом».