Учимся слушать классическую музыку.
Один из ведущих видов деятельности на музыкальном занятии в детском саду является слушание музыки. С помощью слушания музыки дети приобретают такие важные для них навыки, как умение прислушиваться к музыке, переживать и анализировать ее.
Для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста, родители и педагоги должны опираться на две основные цели:
1. Воспитание детей на шедеврах мировой классической музыки.
2. Создание подходящей обстановки для эмоционального отношения к воспринимаемой музыке.
Необходимо, чтобы и в семье, а не только в ДОУ, поддерживался интерес к прослушиванию классических произведений.
Классическая музыка – называется классической не просто так. Она прошла испытание временем, и нашла свою аудиторию как в прошлом, так и в настоящем времени. При упоминании словосочетания «классическая музыка» мы вспоминаем мелодии, знакомые нам с детства. Великие композиторы прошлого: Чайковский, Бах, Мусоргский, Моцарт, Римский-Корсаков, Скрябин, Хачатурян, Григ, и многие другие композиторы подарили миру великие музыкальные произведения.
Классическая музыка имеет благотворное влияние на психологическое состояние людей, ведь недаром её рекомендуют, как успокаивающий вид терапии.
Но нельзя забывать, что музыка для прослушивания детьми не должна быть громкой. Чем младше ребёнок, тем спокойней должна быть мелодия. Не включайте музыку громко! Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки должны быть расположены примерно на расстоянии не меньше 1 метра от ребёнка. Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Пренебрежение этими правилами может пагубно сказаться на психике ребенка в будущем.
Внимание ребенка младшего возраста должно концентрироваться на непрерывно звучащей музыке не более 2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами в течение 5-7 минут. Сеансы слушания не должны повторяться более 3 раз в день. В зависимости от физического и психологического состояния ребенка длительность сеансов прослушивания музыки может варьироваться.
Дети воспринимают классическую музыку по-своему. Не стоит проецировать свое мнение о музыке на детей. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он слышит, слушает и хочет слышать!
Музыкальные занятия в детском саду включают в себя множество аспектов, в том числе – систематическое слушание классической музыки. Детей знакомят с классическими музыкальными произведениями разных эпох и стилей. Используются эквивалентные возрасту детей методы работы с музыкальным репертуаром.
Начинается знакомство с произведением с просмотра видеоролика с музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся быстро сменяющиеся картинки, небольшие видео совсем не утомляют их. После двух просмотров видео на следующем занятии включается аудиозапись этого же произведения. Почти все дети узнают мелодию, вспоминают не только название, но даже могут назвать фамилию композитора! Детям предлагается послушать музыку с закрытыми глазами, представить какого-либо героя из сказки или мультфильма; рассказать, что можно делать под эту музыку – мечтать, грустить или танцевать и радоваться.
По возможности в детский сад приглашаются профессиональные исполнители классической музыки (ученики ДШИ). Перед концертом с детьми проводятся беседы, предваряющие восприятие концерта в детском саду. На последующем занятии проходят беседы о прослушанном концерте.
Когда музыкальное произведение будет изучено, детям старшей и подготовительной группы дается домашнее задание – прослушать еще раз музыкальное произведение дома и нарисовать рисунок к нему.
Ожидаемые результаты слушания классической музыки:
- Развитие навыков восприятия высокохудожественных музыкальных произведений в живом исполнении.
- Расширение представлений детей о классической музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах – классиках.
- Накопление представлений о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности.
- Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
пению, праздники, игры, общение с окружающим миром, повседневное
взаимодействие ребенка с взрослым. Цель, которую я ставила перед собой,
занимаясь с детьми музыкальной деятельностью - сделать жизнь наших
воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью и творчества.
Я считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально. Мои занятия дают
возможность выявить и развить в нём то, что заложено природой. Чем раньше
начать работу с детьми по развитию творческих способностей, тем больших
результатов можно достигнуть в песенном танцевальном и игровом творчестве Я
стараюсь, чтобы навыки, полученные на моих занятиях, дети смогли применять
повседневной жизни.