Воспитательное мероприятие в 3 классе
Тема: Учись дружить, ведь это так непросто.
Цель: - развивать умение учащихся вести диалог; размышлять, дискутировать;
Рассуждать;
- формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
- воспитывать чувства взаимовыручки, уважения к другу, любовь к ближнему.
Оборудование: фонограммы песен: Татьяна Мухаметшина «Песня о доброте», «Настоящий друг», «Дружба», «Две подружки»; макет дома, макет «Книги Мудрости»; листочки с пословицами, мультимедийный проектор, плакаты: «Учись дружить», «В дружбе-сила!», макет «Сердца», выставка детских книг о дружбе, «Письмо на ладошке».
Звучит музыка (Песня о доброте)
Учитель: Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И тот спросил у него: Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках». Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.
- Ребята, в наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными, ведь мы с вами живём одной большой школьной семьёй и должны учиться жить по определённым законам. Сегодня на нашем мероприятии нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Чтобы постичь её, мы прочитаем «Книгу мудрости» и немного потрудимся - построим домик. И это будет не просто домик, а мирный домик. А чтобы его построить, надо ответить на многие вопросы.
- Ребята, как вы думаете, что в доме должно быть самое прочное? (ответы детей).
- Чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе всё здание. А чтобы заложить фундамент, разгадаем слово.
Слово это серьёзное
Главное важное
То, что значит оно
Очень нужно для каждого.
В нём отношения, основанные на доверии,
На тепле и радости,
На заботе и привязанности,
На верности и преданности.
В нём стремленье
Другому быть нужным.
Что же это?
Конечно, дружба!
- Итак, сегодня мы построим Дом Дружбы. (Закладка фундамента)
1 ученик
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать легко?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Учитель
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг «плохое» совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
2 ученик
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
3 ученик
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
4 ученик
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Учитель:
- А как вы, ребята, думаете, что такое дружба?
- Откроем «Книгу мудрости»:
1. «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
(Из толкового словаря Ожегова)
- Античный философ, учитель, мудрец, живший до н. э., Сократ писал
2. «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет смысла»
(Сократ)
3. «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу – всё – равно, что лишить мир солнечного света»
(Цицерон)
Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель, писатель, переводчик, живший до н. э.
1 ученик
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
2 ученик
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
3 ученик
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Учитель
- Что такое дружба, мы с вами выяснили, а кто такой «друг»? - А давайте обратимся к народной мудрости. Закончите пословицы:
Человек без друзей, что дерево … (без корней).
Друга ищи, а найдешь … (береги).
Дружба, как стекло: разобьешь - …(не сложишь).
Друг познается …(в беде).
Без друга в жизни …(туго).
6. Друг неиспытанный – что орех…..(не сколотый).
7. С другом веселее при удаче, легче…. (в беде)
8. Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).
9. Друг до поры – тот же….(недруг).
Дружба не гриб – в лесу…(не найдёшь).
Хочешь иметь друга – …….(будь им).
Без друга на душе….(вьюга)
Учитель.
- Послушайте стихотворение «Гость» о том, как наши дети выбирают себе подруг и друзей.
Ученик:
Я привёл к нам в гости Гену.
Вот он… чуточку смущён.
- Мама, представляешь,
необыкновенный мальчик он!
На уроках, переменах
Мы с ним лучшие друзья.
- Чем же он необыкновенный?
- Хуже учится, чем я!
Учитель.
- Но иногда нам надо задуматься: почему с некоторыми детьми никто не хочет дружить. Может быть, этот секрет нам раскроют стихи?
Ученица:
Сценка «Подружки»: Все живут, не тужат, а со мной не дружат
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,
Мы же одногодки! Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки из одной скорлупки!»
Я шепчу: «Но ты учти - ты во всем должна идти
Другу на уступки».
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, буду знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: « А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать,
Дашь контрольную списать!»
А девчонки на дыбы, говорят: « Молчала бы!»
Не вставать же на колени, уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
Учитель:
- Так почему никто не захотел дружить с девочкой?
- Давайте посмотрим, что говорит нам об этом «Книга мудрости»?
4. «У друзей всё общее - и дружба есть равенство».
Пифагор
(древнегреческий философ и математик)
5.« Истинный друг познаётся в несчастье»
Эзоп
Сценка "Друзья". Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол". К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!". - Давай! - согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них. Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.- Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. - И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил. - То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Учитель:
- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
- Какое правило дружбы забыл Максим?
Учитель:
- Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы. Вот, как, например, у наших подружек.
Исполняется песня «ДВЕ ПОЛОВИНКИ»
Учитель:
- Или как у наших друзей.
Сценка «Закадычные друзья» :
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой.
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я
Закадычные друзья
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду,
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим, что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра.
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья,
Вас водой разлить нельзя!
Сценка «Богатыри»: На лбу бывают шишки,
Под глазом фонари.
Уж если мы мальчишки –
То мы – богатыри.
Царапины. Занозы.
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы,
Опять на бой, в дозор,
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор. (Сражаются)
Учитель:
- Но сложнее всего складываются в школе отношения между девочками и мальчиками. Вот что было в сентябре.
Инсценировка песни «СМИРНОВА, Я ДРУЖИТЬ С ТОБОЙ НЕ СТАНУ»
Смирнова, я дружить с тобой не стану.
Терпеть я не могу воображал:
Подумаешь, читает Мопассана,
Да я давным - давно его читал!
Припев: Ты спишь и видишь,
Как за тобою
Портфель твой носит школьный Дон Кихот.
Оставь, Смирнова, меня в покое,
Не строй мне глазки – номер не пройдет!
Подумаешь, у неё в кармане снова
Жевательной резинки целый пуд!
Ну, вот и жуй ее сама, Смирнова,
Я жвачку не люблю, я не верблюд!
Припев: Ты спишь и видишь,
Как за тобою
Портфель твой носит школьный Дон Кихот.
Оставь, Смирнова, меня в покое,
Не строй мне глазки – номер не пройдет!
Физминутка
Чтобы солнышко светило,
Чтоб его на всех хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся,
Встанем в круг.
Каждый человек человеку – друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод.
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире дружбы круг.
Релаксация
– Закройте глаза… и представьте себя в саду ДРУЖБЫ. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное… Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем-то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения…
Учитель:
- Предлагаю вам поразмыслить над ситуацией, которая нам предлагается.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка,
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда – то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Учитель:
- Давайте подумаем можно ли героев этого стихотворения назвать настоящими друзьями?
- Вернёмся к нашему домику Дружбы. Нам нужно возвести стены, которые будут символизировать качества настоящих друзей. А какими качествами должен обладать настоящий друг?
Работа в группах: 1 группа находит качества, которые помогают дружбе, а 2 группа – мешают, 3 группа придумывает качества, которыми должен обладать настоящий друг.
(Вспыльчивость, доверие, глупость, милосердие, зависть, искренность, ложь, интерес, обман, надёжность, предательство, равноправие, хитрость, честность)
- А что нам советует мудрая книга?
«Искренность отношений, правда в общении – вот дружба»
Суворов
Жил в 18 веке, был великим полководцем, имел чин генералиссимуса.
(Застройка стен)
Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
-- Твой друг употребляет плохие слова и выражения, твои действия.
-- Твой друг совершает плохой поступок, и все об этом узнали, в том числе и ты. Твои действия.
- Твой друг не хочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил, что ты будешь делать?
Учитель:
- А кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы можете назвать другом?
Друг -- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;
- собака, которая преданно смотрит в твои глаза;
- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…
Учитель:
- Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.
Игра “Волшебный стул”.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).
Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся? (свободные высказывания)
Учитель: Друг у человека может быть один - самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды, как многие сказочные персонажи в своих сказках выручают друг друга.
- Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков «исполнения желаний». Какое было последнее желание Жени? (Оторвала лепесток и пожелала здоровья Вите).
- Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)
- Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (Слонёнок)
- Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда). Вызывает ли у вас уважение поступок девочки?
- Назови друзей Вини – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
- У девочки с голубыми волосами, Мальвины, было много друзей, но один был всегда рядом. Кто он? (пудель Артемон).
- Как звали девочку, которая подружилась с семью маленькими человечками? (Белоснежка).
Выставка детских книг о дружбе и добрых делах.
Учитель: - Ребята, а откуда все эти герои? (из сказок). Правильно, из сказок. Книг о дружбе и друзьях, добрых поступках очень много. На нашей книжной выставке, которую сегодня для вас приготовили работники нашей библиотеки представлена лишь небольшая часть замечательных книг о дружбе и добрых поступках. Читая эти книги, вы приобретаете себе настоящих друзей - литературных героев и учитесь добрым делам.
1.Я как-то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж,- сказала мама,- пусть
он поживет немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…
2. Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж,- сказала мама,- пусть
он поживет немножко,
в газах его такая грусть!
Найдется каши ложка…
3.Я под гнездом нашла птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятала в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж,- сказала мама,- пусть
он поживет немножко,
в газах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…
4.Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут-
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдется место!
Учитель:
- Помните, ребята, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
Ученик
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
Подарок коллективу (танец «Две подружки»)
Учитель:
- А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать определённые правила, законы. Достроим домик. Возведём крышу. Для этого выясним, по каким законам дружбы мы будем жить в этом доме дружбы?
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Не ябедничай.
Умей признавать свои ошибки.
Учитель:
- Существует много законов о дружбе. Но эти – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! И сейчас мы с полным правом закончим строительство нашего домика. (крыша)
«Наслаждаться общением – главный признак дружбы»
Аристотель
Ученик.
- Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Ученик. Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется
Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие,
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Ученик. Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
Все ученики говорят по строчке:
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу
Ведь дружба – это ценный дар!
Учитель:
- Мы не зря сегодня посвятили наш праздник дружбе. Давайте дарить друг другу только добро, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Я предлагаю сегодняшний день считать днём рождения нашей «Страны Дружляндии»
И в завершение нашего праздника я хочу вам подарить это огромное сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» (дети заранее готовят письмо-ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладошку, вырезают, на одной из сторон пишут пожелание себе, друзьям, классу, а другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы их запаяем и откроем через 9 лет, когда вы будете в 11 классе.
Финальные слова
Все ученики говорят по строчке:
Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу
Ведь дружба – это ценный дар!
Песня о дружбе