СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учись дружить - ведь это так непросто!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном мероприятии  ребята постигнут тайны дружбы, будут учиться жить  одной большой школьной семьёй по определённым законам дружеских отношений;  прочитают  «Книгу мудрости»;  построят  "Домик. Дружбы" и оправят в будущее "Письмо на ладошке".

Просмотр содержимого документа
«"Учись дружить - ведь это так непросто!"»

Воспитательное мероприятие в 3 классе

Тема: Учись дружить, ведь это так непросто.




























Цель: - развивать умение учащихся вести диалог; размышлять, дискутировать;

Рассуждать;

            - формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу;

            - воспитывать чувства взаимовыручки, уважения к другу, любовь к ближнему.

Оборудование: фонограммы песен: Татьяна Мухаметшина «Песня о доброте», «Настоящий друг», «Дружба», «Две подружки»; макет дома, макет «Книги Мудрости»; листочки с пословицами, мультимедийный проектор, плакаты: «Учись дружить», «В дружбе-сила!», макет «Сердца», выставка детских книг о дружбе, «Письмо на ладошке».


Звучит музыка (Песня о доброте)

Учитель: Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И тот спросил у него: Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках». Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.

- Ребята, в наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными, ведь мы с вами живём одной большой школьной семьёй и должны учиться жить по определённым законам. Сегодня на нашем мероприятии нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Чтобы постичь её, мы прочитаем «Книгу мудрости» и немного потрудимся - построим домик. И это будет не просто домик, а мирный домик. А чтобы его построить, надо ответить на многие вопросы.

- Ребята, как вы думаете, что в доме должно быть самое прочное? (ответы детей).

- Чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе всё здание. А чтобы заложить фундамент, разгадаем слово.

Слово это серьёзное

Главное важное

То, что значит оно

Очень нужно для каждого.

В нём отношения, основанные на доверии,

На тепле и радости,

На заботе и привязанности,

На верности и преданности.

В нём стремленье

Другому быть нужным.

Что же это?

Конечно, дружба!

- Итак, сегодня мы построим Дом Дружбы. (Закладка фундамента)



1 ученик

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать легко?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Учитель

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг «плохое» совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

2 ученик

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

3 ученик

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

4 ученик

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Учитель:

- А как вы, ребята, думаете, что такое дружба?

- Откроем «Книгу мудрости»:


1. «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

(Из толкового словаря Ожегова)

- Античный философ, учитель, мудрец, живший до н. э., Сократ писал

2. «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет смысла»

(Сократ)

3. «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу – всё – равно, что лишить мир солнечного света»

(Цицерон)

Цицерон Марк Туллий, римский оратор, философ, государственный деятель, писатель, переводчик, живший до н. э.

1 ученик

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

2 ученик

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

3 ученик

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба — это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.


Учитель

- Что такое дружба, мы с вами выяснили, а кто такой «друг»? - А давайте обратимся к народной мудрости. Закончите пословицы:

  1. Человек без друзей, что дерево … (без корней).

  2. Друга ищи, а найдешь … (береги).

  3. Дружба, как стекло: разобьешь - …(не сложишь).

  4. Друг познается …(в беде).

  5. Без друга в жизни …(туго).

6. Друг неиспытанный – что орех…..(не сколотый).

7. С другом веселее при удаче, легче…. (в беде)

8. Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).

9. Друг до поры – тот же….(недруг).

  1. Дружба не гриб – в лесу…(не найдёшь).

  2. Хочешь иметь друга – …….(будь им).

  3. Без друга на душе….(вьюга)


Учитель.

-  Послушайте стихотворение «Гость» о том, как наши дети выбирают себе подруг и друзей.



Ученик:

Я привёл к нам в гости Гену.

Вот он… чуточку смущён.

- Мама, представляешь,

необыкновенный мальчик он!

На уроках, переменах

Мы с ним лучшие друзья.

- Чем же он необыкновенный?

- Хуже учится, чем я!

Учитель. 

- Но иногда нам надо задуматься: почему с некоторыми детьми никто не хочет дружить. Может быть, этот секрет нам раскроют стихи?

Ученица:

Сценка «Подружки»: Все живут, не тужат, а со мной не дружат

Бант у Кати расписной, красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

Мы же одногодки! Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки из одной скорлупки!»

Я шепчу: «Но ты учти - ты во всем должна идти

Другу на уступки».

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, буду знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: « А ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим: будешь ты меня спасать,

Дашь контрольную списать!»

А девчонки на дыбы, говорят: « Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Учитель:

- Так почему никто не захотел дружить с девочкой?

- Давайте посмотрим, что говорит нам об этом «Книга мудрости»?

4. «У друзей всё общее - и дружба есть равенство».

Пифагор

(древнегреческий философ и математик)

5.« Истинный друг познаётся в несчастье»

Эзоп

Сценка "Друзья". Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол". К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!". - Давай! - согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них. Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.- Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. - И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил. - То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Учитель:

- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

- Какое правило дружбы забыл Максим?

Учитель:

- Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы. Вот, как, например, у наших подружек.

Исполняется песня «ДВЕ ПОЛОВИНКИ»

Учитель:

- Или как у наших друзей.

Сценка «Закадычные друзья» :    

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой.

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я

Закадычные друзья

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе отстаем!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!

- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду,

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим, что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра.

А она еще смеется:

- Вы действительно друзья,

Вас водой разлить нельзя!


Сценка «Богатыри»: На лбу бывают шишки,

Под глазом фонари.

Уж если мы мальчишки –

То мы – богатыри.

Царапины. Занозы.

Нам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слезы

Сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога,

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра мы,

Опять на бой, в дозор,

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор. (Сражаются)

Учитель:

   - Но сложнее всего складываются в школе отношения между девочками и мальчиками. Вот что было в сентябре.

Инсценировка песни «СМИРНОВА, Я ДРУЖИТЬ С ТОБОЙ НЕ СТАНУ»

Смирнова, я дружить с тобой не стану.

Терпеть я не могу воображал:

Подумаешь, читает Мопассана,

Да я давным - давно его читал!

Припев:   Ты спишь и видишь,

Как за тобою

Портфель твой носит школьный Дон Кихот.

Оставь, Смирнова, меня в покое,

Не строй мне глазки – номер не пройдет!

Подумаешь, у неё в кармане снова

Жевательной резинки целый пуд!

Ну, вот и жуй ее сама, Смирнова,

Я жвачку не люблю, я не верблюд!

Припев:   Ты спишь и видишь,

Как за тобою

Портфель твой носит школьный Дон Кихот.

Оставь, Смирнова, меня в покое,

Не строй мне глазки – номер не пройдет!

Физминутка

Чтобы солнышко светило,

Чтоб его на всех хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся,

Встанем в круг.

Каждый человек человеку – друг!

За руки возьмемся, пусть пойдет

По земле огромный хоровод.

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире дружбы круг.

Релаксация
– Закройте глаза… и представьте себя в саду ДРУЖБЫ. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное… Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем-то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения…

Учитель:

- Предлагаю вам поразмыслить над ситуацией, которая нам предлагается. 


Друг напомнил мне вчера, 
Сколько сделал мне добра. 
Карандаш мне дал однажды, 
Я в тот день забыл пенал. 
В стенгазете, чуть не в каждой, 
Обо мне упоминал. 
Я упал и весь промок, 
Он мне высохнуть помог. 
Он для милого дружка, 
Не жалел и пирожка. 
Откусить мне дал когда – то, 
А теперь представил счёт. 
Не влечёт меня, ребята, 
Больше к другу не влечёт.

Учитель: 
- Давайте подумаем можно ли героев этого стихотворения назвать настоящими друзьями?

- Вернёмся к нашему домику Дружбы. Нам нужно возвести стены, которые будут символизировать качества настоящих друзей. А какими качествами должен обладать настоящий друг?

Работа в группах: 1 группа находит качества, которые помогают дружбе, а 2 группа – мешают, 3 группа придумывает качества, которыми должен обладать настоящий друг.

(Вспыльчивость, доверие, глупость, милосердие, зависть, искренность, ложь, интерес, обман, надёжность, предательство, равноправие, хитрость, честность)

- А что нам советует мудрая книга?

  1. «Искренность отношений, правда в общении – вот дружба»

Суворов

Жил в 18 веке, был великим полководцем, имел чин генералиссимуса.


(Застройка стен)

 Обсуждение проблемных  ситуаций  в  группах.


--  Твой  друг  употребляет  плохие  слова  и  выражения, твои действия.

--   Твой  друг  совершает  плохой  поступок, и все об этом узнали, в том числе и ты. Твои действия.

- Твой  друг  не  хочет,  чтобы  ты  ещё  с  кем-то  дружил, что ты будешь делать?

Учитель:

- А кто ещё для вас может быть другом, кроме ваших сверстников, кого вы можете назвать другом?

Друг -- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; 
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; 
- старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо;

- собака, которая преданно смотрит в твои глаза;

- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней…

Учитель:

- Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.

Игра “Волшебный стул”.

На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..).

Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся? (свободные высказывания)

Учитель: Друг у человека может быть один - самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься проблемами, для своих одноклассников, вы должны стать товарищами. Мы должны заступаться за каждого, обязательно выручать из беды, как многие сказочные персонажи в своих сказках выручают друг друга.

- Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков «исполнения желаний». Какое было последнее желание Жени? (Оторвала лепесток и пожелала здоровья Вите).

- Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)

- Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (Слонёнок)

- Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда). Вызывает ли у вас уважение поступок девочки?

- Назови друзей Вини – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)

- У девочки с голубыми волосами, Мальвины, было много друзей, но один был всегда рядом. Кто он? (пудель Артемон).

- Как звали девочку, которая подружилась с семью маленькими человечками? (Белоснежка).

Выставка детских книг о дружбе и добрых делах.

Учитель: - Ребята, а откуда все эти герои? (из сказок). Правильно, из сказок. Книг о дружбе и друзьях, добрых поступках очень много. На нашей книжной выставке, которую сегодня для вас приготовили работники нашей библиотеки представлена лишь небольшая часть замечательных книг о дружбе и добрых поступках. Читая эти книги, вы приобретаете себе настоящих друзей - литературных героев и учитесь добрым делам.

1.Я как-то в дом принес щенка,

    Бездомного бродягу,

    Чтоб подкормить его слегка,

     Голодного беднягу.

    - Ну, что ж,- сказала мама,- пусть

      он поживет немножко,

      в глазах его такая грусть!

      Найдется супа ложка…

2. Я во дворе нашел потом

    Котенка чуть живого,

    Его принес я тоже в дом,

    Сказала мама снова:

     - Ну, что ж,- сказала мама,- пусть

      он поживет немножко,

      в газах его такая грусть!

      Найдется каши ложка…

3.Я под гнездом нашла птенца,

   Над ним вороны вились,

   Я спрятала в шапку сорванца,

    Мы с ним домой явились.

     - Ну, что ж,- сказала мама,- пусть

      он поживет немножко,

      в газах его такая грусть!

      Найдется хлеба крошка…

4.Однажды я принес ежа,

    Ужа и черепаху,

    И заяц в нашу дверь вбежал,

    Наверное, со страху.

    Сказала мама: - Пусть живут-

     в квартире так чудесно,

     а если потесниться, тут

     и нам найдется место!

Учитель:

- Помните, ребята, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

Ученик

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.


Подарок коллективу (танец «Две подружки»)

Учитель:

- А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать определённые правила, законы. Достроим домик. Возведём крышу. Для этого выясним, по каким законам дружбы мы будем жить в этом доме дружбы?

Законы дружбы

  1. Помогай другу в беде.

  2. Умей с другом разделить радость.

  3. Не смейся над недостатками друга.

  4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

  5. Умей принять помощь, совет.

  6. Не обманывай друга.

  7. Не предавай друга.

  8. Относись к другу как к себе.

  9. Не ябедничай.

  10. Умей признавать свои ошибки.


Учитель:

- Существует много законов о дружбе. Но эти – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! И сейчас мы с полным правом закончим строительство нашего домика. (крыша)


  1. «Наслаждаться общением – главный признак дружбы»

Аристотель



Ученик.   

      - Если есть друзья на свете –

                Всё прекрасно, всё цветёт.

                Даже самый сильный ветер,

                Даже буря не согнёт.

                Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

                Будем весело шагать.

                При любой погоде дружим –

                Дружбы этой не порвать.

                И любой из нас ответит,

                Скажут все, кто юн и смел:

                Мы с тобой живём на свете

                Для хороших, славных дел.


Ученик.   Раздаются порой голоса,

                Что чудес никаких не имеется,

                Есть на нашей Земле чудеса,

                Но их надо найти, разумеется

                Дружба – главное чудо всегда.

                Сто открытий – для всех настоящее.

                И любая беда – не беда,

                Если рядом друзья настоящие,

                Друг не будет смотреть свысока,

                Наизусть он характер твой выучит

                Нужно верить, что друга рука

                 В трудный час обязательно выручит.


Ученик.  Так давайте, давайте дружить,

                Пусть не раз нам стихи вспомнятся.

                Если дружбой всегда дорожить,

                То любое желание исполнится.


Все ученики говорят по строчке:

Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 

Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу

Ведь дружба – это ценный дар!


Учитель:

      - Мы не зря сегодня посвятили наш праздник дружбе. Давайте дарить друг другу только добро, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Я предлагаю сегодняшний день считать днём рождения нашей «Страны Дружляндии»

И в завершение нашего праздника я хочу вам подарить это огромное  сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» (дети заранее готовят письмо-ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладошку, вырезают, на одной из сторон пишут пожелание себе, друзьям, классу, а другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы их запаяем и откроем через 9 лет, когда вы будете в 11 классе.

Финальные слова

Все ученики говорят по строчке:

Дружба – это тёплый ветер, 
Дружба – это светлый мир, 
Дружба – солнце на рассвете, 
Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье, 
Дружба – у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой – жизнь весной полна. 

Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу

Ведь дружба – это ценный дар!


Песня о дружбе