СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учись учиться" - материал в помощь ученику

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Учись учиться" - материал в помощь ученику. Памятки для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«"Учись учиться" - материал в помощь ученику»

Учись вести записи с голоса


1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую мысль до конца и пойми её.

2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной Мысли, начинает её комментировать.

3. Не старайся записывать материал дословно, отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.

4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращения оставляй место, чтобы дома закончить запись.

5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).

6. Если в лекции встречаются непонятные места - оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.

7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.).

8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: (выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное...).



Как работать над понятием


Понятие - логически оформленная мысль о предмете.


Последовательность действий.

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.






Правила записи текста


1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста - это улучшает его обозреваемость.

2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения: подчеркивание и отчеркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделение одной темы от другой).


В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом; отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

пробельные строки (для отделения одной мысли от другой); нумерацию;

выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).


Со временем у вас выработается своя система выделений.


3. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.



Как делать выписки


Выписать — найдя в источнике нужную мысль, списать.


1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.


2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.


3. Стремись к краткости записи.


4. Отделяй одну мысль от другой.


5. Закончив работу, выпиши все данные источника.




Конспект - краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования к написанию конспекта:

Системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.


Этапы конспектирования.

1.Прочитай текст, отметь в нём новые слова, непонятные места, имена, даты, составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

2.Выясни в словаре значение непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

З.Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстрации. Запись веди своими словами, не переписывая текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.

4. Прочитай конспект ещё раз, доработай его.



Как подготовить реферат


Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи.


1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с её содержанием.


2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.


3. Составь план реферата.


4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.


5. Прочитай текст и отредактируй его.


Учись слушать


1. Приведи в порядок рабочее место - пусть ничто не отвлекает внимание.

2. Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.

3. Вникни в формулировку темы лекции.

4. Осознай поставленную цель.

5. Изучи план лекции.

6. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе -таким образом, учитель выделяет главные, существенные мысли.

7. Старайся представить услышанное.

8. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.

9. Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы лекции.

Правила запоминания


1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.


2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала. Иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.


3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.


4. Отдели основополагающий материал от

иллюстративного, который запоминать не надо.


5. Произнеси несколько раз новые слова и даты.


6. Проговори вслух формулировки выводов и законов.


7. Воспроизведи весь материал по плану.




Как выполнять домашние

задания



Время выполнения:


5-6 класс - 2,5 часа.

7-8 класс - 3 часа.

9-11 класс - до 4 часов.


Объём домашнего задания:

1-7 класс 1/3 от сделанного на уроке.

8-11 класс 1/2 от сделанного на уроке.


Максимальная работоспособность в течение дня:

8-12 часов.

16-18 часов.


Порядок выполнения домашнего задания:

1 - теоретические задания и предметы,

2 - практические задания.

Менее трудные - сложные - лёгкие задания.


Рабочее время: 35-45 минут, перерыв - 15

минут.